Имя художника Василия Верещагина широко известно в нашей стране. Его картины представлены в Третьяковской галерее, в Русском музее и в других музеях России. А некоторые его произведения вошли даже в школьные учебники, например «Апофеоз войны» — картина, ставшая своего рода антивоенным манифестом. И хотя Верещагина часто называют художником-баталистом, он был настоящим противником войны, потому что видел ее очень близко, участвуя в нескольких военных кампаниях, а потому его сердце искало мира.
Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце. С самого детства родители готовили Василия, как и трех его братьев — Сергея, Александра и Николая, к военной карьере. Но профессиональными военными стали только двое, а Василий, окончив кадетский корпус и морское училище, поступил в Академию художеств. Затем учился живописи в Париже.
Верещагин много путешествовал: объездил всю Российскую империю, включая Кавказ, Сибирь и Среднюю Азию. Некоторое время был художником при генерал-губернаторе Самарканда и даже участвовал в обороне города, за что получил награду — Георгиевский крест. Первая выставка его картин состоялась в Самарканде. Туркестанская серия затем выставлялась в России и Европе и имела колоссальный успех.
Верещагин за мольбертом. 1902 годВесной 1874 года выставка картин Верещагина открылась в Петербурге. Публика ее восприняла восторженно, среднеазиатская экзотика вызывала большой интерес. Но императору Александру II картины Верещагина не понравились, он обвинил художника в отсутствии патриотизма. Незадолго до выставки император подписал указ о всеобщей воинской повинности и ожидал увидеть на выставке полотна с батальными сценами, победными триумфами, портретами военачальников в орденах и проч. А Верещагин представил обратную сторону войны: раненых, искалеченных, уставших людей, трупы убитых. Так никто войну до него не писал. На этой выставке было представлено и знаменитое полотно «Апофеоз войны», где груда черепов символически являет плоды войны, которая всегда заканчивается лишь триумфом смерти. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана» и было посвящено осуждению жестокого завоевателя, который в древности покорил полмира. Но перед самой выставкой Верещагин расширил тему картины, о чем свидетельствуют и новое название, и надпись на раме, сделанная его рукой: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Несмотря на критику Императорская академия художеств присвоила Василию Верещагину звание профессора, но 27-летний художник от звания отказался. Безусловно, он был задет непониманием, говорили даже, что он уничтожил несколько картин с выставки. Но от своей позиции он отказываться не собирался.
Вскоре Верещагин покинул Петербург и вновь отправился в путешествие, на этот раз в Индию и Тибет, где прожил почти два года.
В 1876 году Верещагин поселяется в Париже, но ненадолго. Через год началась русско-турецкая война, и его призвали в действующую армию, приписав как художника к ставке главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по линии фронта. Верещагин часто бывал на передовой и делал множество зарисовок. Случалось также, оставив кисть и краски, участвовать в сражениях. При осаде Плевны погиб его брат Сергей, а сам он был ранен в бедро. За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался.
На Шипке все спокойно. 1878–1879 годыЧем больше Верещагин находился в гуще военных событий, тем больше он проникался ненавистью к войне. Он писал: «В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя Того, чье учение было основано на мире и любви. Факты эти, которые мне приходилось наблюдать во многих случаях, произвели сильное впечатление на мою душу; обдумав тщательно этот сюжет, я написал несколько картин войны и казней. Я взялся за разработку этих сюжетов далеко не в сентиментальном духе, так как мне самому случалось убивать в различных войнах немало бедных своих ближних… но вид этих груд человеческих существ, зарезанных, застреленных, обезглавленных, повешенных на моих глазах по всей области, простирающейся от границ Китая до Болгарии, неминуемо должен был показать живое влияние на художественную сторону замысла»1.
В декабре 1879 года Балканский цикл Верещагина экспонировался в Париже. И снова на художника обрушилась критика, многие не понимали, почему его интересуют жертвы войны, а не ее герои.
В 1882 году Василий Верещагин писал критику Владимиру Стасову: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого»2.
У Верещагина была давняя мечта — посетить Ближний Восток, и в 1884 году вместе с женой он отправляется в путешествие по Палестине и Сирии. Здесь его сердце открылось к совсем другой теме — евангельской. Верещагин не считал себя верующим, даже долго отказывался венчаться с женой, но жизнь Иисуса его явно привлекала. Он видел в Нем ответ на те вопросы о смысле жизни, которыми задавался во время своего участия в военных кампаниях.
Апофеоз войны. 1871 годЕще в детстве Василий Верещагин был поражен образом Христа, который он увидел в любецкой церкви. Это была алтарная картина «Воскресение Христово», написанная местным художником-самоучкой, но она поразила воображение мальчика и навсегда врезалась в его память. К официальной церкви Верещагин относился с большим предубеждением, он критиковал церковников, считая, что их интересует только прибыль. Однако образ Христа был ему дорог. Иисус привлекал его как историческая личность, как высокий нравственный идеал. Именно это художник хотел передать в своих картинах.
Путешествуя по Ближнему Востоку, Верещагин делал много зарисовок: природы, местных жителей, древней архитектуры, он хотел запечатлеть особый колорит этой земли, передать ее дух. На основе своих зарисовок Верещагин создал Евангельский цикл из шести картин: «Святое семейство», «Иисус с Иоанном Крестителем на Иордане», «Иисус в пустыне», «Христос на Тивериадском озере», «Пророчество» и «Воскресение Христово». К сожалению, большая часть из них недоступна, неизвестно даже, сохранились ли эти картины, о них мы можем судить лишь по фотографиям и отзывам современников. Но и то, что до нас дошло, свидетельствует о глубоком и неординарном подходе художника к евангельской теме.
Художник прекрасно почувствовал природу Палестины и проникся жизнью людей, которые ее населяли. Герои его евангельских картин живут обычной жизнью — трудятся, молятся, общаются друг с другом. Кажется, что в них нет ничего особенного, сакрального. Тем не менее в этой простоте много смысла и любви. Это хорошо отражено в картине «Святое семейство», где изображена большая семья во дворе бедного дома. Верещагин в своей трактовке явно следует за Ренаном, книга которого «Жизнь Иисуса» была очень популярна в то время. Так, Ренан считал, что помимо Иисуса Мария имела и других детей, так что у Спасителя были младшие братья и сестры. Художник сам писал об этом в одном из писем. Но для традиционного сознания эта мысль была кощунственной, и на художника обрушилась критика.
Художник писал: «Я прошел по всей Святой земле с Евангелием в руке; я посетил места, освященные много веков назад присутствием в них нашего Спасителя. Следовательно, у меня должны были явиться и явились свои собственные идеи и представления о том, каково должно быть воспроизведение многих событий и фактов, упоминаемых в Евангелии. Идеи мои необходимо отличаются от представлений художников, никогда не видавших декоративной стороны Святой земли, никогда не наблюдавших лично ее население и нравов последнего»3.
Стена Соломона. 1883–1885 годыВ 1885 году Евангельский цикл Верещагина был показан в нескольких городах Европы, и ряд католических священников потребовал уничтожить картины, потому что евангельские сюжеты изображены не по церковным канонам. В Вене один из посетителей плеснул на полотно «Воскресение» серной кислотой, картина была безнадежно испорчена. Брызги кислоты попали и на соседние картины, но их Верещагин смог восстановить. Уцелевшую часть Евангельского цикла художник увез в Америку, где выставка прошла с большим успехом. В Америке художнику предлагали почетное гражданство, но он отказался и вернулся в Европу. Правда, в Россию эту серию Верещагин привезти не рискнул, опасаясь реакции церкви. Все картины были проданы в Америке на аукционе и разошлись по частным коллекциям.
Одновременно с Евангельским циклом Василий Верещагин создал еще один цикл картин, который назвал «Трилогия казней»: в центре — «Распятие на кресте у римлян» (Голгофа), «Казнь заговорщиков в России» и «Расстрел участников восстания в Британской Индии». Здесь художником руководила мысль о том, что власть казнит неугодных людей под разными предлогами и разными способами, но суть казни не меняется: из века в век происходит братоубийство, и оно ведет только к торжеству зла.
В 1903 году Верещагин побывал в Японии, привез оттуда много новых работ. Эта страна очень вдохновила художника, и в 1904 году он вновь отправился туда. Но началась русско-японская война, и это путешествие стало для художника последним. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» попал на мину у берегов Порт-Артура. На этом корабле среди нескольких сотен человек погиб вице-адмирал С. О. Макаров, с которым Василий Верещагин учился еще в кадетском корпусе, погиб и сам художник. Ему было всего 62 года.
В письме из Японии Василий Верещагин писал: «Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце… пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово… Но фурия войны вновь и вновь преследует меня»4.
1 Верещагин. В. Повести, очерки, воспоминания. М., 1990. С. 110.
2 Там же. С. 123.
3 Там же. С. 198.
4 Там же.
Фото: Wikipedia.org, Wikiart.org