Мир Библии

Линия жизни: судья Гедеон

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 79/Линия жизни: судья Гедеон
Линия жизни: судья ГедеонПедро де Орренте. Войска Гедеона. XVII век

Судьбы библейских героев интересны не только в качестве примеров, ведь далеко не все герои из Библии могут служить примером в каждый момент их жизни. Скорее нас интересует, как они выстраивали длительные отношения с Всевышним, и в этом нам помогают те описанные в Писании моменты, где нужно было принимать решения. Ясно, что эти герои связаны и с местом, и с временем, в которое происходили их рост и становление. Одним из таких героев был судья Гедеон.

Слово «судья» (по которому названа библейская Книга Судей), евр. «шофет», многозначно — это еще и «правитель», и «вождь»; в Карфагене, где говорили на родственном языке, похожим словом называли высших должностных лиц города. А герои указанной книги — полководцы и воины, поэтому вернее было бы переводить его именно как «вождь»1. Можно было бы использовать слово «воевода», командир своего рода народного ополчения, ведь в Израиле второго тысячелетия до Р. Х. не было армии в нынешнем понимании. Поводом для появления такого военного руководителя было угнетение еврейских племен со стороны окрестных народов. А угнетение, в свой черед, было связано, по библейскому сообщению, с тем, что «израильтяне снова творили дела, ненавистные Господу… И Господь отдавал израильтян в руки…» того или другого иноплеменного царя (см.: Суд 4:1, 2).

Вот как описывает состояние веры еврейского народа во времена Судей Лион Фейхтвангер: «Седьмое поколение жили израильтяне здесь, к востоку от Иордана, стали сытыми и вялыми, ожирели от щедрот земли, масла и молока, от обильной мясной пищи и забыли своего Бога. Правда, они еще признавали Его, приносили Ему жертвы. Но их Яхве уже не был могущественным Богом непогоды и странствий через пустыню… Он был одним из многих богов, живущих вокруг на холмах, мирным Богом тука и плодородия. Мужчины Галаада забыли свой завет и предназначение, они радовались своему имуществу, ели, пили и общались с исконными жителями страны, благосклонно смотрели, как те поклонялись чужим, достойным осмеяния богам, смешивались с этими иноверцами»2.

«Израильтяне стали творить дела, ненавистные Господу, и Господь на семь лет отдал их в руки мидьянитян» (Суд 6:1). Мидьянитяне здесь — враги Израиля, они приходили грабить страну во время сбора урожая вместе с амалекитянами и другими восточными племенами, а все из-за того, что Израиль служил местным богам, идолам амореев. «Израильтяне просили у Господа защиты от мидьянитян, и Он послал к израильтянам пророка» (Суд 6:7), который передал им весть от Бога.

А затем к Гедеону, сыну Иоаса из рода Авиезера из колена Манассии, явился Ангел Господа. Тот во время этого явления прятался в каменной яме для выдавливания сока из винограда, давильне, и втайне от врагов вручную обмолачивал пшеницу. Ангел дал Гедеону поручение: «Иди и избавь свой народ от врагов!» Трудно было поверить этим словам: Гедеон сходил домой, принес Ангелу приготовленного мяса козленка, напеченных лепешек и положил у ног гостя под скалой, тот коснулся даров посохом — и огонь сжег мясо и хлеб.

Поверивший Богу должен действовать, ведь настоящая вера — действенная вера. Ночью Гедеон по указанию Господа разрушил языческое капище, место служения Ваалу, и изрубил деревянные столбы, или фигуры, называемые по имени одной из женских языческих богинь ашерами. Эти столбы стали дровами на новом жертвеннике, где Гедеон принес в жертву Богу семилетнего быка. Но начинать всегда трудно, поэтому и действовал он со своими помощниками ночью. Разгневались жители, узнали, кто это сделал, и решили казнить святотатца, но отец его заступился, сказав: «Если Ваал бог, то пусть сам поборется, когда разрушают его жертвенник!» (Суд 6:31).

Дух Господень вошел в Гедеона, он собрал несколько еврейских племен и пошел на врагов. Но сомнения были: от Бога ли это дело? И тогда муж веры обращается к Богу с просьбой: «“Я кладу здесь, на току, только что состриженную шерсть. Пусть на шерсти выступит роса, а земля вокруг останется сухой — вот тогда я поверю, что Ты и в самом деле спасешь Израиль моей рукою, как обещал!” Так и случилось» (Суд 6:37, 38). Но и этого оказалось мало. Гедеон меняет условия, испытывая Бога: «Не прогневайся, я попрошу Тебя еще об одном, последнем знамении с этой шерстью. Теперь пусть шерсть останется сухой, а на земле вокруг пусть выступит роса!» (Суд 6:39). Бог снова дает знамение.

Не многие из верующих нынче, желая служить Богу, ставят Ему условия, а в Библии такой герой веры есть. В книге Блэйна Смита о поиске воли Господней есть целая глава, которая называется «Гедеонова шерсть»: «“Расстиланием шерсти” мы называем поиск Божьей воли через заранее определенные знаки или знамения… Вы молитесь и просите, чтобы Бог подтвердил ваши предположения — свершил ряд вами определенных событий в том случае, если вы правильно Его поняли. “Рядом событий” можно назвать как что-то очень обычное (орел или решка на монете), так и сверхнеобычное (чтобы завтра к четырем часам вечера началась война)»3. Далее автор говорит: «Если принять в расчет все библейские свидетельства, то неизбежно последует вывод, что “расстилание шерсти” — очень “нездоровый” подход к познанию Божьей воли»4. Почему? «После дня Пятидесятницы (когда на христиан сошел Святой Дух. — И. Л.) нигде в Новом Завете жребий не упоминается… После сошествия Святого Духа надобность в подобной практике отпала»5. Хотя, конечно же, мы можем просить у Бога разумного водительства при принятии решения, когда мы колеблемся, чтобы увериться — Он поддерживает нас в нашем взвешенном решении.

Гедеон пошел в поход на мидьянитян. Но Господь сказал, что народа с ним идет много, победа не будет великой, не будет видно, что победа дарована Богом. 22 тысячи воинов вернулось, 10 тысяч осталось. И тогда у источника, где воины пили, Господь велел взять с собой только тех воинов, что пьют воду из горсти, а не встав на колени. Таких оказалось 300 человек: «Силами тех трехсот человек… Я принесу вам победу — отдам мидьянитян в твои руки! А прочие пусть расходятся по домам» (Суд 7:7). И победа была дарована: «…люди в лагере засуетились, закричали и обратились в бегство. Когда затрубили три сотни рогов, Господь сделал так, что люди в лагере обратили оружие друг против друга» (Суд 7:21, 22).

Потом были другие военные деяния, после которых израильтяне захотели сделать Гедеона правителем, но тот отказался, ведь еще не пришло время монархии: править должен Сам Господь. Правда, была одна ошибка, которую допустил этот муж веры: он сделал из подаренного ему золота некий священный предмет, в Библии он назван ефодом. Комментарий в отдельном издании перевода Книги Судей гласит: «В Суд 8:27 эфод — явно не одеяние... (священника. — И. Л.), а какой-то более весомый предмет культа: на него ушло около 20 кг золота! Кроме того, здесь сказано, что израильтяне “впали в блуд” с этим эфодом, — обычно так говорится о поклонении “чужим богам” (ср. Суд 8:33). Возможно, слово “эфод” обозначает здесь статую божества»6.

«Израиль взял верх над мидьянитянами, и те уже не смели поднять голову. И сорок лет, пока был жив Гедеон, в стране царил покой» (Суд 9:28). Умер он в глубокой старости.

Судьба этого героя имела продолжение в конце XIX века, более трех тысяч лет спустя, когда осенью 1899 года в одной из гостиниц города Боскобел (США, Вирджиния) в двухместном номере случайно встретились два христианина-бизнесмена. Они решили после совместного общения и молитв оставить в этой гостинице Библию, предложив администратору одалживать ее любому постояльцу, кто пожелает ознакомиться с ее содержанием. Через год они назвали себя «Гедеон», а теперь их служение охватывает около двухсот стран, в их рядах — около 200 тысяч человек. И когда вы увидите Библию или Новый Завет в их издании в гостинице или в больнице, то вспомните ту далекую и замечательную историю опытов с Богом Гедеона из племени Манассии во времена Судей израилевых.

1Книга Иисуса Навина. Книга Судей: Ветхий Завет. / Пер. с др.-евр. — М.: РБО, 2003. С. 5. Далее цитаты из Книги Судей приведены по этому изданию.
2Фейхтвангер Л. Иеффай и его дочь. — Л.: Художественная литература, 1991. С. 13, 14.
3Смит Б. «Господи, что повелишь мне делать?» — М.: Триада, 1999. С. 165.
4Там же. С. 166.
5Там же. С. 167.
6Книга Иисуса Навина. Книга Судей: Ветхий Завет. Перевод с др.-евр. М.: РБО, 2003. С. 105.

 

ФОТО: Wikipedia.org


Работает на Cornerstone