Искусство

Христос Викторианской эпохи

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 78/Христос Викторианской эпохи
Христос Викторианской эпохиСвет мира. 1849–1853 годы

Викторианская эпоха в Англии (ее название происходит от имени королевы Виктории, которая правила страной с 1837-го по 1901 год) описана в литературе довольно хорошо, вспомним романы Диккенса и Теккерея. Религиозность в это время становится формальностью, ходить в церковь считалось обязательным, но лишь для того, чтобы показать свою лояльность государству и слыть добропорядочным человеком. Не более. Многие мыслящие люди, видя такое ханжеское отношение, уходили из церкви, а кто-то и вовсе терял веру. Но были люди, которые не хотели мириться с таким казенным отношением к христианству. Один из них — художник Уильям Холман Хант (1827–1910).

Он родился в рабочей многодетной семье, был третьим из семи детей. Отец его работал кладовщиком. О детстве Уильяма сведений почти нет. Известно только, что он рос верующим мальчиком и его настольной книгой была Библия. Он ее читал постоянно, даже во время службы в церкви. Видимо, проповеди викторианских пасторов были длинны и скучны и не могли вдохновить юную душу. А вот Слово Божье и живой образ Христа, который он ощущал в каждом слове Писания, это его не отпускало.

Уильям рано начал работать, в 12 лет. Он устроился офисным клерком. Безусловно, такая работа не могла удовлетворить подростка. Но у него нашлось увлечение — он полюбил рисовать. У него был явный талант. В одном из лондонских музеев хранится автопортрет Уильяма Ханта, который он сделал в 14 лет. Очень удачный портрет, видна рука умелого рисовальщика.

Родители были против того, чтобы их сын стал художником, они считали, что он должен получить профессию, которая приносит деньги. Но Хант в 16 лет оставил работу клерка и стал копировать картины известных мастеров и писать портреты на заказ. Видя, как Уильям увлечен искусством, родители смирились. И в 1844 году он поступает в художественную школу при Королевской академии.

Однако, проучившись некоторое время в академии, Уильям Хант понял, что его не устраивает учеба, построенная на постоянном копировании слепков, он хотел заниматься творчеством. Из-за глубокого разочарования Хант впал в депрессию. Спасла его встреча с Джоном Эвереттом Милле, который мечтал в то время о братстве художников — по примеру средневековых артелей. И Уильям Хант тоже вдохновился этой идеей. Вскоре они познакомились с Данте Габриэлле Россетти, которому эта мысль также была близка, и возникло содружество художников, которые назвали себя прерафаэлитами. В этом названии отражена их программа — возвращение к средневековому искусству, которое было до Рафаэля, когда творчество вдохновлялось высокими идеями, искусство считалось служением, а не самовыражением или коммерческим предприятием. Хант к тому же был настроен возрождать религиозное искусство, которое несло бы Евангелие в мир.

Воодушевленный тем, что нашел единомышленников, Уильям Хант задумал картину, в которой будет символически выражена актуальность Евангелия. Писал ее четыре года — с 1849-го по 1853-й. Называлась картина «Свет мира». Но выставленная на летней выставке в Академии художеств в 1854 году картина не принесла успеха. Публика приняла ее холодно, критики писали, что образ надуманный и непонятный. Это было большим ударом для молодого художника.

Христос Викторианской эпохиАвтопортрет. 1875 год

Сюжетом для картины послужили слова Христа из Откровения Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр 3:20). Полотно исполнено в темных тонах с акцентированными проблесками света: Христос в виде странника в плаще с фонарем в руке стоит у двери дома. У него на голове терновый венец, так что не остается никаких сомнений, что это именно Христос. Символизм образа предельно ясен: дом окружает мрак, а Христос несет свет. Дверь символизирует «закрытое сердце», она наглухо заперта, заросла бурьяном. На двери даже нет ручки, и открыть ее можно только изнутри. Безусловно, критике было к чему придраться: в картине есть некая нарочитость, искусственность, даже театральность. Но есть и живое чувство человека, который ощущает, что мир Христа не слышит, никто не отворяет Ему дверь в свой дом.

В защиту художника выступил Джон Рёскин, известный критик, поддерживавший прерафаэлитов. Он назвал картину «Свет мира» одной из самых значительных религиозных картин, потому что она обличает неверие современных людей. Он считал эту картину смелой и новаторской. И мнение авторитетного человека перевесило мнения многих критиков и журналистов. А когда картина была напечатана на открытке, то ее тираж быстро разошелся.

В 1904 году Уильям Хант написал еще одну версию этой картины, которая теперь висит в соборе Святого Павла в Лондоне, главном храме Англиканской церкви.

С легкой руки Ханта этот сюжет стал очень популярен в христианском мире, правда, последующие художники писали его уже проще: Иисус, как правило, изображается в простом хитоне, без тернового венца, но также смиренно стоящим у двери в ожидании, что Ему откроют и впустят в дом.

В середине 1850-х годов Уильям Хант отправляется в Святую землю, чтобы набрать материал для дальнейшей работы над евангельской темой. В этой поездке он сделал множество зарисовок. Земля, по которой ходил Иисус, которая хранит воспоминания о событиях, описанных в Евангелии, вдохновила Ханта. Впоследствии он даже купил домик в Иерусалиме, хотел сделать там мастерскую и работать, чтобы постоянно иметь перед глазами пейзаж, который видел Иисус.

Христос Викторианской эпохиОсвещенные солнцем долина и море. Год неизвестен

Однако состояние здоровья не позволило художнику воспользоваться этим домом. Тем не менее впечатления от поездки на Святую землю долго жили в душе художника, и им было создано несколько картин на библейские темы, в которых он попытался передать свое понимание Евангелия. Для него Благая Весть не была прошлым, он реально ощущал присутствие Христа в жизни, очень близко к сердцу воспринимал евангельские события. В изображении сцен священной истории он стремился реалистично передать не только антураж, но и подчеркнуть живое движение жизни. Нередко сюжеты были весьма надуманны, с претензией на символизм (как, например, картина «Тень смерти», где Христос изображен поднявшим руки, а на стене его тень напоминает распятие, и др.). Но были у Ханта и удачные картины на темы Евангелия.

Христос Викторианской эпохиОтрок Иисус в храме. 1854–1860 годы

Например, картина «Отрок Иисус в храме» (1854–1860). Мы видим здесь обыкновенного с виду еврейского мальчика, которому мать, наклонившись, что-то говорит на ухо. А вокруг сидят старцы, каждый очень характерной «портретной» внешности. У некоторых в руках свитки Торы. Тут же присутствуют и отроки, ровесники Иисуса или чуть старше. Вся композиция напоминает сцену в иешиве, еврейской школе, куда отдают мальчиков после первого совершеннолетия изучать Тору. Кажется, в этой сцене нет ничего священного, возвышенного, все обыденно и просто. Но образ Иисуса, на первый взгляд приземленный, притягивает взгляд зрителя. Несмотря на то что Он стоит несколько в стороне от центра, мы понимаем, что Он — смысловой центр композиции. Все персонажи картины повернуты в пол-оборота или в профиль, и только Иисус изображен фронтально, Он оказывается лицом к лицу со зрителем. Из Евангелия мы помним, что учителя Израиля дивились Его знанию Закона, а мать и Иосиф упрекали, что он заставил их искать его три дня, но никто из них не понимал, кем является этот отрок. И Его не прямой, но в то же время открытый и обращенный в нашу сторону взгляд словно таит вопрос: «А за кого вы почитаете Меня?» Так потом Иисус будет спрашивать Своих учеников. Но в этой картине Он вопрошает об этом нас.

Под впечатлением от Палестины, где Хант изучал этнографическую культуру еврейского народа, он пишет картину «Вифлеемская невеста» (1884). Картина написана настолько реалистично, что кажется портретом. Но кто изображен на нем? На полотне изображено лицо молодой женщины, ее фигура дана чуть ниже плеч, руки сложены крестообразно на груди. Эта поза явно символизирует молитву, об этом говорят и широко открытые глаза, устремленные вдаль. Само название картины — «Вифлеемская невеста» — красноречиво. Ясно, что речь идет о Деве Марии. Художник задумал показать Благовещение, но с необычной стороны — через взгляд Марии. Сначала кажется, что перед нами просто молодая женщина, в одежде, типичной для еврейских женщин, с характерными украшениями. Но энергетика ее взгляда говорит о том, что она захвачена какой-то тайной, она полностью погружена во внутренний диалог. Она видит то или скорее Того, Кого мы видеть не можем.

Христос Викторианской эпохиКозел отпущения. 1856 год

Еще есть у Ханта картина «Козел отпущения» (1856). На ней изображен косматый козел среди пустынного пейзажа, напоминающего окрестности Мертвого моря. Из Священного Писания мы знаем, что у древних евреев был обычай на праздник Йом-Кипур возлагать свои грехи на козла и отправлять его в пустыню умирать. Это был обряд очищения народа. Что думает об этом животном художник? Мне кажется, что он смотрит на него сочувственно, потому что понимает, что грехи снять с нас это животное неспособно, это возможно только Спасителю. И козел здесь — бедное, безответное, невинное существо, но он одновременно и прообраз Мессии, который «взял на себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис 53:4).

Также символична и картина «Заблудившиеся овцы» (1852), на которой изображено стадо овец без пастыря. Они пасутся на вершине горы, но не ровен час кто-то из них может сорваться в пропасть. Евангельская аллюзия здесь очевидна. Прямо Христа, или пастуха, художник не изображает, но он подразумевается, и потому эту картину тоже можно отнести к евангельскому циклу.

Умер Уильям Холман Хант 7 сентября 1910 года и был похоронен в соборе Св. Павла в Лондоне. Сегодня его творчество считается национальным достоянием Англии.

 

ФОТО: Wikiart.org

Работает на Cornerstone