Решение

Дыхание любви

Сергей Толоконников
Журнал/Архив/Номер 80/Дыхание любви
Дыхание любви

Физическая жизнь человека напрямую зависит от различных физических факторов и функций, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Здоровье и сама жизнь человека тесно связаны с качеством питания. Вода важна для человека еще больше — без воды он способен прожить гораздо меньше, чем без пищи. Но самым важным для человеческого организма является дыхание. Без него просуществовать получится не дни или часы, а считаные минуты. Состояние духовного здоровья человека тоже зависит от разных факторов, но уже духовных. Для духовного здоровья человека крайне важным фактором является атмосфера, в которой он живет, и то, как осуществляется его духовное дыхание.

Иисуса Христа спросили, что, по Его мнению, является самым важным в духовной жизни. Разговор происходил в контексте еврейской культуры, для которой средоточием духовности был закон. Потому и вопрос был сформулирован соответственно: что главное в законе? Ответ был предельно ясен и конкретен: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь…» (Мф 22:37–38). Если перефразировать ответ Христа, то он вполне может прозвучать так: важнейшим показателем духовного здоровья является любовь к Богу. Для констатации полноценного здорового духовного состояния должна быть зафиксирована любовь всего сердца, всей души и всего разума. Со стороны человека ожидается всеобъемлющая любовь. Любовь всем существом!

Но любовь, а тем более столь безраздельная любовь предполагает очень близкие и тесные взаимоотношения. Получается, что Иисус в центре духовности видит взаимоотношения человека с Творцом. Значит, Творец должен быть доступен для отношений. Конечно! Невозможно любить совершенно незнакомого человека. Для этого нужно как минимум визуальное знакомство. Точно так же невозможно любить Бога, если мы никогда не встречались с Ним. Если мы не «узнали Бога», не познакомились с Ним, то мы способны только на принесение ритуальных жертвоприношений. Потому что любая неизвестность пугает, и нам хочется защититься от нее и задобрить «правильными» делами. Но Богу не нужно, чтобы мы от Него откупались. Он ищет преданной любви: «Праведности Я хочу, а не жертвы, знания Бога, а не всесожжения» (Ос 6:6. Пер. РБО, 2011).

Требование односторонней любви звучит странно и несправедливо, унизительно и даже жестоко. Но у Создателя такого требования и нет. Он не просто доступен для взаимоотношений, Он совершает первый шаг навстречу: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (Ин 3:16). В этих словах Христа для нас раскрываются не только желание и настрой Бога на общение, но Его решительность и радикальность в достижении желаемого. Он не просто пассивно ожидает любви от человека. Во взаимоотношениях Творец — инициатор. Евангелие — это весть о том, что сделал Бог, стремясь к взаимоотношениям любви с человеком. Бог предъявляет доказательство Своего доброго отношения: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8).

Убедительность доводов не оставляет никаких шансов для сомнений в непоколебимости Бога завоевать наше доверие. Он не ждет, чтобы сначала мы продемонстрировали свои доказательства любви, Он делает это первым. Он не ждет от нас невозможного. Потому что нам сначала требуется вдохнуть любовь. Только после того, как мы зарядились, мы способны отдать этот заряд любви. Этот процесс можно сравнить с дыханием — прежде чем выдохнуть, необходимо сделать вдох. Так и осуществляется процесс духовного дыхания.

Без малого две тысячи лет назад апостол Павел писал последователям Христа о духовной реальности. Адресаты получили от апостола убедительные доказательства любви Создателя. Для нас, читающих сегодня строки его Послания к Римлянам, они нисколько не утратили своего значения. Нам всем хочется получить подтверждение любым громким заявлениям и уверениям. Какое доказательство вы готовы были бы принять? Давайте представим, что какой-то незнакомец заявляет вам о своей симпатии и предлагает дружбу. А в довершение ко всему вы узнаете, что, прежде чем предложить вам свою дружбу, незнакомец подарил вам самое дорогое из того, что имел сам. И сделал он это до того, как вы об этом узнали. Рискует ли он в ответ получить от вас отказ? Конечно, рискует! Ведь вы его ни о чем не просили. Но совершенно точно можно сказать, что у незнакомца есть настоящее желание дружить с вами. Христос смертью на кресте доказывает любовь Бога к нам! А то, что Он умер за нас еще до нашей встречи с Ним и до установления дружеских отношений, — еще одно доказательство любви Бога и любви безусловной. Именно отношения любви — та атмосфера, существовать и дышать в которой призван человек.

Но вернемся к ответу Иисуса Христа. Дело в том, что мы рассмотрели только первую половину этого ответа. Имеет смысл рассмотреть ответ целиком. А после главной заповеди любить Бога Он сказал и о другой заповеди: «…вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Мф 22:39).

Дыхание любви

Остановимся на этих словах.

Иисус Христос сообщает, что еще и любовь к людям является показателем здорового духовного состояния. Необходимость любить людей сформулирована как заповедь любить ближнего. Ближний — это тот, кто рядом с нами. Не только тот, кого мы выбираем для отношений, но и случайно оказавшийся рядом с нами человек. Совсем не такой, как нам бы хотелось. Но Иисус призывает нас сохранять этот настрой — любить людей беспристрастно. Другими словами, настрой любить людей должен быть таким, чтобы ни для кого не было исключения. Это настрой в потенциале охватывает всех людей. И его не надо путать с нашей способностью проникнуться симпатией к каким-то людям. Любить не значит испытывать симпатию. В первую очередь это проявить заботу или оказать помощь, в которой нуждается ближний.

Любить, как самого себя, — вот ориентир, помогающий нам понять, в чем нуждается мой ближний. Окажись я на его месте, чего бы я хотел? Больше половины вопросов разрешается в тот момент, когда мы умозрительно помещаем себя на место другого человека. Это позволяет нам любить. А если мы из желания любить попробуем поговорить и вникнуть в ситуацию человека, то могут решиться и остальные вопросы. Любить не значит исполнять прихоти или капризы. Это значит заботиться.

Ответ Иисуса Христа уравнивает заповедь любить Бога и заповедь любить окружающих. Каждая из этих заповедей важна и необходима для здоровой духовности. Но по отдельности ни одна из них не является достаточной для достижения желаемого результата. Вы можете возмутиться: «Как же так, мало того, что от меня требуется безраздельная любовь к Богу, так мне еще и людей любить надо?! Это совсем непосильная задача». Именно такой была реакция учеников Христа, когда они слушали Его ответы.

Все правильно. Для нас такая задача действительно неподъемна. Вот тут мы снова приходим к необходимости заручиться поддержкой Создателя. Главный ресурс для нашей здоровой жизни — любовь Творца. Сначала мы должны вдохнуть Его любовь и наполниться ею. Любовь должна попасть внутрь нас. Вдох первичен.

Но дыхание подразумевает вдох и выдох. Выдыхаем мы любовь или нет, лучше всего видно по окружающим. Мы все крупные специалисты в области самообмана. Мы легко уговариваем себя, что все у нас хорошо, мы Бога любим и наполнены Его любовью. Но так это или нет, легко понять по нашим отношениям с окружающими людьми. Это верный индикатор. Проверьте себя.

 

Фото: Getty Images

 


Работает на Cornerstone