Портрет

Пауль Тиллих: вера вопреки сомнениям

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 79/Пауль Тиллих: вера вопреки сомнениям
Пауль Тиллих: вера вопреки сомнениям

Пауль Йоханнес Тиллих (1886–1965) — немецко-американский протестантский богослов и религиозный философ. Он родился в местечке Штарцеддель провинции Бранденбург Германской империи1 в семье лютеранского пастора, а затем суперинтенданта2 Йоханнеса Тиллиха. В одиннадцать лет Пауль поступил в гимназию города Кёнигсберга-в-Ноймарке3. Чувствительному и вдумчивому мальчику было одиноко среди школьных товарищей. Он обратился к Библии и философской литературе, и это помогало Паулю преодолевать тоску. В пятнадцать лет в связи с переездом отца в Берлин Пауль перешел в берлинскую школу. В семнадцать лет Тиллих столкнулся с первой серьезной потерей — от рака умерла его мать.

С восемнадцати лет началась студенческая жизнь Тиллиха. Он успел поучиться в Берлинском и Тюбингенском университетах, а также в Университете Галле. Наибольшее впечатление на молодого студента произвел профессор Мартин Келер, который считал, что радикальная надежда на Бога может сочетаться с радикальным сомнением. Эта нетривиальная по тем временам мысль запала в душу Тиллиху и стала впоследствии одной из важных основ его убеждений. Тиллих, изучая теологию, увлекался также философией, в частности Фридрихом Шеллингом, одним из основоположников романтизма. Тиллих написал о нем две диссертации, за которые в 1910 году получил степень доктора философии в Университете Бреслау, а в 1912 году — лиценциата теологии в Университете Галле. В том же году Тиллих был рукоположен в пасторы.

В 1914 году пастор Тиллих женился на Маргарите Вивер — и в том же году началась Первая мировая война. Тиллих ушел на фронт, став военным капелланом. Как и многие немцы, он был вначале искренним монархистом и горячим патриотом. Однако увиденные на войне страдания и смерть ужаснули пастора и заставили многое переосмыслить. Гибель цивилизации стала для молодого капеллана очевидной. Прежние религиозные взгляды, связанные с оптимизмом и верой в лучшую часть человеческой природы, рухнули, нужно было искать что-то иное. Тиллих считал, что на смену прежнему порядку и прежним взглядам придет нечто новое, что он называл кайросом4. Встретить этот новый «кайрос» следует с новой, безусловной верой, которая не исчезает от сомнений и испытаний. 

А испытания для самого Тиллиха продолжались, не закончившись вместе с окончанием войны. Вернувшись с фронта, Тиллих столкнулся с невер­ностью жены — рожденный ребенок был не от него; пораженный предательством жены, Тиллих развелся. В том же году он вернулся к научной работе и стал приват-доцентом Берлинского университета. Как и многие христиане в то время, Тиллих увлекался идеями социальной справедливости и равенства, однако стремился истолковать их в христианском ключе. В начале 1920-х годов он начал говорить о теономии — признании господства Бога и Его законов, которое Тиллих стремился реализовать в социально-политической ситуации. В 1924 году после долгого общения и сомнений он женился на Ханне Вернер-Готтшоу. В том же году Тиллих на год стал профессором Марбургского университета, одного из первых в мире вузов, основанных протестантами. Затем Тиллих четыре года преподавал в Высшем техническом училище Дрездена. В это время Тиллих, находившийся в поиске новых оснований веры, увлекся экспрессионизмом, новым театром, жадно читал теории о человеческом обществе и устройстве психики, посещал кафе, где собирались знаменитые художники. Итогом всех этих бесед и размышлений были идеи Тиллиха об ответе на вопрос современного человечества о смысле: Бог — это само бытие, его подлинное и неустранимое основание; грех, говоря философским языком, — это отчужденность от подлинного бытия и самого себя, это ложное «я»; образец подлинного бытия — это Иисус Христос, который преодолел отчуждение (которое всегда эгоистично) любовью, то есть самоотверженным служением.

В 1929 году Тиллих перебрался во Франкфуртский университет. Между тем тучи над Германией сгущались — национал-социалистические идеи становились все более популярными. Друг Тиллиха философ Теодор Адорно просил его отреагировать на новые идеи — и в 1932 году вышла работа Тиллиха «Социалистическое решение», где он назвал национал-социализм политическим романтизмом и предрек эпоху варварства, связанную с культом биологического, «природного» начала. В 1933 году, сразу после прихода Гитлера к власти, книга была запрещена, а Тиллих был отстранен от преподавания. По приглашению богослова Райнхольда Нибура Тиллих в том же году переехал в США и стал профессором Объединенной теологической семинарии в Чикаго. В 1940 году он получил американское гражданство. Приехать на родину после долгого перерыва Тиллих смог только в 1947 году. В 1948 году вышел сборник проповедей Тиллиха «Встряска оснований», который сразу сделал пастора знаменитым. В 1951 году вышел первый том «Систематической теологии», а в 1952 году — работа «Мужество быть», в которых были сформулированы идеи зрелого Тиллиха-богослова.

Ответ на вызовы атеистического экзистенциализма, в частности обозначенные Жан-Полем Сартром (где человек и что такое человечность в мире, где исчезли привычные смыслы и основания жизни?), — это христианское откровение, которое свидетельствует о Боге как о живом бытии и смысле, писал Тиллих. Это откровение обязательно должно быть выражено на языке своего времени и отвечать на те вопросы, которые диктует история, — за внеисторичность Тиллих критиковал современные ему богословские течения. Вместе с тем Тиллих настаивал, что христианское богословие не должно впадать в другую крайность — уходить в «современность» и забвение той части откровения, которая актуальна всегда и принципиально не может быть изменена. Личный опыт, который в либеральном протестантском богословии абсолютизировался, должен пониматься не как источник (источник — это старая христианская весть), а как проводник истины.

«Мужество быть» — очень важный термин для Тиллиха. Он понимал его как способность человека сохранять свою сущность и самоуважение несмотря ни на что. Препятствуют этому, по Тиллиху, страх и тревога. Страх связан с чем-то конкретным, его преодолеть легче, а тревога — это ужас перед пустотой. Тиллих указывал, что существует три тревоги: тревога смерти, тревога осуждения, тревога отсутствия смысла. Тревога смерти ярко проявлялась в античные времена и вела к спокойной покорности изменчивой судьбе. В эпоху Реформации, писал Тиллих, тревога осуждения и вины способствовала появлению тезиса «только вера», утверждающего радикальное доверие Богу, несмотря на все страхи и сомнения. Ты помнишь опыт принятия и прощения — и держишься за него независимо от своих чувств и переживаний. А вот тревога отсутствия смысла — это отсутствие духовного центра, того, что придает смысл всем человеческим делам. Человек не может проигнорировать этот вызов безнаказанно, потому что отвечает за то, насколько осмысленна его жизнь, и это требование смысла находится внутри самого человека. Искусственно создать смысл нельзя, как ни пытайся, его можно только найти и встретить. Человек, утверждал Тиллих, должен не бежать от состояния, когда он смысла не чувствует, а мужественно его встречать и выдерживать сомнения, помня о том, что бытие есть, оно никуда не делось, даже если ты сейчас не видишь ни его, ни смысла. А где же искать основы? Тиллих отвечал так, завершая свою работу: «Корень мужества быть — тот Бог, который появляется, когда Бог исчезает в тревоге сомнения»5. Без такого мужества нет подлинной добродетели; во многом такое мужество — это дар природы, говоря по-светски, или благодать, говоря по-христиански, то есть такой же подарок, как встреча с Богом как с Высшим Смыслом.

К Тиллиху пришло признание. В 1955 году он стал профессором Гарвардского университета. В те же годы его труды стали переводиться на немецкий язык. В 1959 году вышла важная работа Тиллиха «Теология культуры». В ней он писал, что разделение религии и культуры, которое произошло в Новое время, и есть корень проблемы современного общества. Религию Тиллих понимал как опыт соприкосновения с подлинной реальностью. Это переживание выражается в культуре и в его поисках; без этого опыта подлинного бытия культура остается пустой формой. Задача религии, по Тиллиху, не заставлять культуру быть религией, культура развивается по своим законам; задача религии — выявлять проблески Бога и тоски по Нему, которые есть в культуре, уметь их зафиксировать и объяснить.

В 1961 году Тиллих стал одним из основателей Общества искусств, религии и современной культуры. В 1962 году он был профессором Чикагского университета. Умер Тиллих в 1965 году в Чикаго. В Нью-Хармони (штат Индиана) установлен его бюст.

1Сейчас — территория Польши.
2В ряде лютеранских церквей — аналог должности епископа.
3Сейчас — город Хойна в Польше.
4Греч. Καιρός — «время свершения», «благоприятное время», «время действия Бога», см., напр., Мк 1:15. Слово употребляется в Новом Завете 86 раз.
5Тиллих П. Мужество быть. Электронный ресурс http://psylib.org.ua/books/tillp01/txt06.htm#2 (дата обращения 25 сентября 2020 года).

 

ФОТО: Wikipedia.org


Работает на Cornerstone