Решение

Обретение себя. История дэвээровца*

Михаил Дубровский
Журнал/Архив/Номер 79/Обретение себя. История дэвээровца*
Обретение себя. История дэвээровца*На фотографии старейшая в турецкой Антакье (Антиохии) церковь Св. Петра.

 

Мудрость иногда приходит с возрастом, а иногда возраст приходит один.

Михаил Жванецкий

 

Зрелость не врожденное качество, не дар и не «везение». Зрелый характер — результат болезненного опыта и пройденных испытаний. Но даже прожитые годы и пройденные испытания сами по себе не гарантируют обретения человеком зрелости. С трудностями и испытаниями сталкиваются все без исключения, но далеко не все становятся зрелыми, надежными, сильными людьми. Многих испытания просто ломают. Важно то, как мы переработаем свой опыт, сможем ли мы извлечь из нашей боли то драгоценное, что обогатит нашу жизнь, а через нас — жизнь кого-то еще. Один из примеров того, как можно это сделать, — это история жизни Иоанна-Марка, автора второго Евангелия. Хотя в Писании о нем сказано немного, но все же достаточно, чтобы передать нам, что же помогало ему на его пути к зрелости.

Детство будущего автора Евангелия прошло в Иерусалиме в обеспеченной семье. Они жили в просторном доме, достаточно большом, чтобы там могла регулярно собираться церковь. Конечно, речь не идет о всей иерусалимской церкви, которая насчитывала несколько тысяч человек. Но похоже, что ядро церкви, ее ключевые лидеры, чаще всего встречались именно в доме, принадлежащем Марии, матери Иоанна-Марка. Кроме того, в этой семье были слуги, которые выполняли всю черную работу. Откуда мы это знаем? В Книге Деяний есть примечательный эпизод, когда ангел освобождает апостола Петра из тюрьмы (см.: Деян 12). Вот как Лука описывает произошедшее после этого: Петр, «осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода…» (Деян 12:12–13).

Итак, семья Иоанна-Марка зажиточная, в доме этой семьи собираются лидеры иерусалимской церкви. Интересно, что Библия ничего не говорит об отце Марка. Даже дом назван «домом Марии, матери Иоанна». По всей видимости, его отца к этому времени уже не было в живых. Мать воспитывала Марка одна. Добавим еще несколько деталей. Апостол Павел называет Марка племянником Варнавы (см.: Кол 4:10). Очень похоже, что Мария, мать Иоанна, и Варнава — родные брат и сестра. И оба они являются признанными лидерами церкви. И еще деталь: двойное имя — Иоанн (еврейское имя) и Марк (латинское) — с большой вероятностью означает, что Иоанн-Марк был римским гражданином.

Зажиточная семья, римское гражданство, близкое знакомство с лидерами церкви плюс женское воспитание. У молодого человека есть все шансы превратиться в этакого «христианского мажора». Очевидно, что его дядя видел эту угрозу. А потому при очередном посещении Иерусалима он забирает Иоанна с собой в Антиохию.

И вот первый принцип становления человека: невозможно стать зрелым, оставаясь в зоне комфорта; чтобы мы могли расти, нас нужно выдернуть из привычной комфортной обстановки. И это только начало.

В Антиохии Марк попадает в очень непривычную атмосферу, поскольку церковь в этом городе была «неправильной». Значительную часть этой общины составляли христиане из язычников, которые не соблюдали Закон и обычаи (в отличие от христиан в Иерусалиме). На совместных трапезах Марку пришлось сидеть за одним столом с людьми, которые ели то, что он с детства привык считать мерзостью. И, конечно, у него теперь не было слуг.

Но очень скоро ему пришлось оставить и Антиохию — Бог призвал Варнаву и Савла к миссионерскому служению, и дядя взял племянника с собой. Возможно, Марк даже вздохнул с облегчением. Но радоваться было рано. Библия говорит, что Варнава и Савл имели при себе Иоанна для служения (см.: Деян 13:5). Это значило, что Марк должен был выполнять роль слуги! Давайте представим, что происходило в душе молодого человека. Он оказывался все дальше и дальше от того, что можно было бы считать «раскрытием потенциала» или «исполнением призвания». Духовный центр находился в Иерусалиме, где была сильная церковь, где служили апостолы, куда должен был вскоре вернуться и Сам Господь. Именно там было основное духовное движение, а Иоанн оказывался все дальше и дальше от всего этого. В Иерусалиме он был вхож в круг основных лидеров церкви, а тут должен был выполнять работу слуги. Все свидетельствовало о том, что он, вместо того чтобы подниматься к вершинам «настоящего служения», спускается все ниже и ниже. Решение последовать за дядей было явной ошибкой! И когда лидерство в команде Варнавы и Павла переходит к последнему, Марк принимает решение вернуться в Иерусалим.

Молодой человек пережил явно негативный опыт. И многие сегодня скажут, что такой опыт мешает человеку состояться. Однако и Священное Писание, и жизнь свидетельствуют об обратном: никто не может повзрослеть, не пройдя через опыт неудач, потерь и разочарования. И это второй секрет становления человека: нам необходим негативный опыт! Я не хочу сказать, что чем больше негативного опыта, тем лучше. И я не утверждаю, что нужно специально искать возможность пережить неудачу или разочарование. Такого рода возможности жизнь предоставляет в избытке и без усилий с нашей стороны. Но мы совершаем большую ошибку, если все время стараемся избежать неприятностей. Проблема в том, что неприятности нас настигнут в любом случае, но бегство от проблем не позволит нам извлечь из них пользу.

История Марка не заканчивается на его бегстве в Иерусалим, нам осталось сделать еще один шаг. Далее в тексте мы читаем, как спустя некоторое время Павел и Варнава снова собираются на миссию: «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком…» (Деян 15:36–37).

Этот разговор происходит в Антиохии. И внимательный читатель непременно удивится: откуда тут взялся Марк? Он же вернулся в Иерусалим к маме! Очевидно, что во время своего очередного визита (по всей видимости, во время Апостольского собора, описанного в Деян 15) дядя снова позвал его с собой. Но давайте задумаемся, почему Марк принял это приглашение. Почему он не отказался со словами: «Я уже пробовал, мне не понравилось»? Что дало ему силы сделать шаг вперед и, по сути, войти в ту же воду? Похоже, что Иоанн сумел преодолеть, а точнее, переработать свой негативный опыт. Благодаря этому боль и разочарование, которые он пережил, стали не препятствием, а ресурсом для движения в будущее. И пройдет не так уж много времени до того момента, когда о Марке будут очень высоко отзываться и Петр, и Павел. Тот самый Павел, который отказался брать его с собой во второе путешествие.

Повторю ту мысль, о которой уже упоминал в начале. Мир несовершенен. Мы все с неизбежностью сталкиваемся с трудностями, переживаем разочарование и горечь от неудач, испытываем боль от потери чего-то или кого-то очень дорогого. Но от того, как мы отнесемся к такому опыту, зависит, станет ли новый вызов «теми же самыми граблями», или это будет новая возможность сделать шаг к зрелой, интересной и глубокой жизни. Свое будущее мы выбираем тогда, когда решаем, что нам делать с нашим негативным опытом: жалеть себя или постараться «извлечь драгоценное из ничтожного». Именно в этот момент мы делаем шаг вверх и вперед или остаемся на месте и даже откатываемся назад. Наш выбор определяет наше будущее!

История с Марком имеет и еще одно измерение. Марк не смог бы пройти этот путь, если бы не его дядя Варнава. Именно Варнава позвал его в путь, и именно Варнава предложил Марку второй шанс. То, что делал в жизни Марка Варнава, хочет сделать Христос в жизни каждого человека. Он приглашает нас следовать за Ним, и чаще всего это тоже означает покинуть зону комфорта, пойти в неизвестное. Он приходит к нам тогда, когда мы запутались, потерпели поражение, разочаровались в людях и самих себе, и помогает нам превратить свой негативный опыт в настоящее сокровище. Он предлагает нам Свою помощь, чтобы мы могли подняться и пойти вперед. Что Он говорит тебе сейчас? И что ты ответишь на Его приглашение?

 

*Дэвээр — образовано от словосочетания «дети верующих родителей», человек, воспитанный в семье верующих.

 

Фото: Getty Images


Работает на Cornerstone