Тема

Жизнь с избытком. Что это такое?

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 80/Жизнь с избытком. Что это такое?
Жизнь с избытком. Что это такое?

В Евангелии от Иоанна Иисус говорит о Себе, называя Себя хлебом с небес (6:35), светом миру (8:12), воскресением и жизнью (11:25), истинной виноградной лозой (15:1). В десятой главе Иисус, говоря о Своем духовном попечении над верующими, приводит притчу о Добром Пастыре. В описании Дмитрия Мережковского это выглядит так: «Внизу, в полумраке, где теплилась лишь одна лампада, виднелся мраморный барельеф на гробнице первых времен христианства… простодушные символы детской веры. Среди них — Пастырь Добрый, несущий овцу на плечах, заблудшую и найденную овцу — душу грешника. Он был радостен и прост, этот босоногий юноша, с лицом безбородым, смиренным и кротким, как лица бедных поселян; у него была улыбка тихого веселия. Юлиану казалось, что никто уже не знает и не видит Доброго Пастыря…»1.

А вот текст Евангелия: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин 10:10, 11, 14). Именно в этом контексте мы и встречаем выражение «жизнь с избытком», которую обещает людям Господь Иисус Христос. Что же это такое? Греческое слово «пэриссон», употребленное в этом тексте, имеет значение «сполна, в полной мере»2. В переводе под редакцией М. П. Кулакова этот стих звучит так: «Я же пришел жизнь им дать — жизнь во всей ее полноте».

Робертсон в своем комментарии пишет: «Я пришел, чтобы вы обрели жизнь… И обрели ее в полноте (выделено мной. — И. Л.)... Ксенофонт (Анабасис VII. vi. 31) использует это выражение как “иметь более, чем необходимо”… “переливаться через край”, именно в этом смысле использует однокоренное слово апостол Павел, когда говорит, что “благодать преизобилует” (Рим 5:20). Иисус дает полноту жизни и то, из чего она состоит» (пер. мой. — И. Л.)3.

И все же этих слов явно недостаточно, чтобы понять, о чем же идет речь. Чтобы мы могли себе это представить, нам нужен зримый образ, что-то конкретное, а также понимание того, на каких условиях наша жизнь может стать жизнью в полноте, полноценной, наполненной жизнью, преизбыточествующей жизнью.

Обратимся к Ветхому Завету. Книга Второзаконие: «С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей, ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе…» (Втор 30:9). Если бы мы попытались этот текст перевести на язык современной жизни, то это выглядело бы так: «Господь дарует тебе успех на работе, в семейной жизни и в домашних делах, и это будет приносить Ему радость». Но все это при одном условии: «Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею» (Втор 30:10). По большому счету нужна какая-то более или менее объективная система координат, чтобы соотносить свою жизнь с жизнью преизбыточествующей, ведь, сравнивая себя с другими людьми (что мы чаще всего и делаем), можно найти тех, кто живет лучше тебя (и тогда тебя гложет чувство неполноценности и зависть: живут же люди!), а можно выбрать тех, кто живет хуже (и тогда ты исполняешься чувством превосходства, даже гордыни). Ни то ни другое не созидает тебя. Объективная система координат задается Десятью заповедями в евангельском преломлении, в том, как эти заповеди трактует Иисус в Нагорной проповеди.

Интересный подход к религиозной жизни предлагает Михаил Эпштейн, говоря о противостоянии живой веры и веры предписаний в главе «Жизнь против жира»4. Жизнь, по его словам, — центральное понятие Нового Завета, и жизнь вечная наследует свойства жизни вообще. В вечную жизнь переходит только тот, кто стал живым при жизни. Ведь вечность не прекращение жизни, а дважды жизнь, «пакибытие». Евангелие — это не свод правил, которые надо выучить и прожить жизнь по ним, нет, это жизнь, прожитая на пределе жизненности — до того болевого и смертного порога, где она переливается в вечную жизнь.

Образ доброго пастыря возникает уже в псалме 22: «Гос­подь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Гос­подь назван пастухом. Что Он делает? Он находится неотлучно при Своих овцах. У Него крепкая палка, которой Он отгоняет хищных зверей, у Него есть посох, которым Он направляет на верный путь свернувшую с тропы овцу, которым Он достанет ее из ямы, куда она может угодить.

Затем в псалме возникает еще один образ. Давид рассказывает о том, как Господь приглашает его к трапезе, на голову ему возливается благовонное масло (дорогие духи), в чашу льется напиток, льется щедро и переливается через край. И все это — на виду у его врагов или даже гонителей, притеснителей. Песнь венчают слова о бесконечном желании всегда быть с Господом в Его Храме. Так вот этот переливающийся через край напиток — это и есть жизнь с избытком. Чувство безусловного доверия Богу и безмятежности в самых разных обстоятельствах: враги есть, но они просчитаются. В Боге мы победители в любом случае.

Псалом 22 говорит нам о жизненной позиции доверяющего Богу человека. Я готов следовать за Господом как за Своим Пастырем по ряду причин. Прежде всего, Он знает все мои потребности. Не надуманные, не статусные, не то, что мне кажется нужным и необходимым, а то, что мне на самом деле нужно. Кроме того, мне нечего бояться в этом мире. Не нужно бояться врагов, которые будут видеть, как Бог благословляет меня в моей жизни. Так об этом пишет Давид. Не нужно бояться пути, проходящего по долине смертной тени, ведь с нами Господь. Он обещал пребыть там, где двое или трое молятся во имя Его. Он пребывает вовек с преданными Ему учениками. Текст Евангелия, упомянутый в начале статьи, венчает все эти утешительные обещания Господа Бога словами Христа, о том, что Он отдает за нас Свою жизнь: «Я жизнь Свою отдаю за овец» (Ин 10:15).

Как обрести доверие Богу, о котором говорит Давид в 22-м псалме? Для этого нам нужно вспомнить те дни, когда мы явно ощущали присутствие Господа рядом с нами. Это может быть время вдохновенной проповеди, это могут быть часы наших уединенных размышлений над Словом Божьим или искренних молитв. Возможно, это были мгновения, когда Бог касался нас в суете повседневных необходимых дел. Мы знаем, что Господь заботится о нас, питает нас Своим Словом, поит нас Своим умиротворением, дарует нам Свою праведность, — это тот самый елей, что льется на нас. Он щедро наполняет и переполняет чашу нашей жизни. Нам нужно благодарить Его за все то доброе, что у нас было и есть!

Итак, получается, что наше доверие Богу вырастает из наших личных взаимоотношений с Ним. Если Бог для нас реальная Личность, если мы научились общаться с Ним в молитве, тогда опыт Давида станет нашим опытом, и мы сможем полноправно утверждать: Господь — Пастырь мой, и я живу полноценной жизнью!

 

1 Мережковский Д. С. Юлиан Отступник. — М.: Художественная литература, 1993. С. 36.

2 Ньюман Б. М. Греческо-русский словарь Нового Завета. — М.: РБО, 1997. С. 166.

3 Robertson A. Т. Word Pictures in the New Testament. Vol. 5. The Forth Gospel. The Epistle to the Hebrews. Southern Baptist Theological Seminary of Lousville, Kentucky. P. 186.

4 Эпштейн М. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. С. 288–294.

 

Фото: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone