«Когда Бог устраивает нам встречу с Собой наедине, посылая несчастья или горечи, соблазны или разочарования, болезни или несбыточные мечты, разрывая старую дружбу или даруя новую, когда мы встречаемся наедине — Он и мы, и больше никого, — и когда мы теряем дар речи и не можем даже задать Ему ни одного вопроса — вот тогда-то Он и начинает нас учить».
Освальд Чемберс
Согласно одному из исследований, проведенных Всемирной организацией здравоохранения, депрессия является пандемией, охватившей все человечество. Депрессия фигурирует в качестве основной причины неявки на работу и потери трудоспособности во всем мире. Алкоголизм, зависимость от психотропных препаратов, разводы и рост суицидов — ее спутники. Существует множество светских теорий, описывающих симптомы депрессии, причины ее возможного происхождения и способы избавления от нее. Общераспространенное определение депрессии (лат. depressio — «подавление», «понижение») описывает человека в угнетенном, подавленном состоянии души, характеризующемся упадком настроения, пессимистическим взглядом на происходящее, нередко сопряженным с различными физическими симптомами.
Однако задолго до возникновения современной психиатрии Гиппократ (IV век до н. э.) описал, а затем и Церковь констатировала существование меланхолии, или душевной болезни, предпринимая различные попытки оказания помощи людям, пораженным этим недугом. По сути, депрессия — это одна из форм человеческого страдания, сопряженного с физической и душевной болью, которое присуще всем людям — святым и грешникам.
Примечательно, что библейское повествование пестрит историями людей, переживавших периоды угнетения души: Илия, Саул, Давид, Иов, Иона, Иеремия, Петр, Павел и даже Иисус Христос. Писание передает их внутреннее состояние с помощью таких выражений, как: «скорбь в сердце моем день и ночь» (Пс 12:3); «пробивает во мне пролом за проломом» (Иов 16:14); «сведена наша жизнь во прах» (Пс 43:26, НРП); «томление духа» (Еккл 1:17); изнурение (см.: Иов 16:7); ужас, горе, скорбь (см.: Притч 1:27); смертельная скорбь души (см.: Мк 14:34). Изучение историй библейских героев помогает нам понять, что причина депрессии не всегда очевидна и однозначна. За внешними причинами (кризисные обстоятельства, грехи других людей, физические болезни) может скрываться сатана (см.: Иов гл. 1), наша собственная склонность к греху (см.: Иак 1:12–16) и, в конце концов, даже Сам Бог — Первопричина всего (см.: 1 Цар 2:6–7; Ис 45:7). Писание особым образом выделяет внутреннюю и внешнюю реакцию человека на страдание и то, каким образом и в ком человек ищет выход для себя.
Книга псалмов — замечательный ресурс для понимания состояния депрессии и помощи людям, которые ее переживают. Так, например, в 41-м псалме представлен человек в состоянии глубокого отчаяния. Его стенания описаны следующими эпитетами и образами: «слезы мои были для меня хлебом день и ночь» (41: 4), «унывающая и смущенная душа» (41:6, 7, 12), внутреннее скитание, изнемогающий плач (см.: 41:10, НРП). Это не описание депрессии, а возможность для человека с помощью слов выразить свое состояние и не спешить с выводами. Важно увидеть, как автор псалма ведет разговор с самим собой, задавая вопросы и делая какие-то утверждения. Его вопросы очень конкретные: «Что унываешь, душа моя? Что смущаешься (тревожишься)? На что ты уповаешь?» (см.: Пс 41:6, 12). Они подталкивают анализировать свое душевное состояние и находить то, что является для души источником надежды, упования и основой самой жизни. Автор псалма активен в своих размышлениях, несмотря на то что физически он изнеможен. Обращение к своей душе указывает на центр его сердечного устремления, где звучит активная проповедь самому себе: «Какой выход я вижу из сложившейся ситуации? Что принесет мне радость?» Отвечая самому себе, псалмопевец провозглашает упование на Бога Вечного и Неизменного, который является Спасителем, Милостью, Заступником, даже в тот момент, когда кажется, что Бог молчит и не обращает внимания на его стоны. Эта надежда призывает к поклонению Вседержителю через славословие Господа невзирая на обстоятельства (см.: Пс 41:5, 6, 12).
Итак, Библия рисует портрет человеческой депрессии. Это может казаться противоречием, но это не пассивное состояние человека, несмотря на внешние проявления общего упадка, а активная фаза внутреннего анализа и выбора упования, которое может привести либо к еще более глубокому разочарованию, либо к росту в вере. Писание не просто приоткрывает завесу над страданием, а решает проблему человеческой депрессии. Есть два сценария развития депрессии. Первый — продолжать жалеть себя и усугублять свое состояние (см.: Иона 4:1–11), потакая своей гордости, гневу, страху, несбывшимся ожиданиям и желаниям, которые так или иначе лежат в основе депрессии. Второй — стараться обнаружить Бога и взывать к Нему, ища лишь у Него защиты, поддержки и смысла. Само воззвание к Богу является поворотным моментом в состоянии уныния души и ведет к следующему шагу — признанию того, что у Господа есть не ясная для нас цель в страдании!
Обращение к псалмам может стать прекрасным ресурсом, который поможет изнемогшему человеку обратить свой взгляд на Творца (см.: Пс 12, 21, 50, 54, 69, 87 и др.). Иисус не раз цитировал отрывки из Писания, находясь в тяжелых обстоятельствах жизни: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс 21:2, 87:15, Мф 27:46). Обращение к Богу является главным шагом в практике веры, дающей надежду. Надежда не возникает на пустом месте. У нее должно быть солидное основание — признание абсолютного господства Бога во всем и вера в то, что Его благодати будет достаточно для нас в самые трудные моменты жизни (см.: 2 Кор 12:9; Рим 5:2–5). Притом что обстоятельства жизни могут не измениться, коренным образом может измениться наше отношение к ним, к окружающим людям и к Богу. Писание учит, что Господь может использовать разнообразные средства, чтоб испытать человеческое сердце и открыть нам наши собственные глубины и способность к Его познанию (см.: Исх 16:2–12; Втор 8:1–5; Иона 4; Ис 45:5–7).
Главная цель Бога в жизни христианина — освящение, или уподобление Христу (см.: Рим 8:28–29). Автор Послания к Евреям, размышляя о человеческом опыте Христа, делает вывод, что Сын обрел навык послушания и зависимость от Отца через прохождение серьезных страданий (см.: Евр 5:7–8). Чаще всего в страданиях мы учимся простой истине, которую произносим в своем сердце: «Да будет воля Твоя, а не моя» (см.: Иов 2:10; 2 Цар 12:22–23; Лк 11:2; Мф 26:42).
Такая перспектива отношения к депрессии послужит нам навигатором в нашем странствии «темной ночью души». Трудно, наверное, согласиться, но периоды оставленности и безнадежности даются нам Богом для того, чтобы мы могли честно оценить свое основание жизни, задав себе следующие диагностические вопросы: что ввело меня в отчаяние? чего я хочу достичь своими действиями? что приносит мне радость в жизни? как я буду реагировать, если это стеснение будет продолжаться не один день? Результатом такого самоанализа станет размышление нашей души о самом главном: что действительно является основой моей жизни и в какого Бога я верю?
В своем знаменитом выступлении в Ареопаге апостол Павел, резюмируя размышление о смысле человеческого бытия, сказал следующее: «От одного человека Он (Бог. – прим. авт. О. М., М. М.) произвел все человечество, чтобы люди заселили всю землю, на которой Он определил для всех времена и место обитания. И все это Бог сделал для того, чтобы люди искали Его, могли ощутить Его и найти Его, хотя Он и не далек от каждого из нас» (Деян 17:26–28, НРП). Сегодня ничего не изменилось. Мы по-прежнему живем в мире, полном идолов, предстающих в различных обличьях, все они созданы людьми для того, чтобы «вселять надежду» и «спасать от безнадежности». Но есть только один Господь, который страстно желает быть найденным, и только Он в реальности может нас спасти. Его найти нетрудно, Он есть Единственный Господь — Воскресший и Победивший смерть Иисус Христос! Веришь ли ты в это? Если да, тогда, подобно Давиду, ты сможет воскликнуть: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…» (Пс 22:4)!
Фото: Gettyimages.ru