Портрет

Ларс Леви Лестадиус: через тернии — к звездам

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 78/Ларс Леви Лестадиус: через тернии — к звездам
Ларс Леви Лестадиус: через тернии — к звездам

Ларс Леви Лестадиус (1800–1864) — шведский лютеранский пастор, богослов и проповедник. Он родился в деревне Еквик (Северная Швеция, муниципалитет Арьеплуг) в семье шведа и саамки. Происходил Лестадиус из династии священников, поколениями служивших в Лапландии1. Талантливый юноша Ларс Леви поступил в Упсальский университет и серьезно занимался ботаникой. В 25 лет, не отказавшись от науки, Лестадиус решил стать священником по примеру своих предков. В 1826 году он был назначен пастором-миссионером в Каресуондо (шведская часть Лапландии). Женился на саамке, в том числе для того, чтобы быть ближе к своей пастве, и активно взялся за работу.

Молодой инициативный пастор столкнулся со сложной ситуацией. Саамы к этому времени уже были христианизированы — миссионеры начали работу среди них с конца XVI века. Новообращенных христиан принуждали публично проклинать старых богов, поэтому саам, ставший христианином, воспринимался соплеменниками как предатель. Был краткий период, когда от миссионеров требовалось изучать саамский язык, однако потом это требование исчезло — проповедники требовали, чтобы саамы учили шведский в школе. В итоге большинство саамов относилось к христианству враждебно и равнодушно; еще сложнее миссионерам было из-за повального пьянства и неустроенного быта саамов.

Казалось бы, у Лестадиуса были все шансы растопить лед отчуждения, но почему-то ничего не получалось. Его паства ни на что не реагировала, терпя проповедника с усталым равнодушием. Помимо неудач в проповеди у Лестадиуса произошла личная трагедия — у него умер сын, сам Лестадиус тяжело заболел. Он пытался найти отдушину в любимой науке, в 1838–1840 годах приняв участие как ботаник во французской экспедиции в Лапландию. Ощущение, что он участвует в большом и важном деле, поднимало настроение, но не решало проблемы. И в свои 44 года Лестадиус почувствовал себя отчаявшимся человеком, не нужным ни Богу, ни людям. Но вдруг все изменилось. Пастор встретил пиетистку Миллу Клементсдоттер, саамку по национальности, и случайно разговорился с ней. Она, видя мрачное состояние своего собеседника, сломленного неудачами, поделилась с ним опытом рождения свыше: коренной переворот, который Бог производит в сердце человека, невозможно совершить самому человеку. Именно этот переворот, утверждала Клементсдоттер, и дает силы жить в Царстве Божьем уже здесь, на земле, не убегая в свои фантазии и не отчаиваясь от того, что все не получается так быстро, как хочется. После этой беседы потрясенный Лестадиус почувствовал, что он, пастор с большим опытом, поверил в Бога заново.

Этот опыт помог пастору по-новому подойти к проповеди. Прожив отчаяние и живое присутствие Бога, Лестадиус стремился рассказать об этом своим слушателям так, чтобы они понимали: это имеет отношение к их сложной и тяжелой жизни, а христианский Бог не Кто-то бесконечно далекий, а Тот, Кто находится рядом и говорит с каждым на его языке. Лестадиус, хорошо знавший саамские предания и культуру, стал активно пользоваться этим материалом. Саамы стали массово обращаться в христианство. На проповедях они вели себя очень эмоционально, многие переживали видения и откровения. Сам проповедник проявлял по этому поводу осторожность, допуская, что это всего лишь работа человеческой фантазии.

Лестадиус, активно проповедуя христианство, боролся против пьянства. В свойственной ему эмоциональной манере он называл алкоголь дьявольской мочой и драконом-ликером, с помощью которого норвежские и финские торговцы разлагали саамский народ и их традиционный, близкий к природе и Богу, образ жизни.

Последователи Лестадиуса, принявшие идею рождения свыше, жесткие моральные правила и общинные установки, стали называться лестадианами. Они не образовывали отдельной деноминации, но продолжали находиться внутри лютеранской церкви. Сам Лестадиус в 1849 году стал пробстом (старшим пастором) в приходе Паяла и инспектором лапландских приходов.

Казалось бы, все беды остались позади, а одаренный проповедник пожинает плоды своих усилий. Однако начались серьезные сложности. Церковное руководство и собратья Лестадиуса смотрели на его деятельность косо: он им казался слишком категоричным и слишком восторженным; осуждение вызывала и явная симпатия Лестадиуса к саамской культуре и нежелание делать из саамов добропорядочных шведов. Но какое-то время у противников Лестадиуса не было достаточно сильных аргументов, однако в 1852 году произошел очень громкий инцидент, едва не лишивший Лестадиуса дела его жизни.

Ларс Леви Лестадиус: через тернии — к звездам

Некоторые саамы в коммуне Каутокейно2 стали называть себя святыми, считая, что уже полностью перестали грешить. Увещевания самого Лестадиуса, посетившего коммуну, ни к чему не привели. Новоявленные «святые», возмущенные тем, что торговцы активно спаивали саамов при попустительстве официальной церкви, убили местного торговца вином и напали на местного священника. Бунт был подавлен, его зачинщики — казнены, многие заключены в тюрьму. За это происшествие, получившее название «восстание в Каутокейно», и церковные, и светские власти попытались возложить ответственность на Лестадиуса, который был вынужден оправдываться за поведение людей, прикрывшихся его именем и исказивших суть его проповеди.

Несмотря на нападки, критику и насмешки, которые сопровождали Лестадиуса до конца его дней, проповедник упорно продолжал свою работу. Восстание в Каутокейно и другие инциденты убедили Лестадиуса в том, что новообращенным нужно твердое наставление в вере. Вместе с Юхани Рааттамаа Лестадиус создавал специальные школы для саамов. Там ученики читали Библию и христианскую литературу, разбирали проповеди самого Лестадиуса. Проповедник, столкнувшись с неприязнью священнослужителей, сделал ставку на мирян, активно привлекая саамов к проповеди и учительской работе. К концу жизни Лестадиуса, несмотря на все сложности, миссия среди саамов процветала, а многочисленные помощники вселяли в пастора уверенность, что это дело не погибнет. Умер Лестадиус в приходе Паяла.

Влияние пастора Лестадиуса на саамов огромно. Христианство было наконец-то массово принято саамами. Улучшилось состояние населения — многие саамы бросили пить. Уголовная хроника также стала выглядеть лучше — так, воровства среди саамов стало существенно меньше. У саамов появилась своя письменность. Сам Лестадиус составил правила правописания для двух саамских наречий, пит и лул, скандинавские саамы стали поголовно грамотными, в конце XIX века в каждом жилище была Библия. Наконец, Лестадиус стал фигурой, вернувшей саамам национальное самоуважение. Саамы были для проповедника не третьесортным народом, которого обязывают стать частью цивилизованного шведского народа; Бог, требуя отказа от язычества, не требует отказаться от своего языка и культуры. Он принимает и поощряет специфические и трудные условия жизни саамов, Он призывает их быть христианами, оставаясь собой. Лестадианство, движение последователей Лестадиуса, до сих пор остается мощным оплотом консервативного христианства в Скандинавии.

Не так давно имя Лестадиуса стало известно в России не только специалистам. В 2019 году на русский язык был переведен роман «Сварить медведя» шведского писателя Микаэля Ниеми, где Лестадиус оказывается персонажем детективной истории. Для нас Ларс Леви Лестадиус может быть примером человека, который заново обрел смысл жизни, пройдя через уныние, неудачи и реальные потери, и сумел сохранить верность этому смыслу, несмотря на то что его яркая и осмысленная жизнь оставалась тяжелой и конфликтной.

1Культурный регион в Северной Европе, где проживают саамы. Этот регион затрагивает территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России.
2Север Норвегии. Норвегия тогда была в унии со Швецией.

 

ФОТО: Wikipedia.org


Работает на Cornerstone