Обложка

Кто несет ответственность за жизнь в вере?

Яков Шноль
Журнал/Архив/Номер 79/Кто несет ответственность за жизнь в вере?
Кто несет ответственность за жизнь в вере?Автор снимка Нигина Шарден

Тема этого номера «Ответственность за жизнь в вере». Эта тема имеет множество нюансов — о некоторых из них вы точно прочтете в журнале. Мне же хотелось бы сосредоточиться на слове «ответственность».

Понятие ответственности подразумевает двоих: того, кто отвечает, и того, перед кем отвечают. В случае с простыми договоренностями такая модель в большинстве случаев работает — но как быть с вещами невидимыми? Можно ли оценить веру другого? И главное, нужно ли предаваться столь «благочестивому» занятию? Дает ли оно хоть что-нибудь тебе лично?

Апостол Павел однозначно отвечает на эти вопросы, сказав, что «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (значит, ответственность в этой сфере есть!), так что «не станем же более судить друг друга» (Рим 14:12–13).

Если существует ответственность перед Богом, значит, существует и свобода. Быть ответственным может только тот, кто имеет выбор делать что-либо или не делать. Нет свободы — нет ответственности.

Это также значит, что в вопросах сохранения или обретения веры не следует ждать ярких знамений: такого рода вещи не оставляют человеку права на неверие. Чудеса чаще следуют за верой, а не предваряют ее.

Получается, что человек в вопросе веры предоставлен сам себе и волен выбирать. Здесь и начинаются свобода и ответственность, о которых Павел пишет так: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим 14:22).

Христианская вера имеет два измерения — вертикальное и горизонтальное. Вертикальное — двустороннее и взаимно направленное. По сути, вера — это снова и снова взаимная любовь, как и все в Боге, только в ней мы призваны возрастать. Для нас важно не обмануть ожиданий Бога, а для Него важно, чтобы мы не осуждали сами себя при принятии решения, о чем говорит Павел.

Но человек и его жизнь динамичны. В течение жизни единение со Христом то усиливается, то ослабевает, меняются и личностные установки. Мы встречаемся с разными вызовами, которые соответствуют уровню зрелости нашей личности. И каждый раз важен наш ответ на каждый из вызовов, наш выбор, потому что в нем реализуется наша свобода сделать шаг ко Христу или от Него. Оценить же наши шаги, в каком направлении мы движемся, а также наш рост в любви и вере, нам помогает горизонтальное измерение веры — люди вокруг нас и наши взаимоотношения с ними (см.: Иак 3:14). Но познать до конца Христа и всю глубину Его любви в земной жизни невозможно, и поэтому Павел сам о себе говорил: «Мне до совершенства далеко. Но одно я делаю: оставляю прошлое и устремляюсь вперед» (см.: Флп 3:13).

Что давало Павлу силы идти вперед? Я думаю, вера в то, что Христос был рядом с ним. Ведь суть Евангелия в том, что Бог оказался к людям так близко, насколько это возможно (см.: Ин 1:14). Возвещая Благую Весть, Павел ею же и питался, зная, что Бог участвует в его духовной жизни.

Согласно Новому Завету, ответственность за жизнь в вере разделяют двое: человек и Бог. И если человек делает шаг в сторону Бога, то Христос выходит ему навстречу.


Работает на Cornerstone