Мир Библии

Жизнь: что стоит за этим словом

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 80/Жизнь: что стоит за этим словом
Жизнь: что стоит за этим словом

«Я люблю тебя, жизнь», — поется в известной советской песне. Далее в ней образно представлена жизнь в трудах, любви, дружбе, повторении всех важных переживаний сначала вместе с детьми, а затем и с внуками.

Само русское слово «жизнь» при помощи непродуктивного суффикса «-знь» (ср. слово «боязнь») образовано от глагола «жить», который, в свою очередь, связан с глаголом «жевать» и старославянским словом «живот». Этимологически это один из древних корней в современном русском языке от индоевропейского предка (*gueῐ-, ср. былинное «гой еси» — «Будь здоров [букв.: жив будь]» (Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1994. Т. 1. С. 304).

В Библии слово «жизнь», точнее «живой», встречается применительно к сотворенным в пятый день творения обитателям воды и неба: «…да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт 1:20), при этом важны оба слова — «душа» и «живая».

«Живой» не просто что-то противоположное неживому, неодушевленному, недышащему, но существующее во времени и пространстве, содержащее в себе самом жизнь и способное ее передавать. В этом суть Божьего благословения, повторенного позднее и для человека: «…плодитесь и размножайтесь…» (Быт 1:22, 28). Обладание жизнью само по себе в Писании ценно, это подчеркивается постоянно: «…за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него…» (Иов 2:4) и «…псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Эккл 9:4). «В правой руке у нее (мудрости. — И. Л.) — долголетие, в левой — богатство и слава» (Притч 3:16, пер. под ред. Кулакова, далее ПК).

Что же касается души, то она, с точки зрения Ветхого Завета, нерасторжима с жизнью. И само выражение «душа живая» можно перевести как «живое существо». Вот как описано сотворение человека в Книге Бытие (2:7): «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Если учесть все смыслы этого отрывка и передать его с учетом современного восприятия для человека, не посвященного в тонкости еврейского мировосприятия и грамматических нюансов, получится вот что: «Вылепил Cущий, Бог, перстного человека из персти земной, вдохнул в ноздри его животворное дыхание, и стал человек живым существом» (здесь и ниже пер. этого стиха мой. — И. Л.). Здесь потребуются пояснения в отношении уже некоторых русских слов. «Cущий» в данном тексте — смысловой перевод имени собственного, Имени Божьего, состоящего в еврейском из четырех букв, тетраграмматона, которое в самом себе содержит идею жизни, бытия. Важно было передать игру слов между евр. «адам» (человек) и «адама» (красноватая глина), для этого пришлось использовать устаревшее книжное слово «персть», означающее «земной прах, пыль» и соответственное прилагательное. Популярный пересказ этого стиха будет таким: «Господь Бог вылепил из красной глины земной красноватый облик человека, склонился над его лицом, вдохнул в него жизнь — и человек задышал».

Моисей предлагает народу принять решение, выбрать: «Подумай о том, что я предложил тебе ныне: жизнь и процветание или смерть и потерю всего», при этом Сам Бог с Его справедливыми и разумными законами повседневной праведной жизни становится абсолютной ценностью. «Во свидетели призываю небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Так избери жизнь — если ты и потомки твои действительно хотите жить — любя Гос­пода, Бога своего, повинуясь Ему и не разлучаясь с Ним. Ибо Он есть сама жизнь твоя, долгая жизнь на той земле, которую Господь клятвенно обещал отдать твоим праотцам Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор 30:15, 19, 20. ПК). Народ Божий может избрать жизнь, потому что «это не пустые слова для вас — это сама ваша жизнь. Соблюдая их, вы будете наслаждаться долгою жизнью в той земле за Иорданом, в которую идете, чтобы овладеть ею» (Втор 32:47. ПК).

Бог не абстрактная истина, не отвлеченная категория, некое витальное начало, нет, Он — Сам Живой Бог. Как об этом сказано в Псалмах, «Томлюсь я по Богу, по Богу Живому. Когда пойду, когда явлюсь перед Ним?» (Пс 41:3, ПК).

Кстати, у жизни есть одна конкретная характеристика — долгота, жизнь праведника характеризуется долголетием. И это не многолетие бессмертных, описанное Свифтом в путешествиях Гулливера. Струльдбруги — это люди в государстве Лагнегг, которые родились бессмертными, это, пишет Свифт, такой природный феномен, они рождаются такими, не часто, но рождаются. Эти люди к 90 годам теряют зубы и волосы, они перестают различать вкус пищи, поэтому едят и пьют без аппетита. Они не помнят имен родственников, друзей, и даже смысл слов им становится непонятен, поэтому они не могут читать, разговаривать, к концу фразы они забывают, с чего начали. Хотели бы вы такого бессмертия? Навряд ли.

Библейская модель жизни — жизнь, исполненная радости, удовлетворения в конкретных земных делах. Об этом говорят две библейские книги мудрости. Притчи Соломона содержат наставления отца сыновьям; Книга Экклезиаста описыват опыт мудреца, пытавшегося понять, в чем же состоит ценность жизни. И это две разные логики: отец в притчах дает практические советы, построенные на разумном основании, чтобы избежать крайностей и прожить жизнь благоразумно; мудрец сокрушается, что все дела кажутся бессмысленными, называя их суетой сует, то есть напрасным старанием: «И узнал я, что нет для людей ничего лучшего, кроме как радовать да тешить себя, покуда живы. Стало быть, если человек ест и пьет и видит добрые плоды трудов — это от Бога дар» (Эккл 3:12, 13, ПК); «Ступай, ешь с весельем хлеб свой, пей с легким сердцем свое вино, коль скоро угодны Богу труды твои, и пусть будут всегда белы одежды твои и не иссякнут благовония на голове твоей! Наслаждайся жизнью с любимой женой во все дни мимолетной жизни твоей, которую даровал тебе Бог, во все твои мимолетные дни, потому что таков твой удел в жизни и трудах, какие вершишь ты под солнцем» (Эккл 9:7–9, ПК).

Это жизнь, имеющая вкус и цвет, приятный запах, осязаемая жизнь. На земле растут плоды — пшеница, оливки, виноград; у тебя есть домашний скот: коровы дают молоко, овцы — шерсть и мясо, несутся куры. Современный человек далек от этих «радостей», не многие решатся вернуться к «природной» жизни и натуральному хозяйству. Так в чем же ценность библейских советов для нас? Ценность состоит не в конкретном образе жизни, а в Том, от Кого исходят мудрые заповеди и установления, Кто Сам назван Словом. Бог предлагает нам посмотреть на этот мир в его целостности: земля была сотворена Творцом, человек был создан для жизни на этой земле в союзе с Богом. Эта связь была разорвана, в результате чего наш взгляд на мир стал фрагментарным, он раздробился на множество кусочков, стал мозаичным.

Но вот в мою жизнь входит Бог, я верую во Всевышнего, что Он есть и ищущим Его воздает. Он наделяет всех нас возможностью жить здесь и сейчас полноценной жизнью, а также уверяет нас в истинности вечной жизни с Ним. Тогда, что бы я ни делал, я буду действовать с осознанием того, что моя жизнь не конечна и имеет смысл, и этот смысл исходит не от меня, а от Того, Кто выше меня, Кто знает меня и любит меня, от моего Бога и Спасителя.

 

Фото: Getty Images

 


Работает на Cornerstone