Иван Сергеевич Тургенев начинает свое стихотворение в прозе «Русский язык» словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…» (1882). Трудные времена, в которых поневоле оказался нынче весь мир, побуждают нас именно к «тягостным раздумьям» об испытании как таковом. Что это, за что и для чего — все эти вопросы сплетаются в головах размышляющих в целый нераздельный сплав, комплекс, нечленораздельный всхлип.
У русского слова «испытание» достаточно очевидное значение — «проверка». Это может быть и проверка знаний (вступительные испытания), и проверка качества (стендовые испытания прибора), и проверка характера в стрессовых обстоятельствах (година военных испытаний). Как раз в этом ключе используется греческое слово «докимасиа» в Послании к Евреям (3:8–9): «...в пустыне… искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет». Речь идет о том, что, оказавшись в пустыне после исхода из Египта, вчерашние рабы роптали по любому поводу, жаловались Моисею на недостаток воды, еды, мяса и т. д. Получается, что люди, которые должны были однажды стать Божьим народом, испытывали Бога, Его терпение. «Живая Библия» (NLT) передает этот отрывок так: «Там ваши предки испытывали Мое терпение, хотя и видели Мои чудеса все сорок лет» (перевод с англ. мой. — И. Л.).
Получается, мы можем испытывать терпение Божье, если жалуемся на свою долю, забывая о том, как мы жили под Его рукой, под Его охраной, с Его дарами на протяжении всей нашей предыдущей жизни.
Когда говорится об испытаниях, то используется оборот «пройти огонь, воду и медные трубы». Огонь и вода представляют собой два из четырех элементов (две стихии), из которых, как считали греческие философы, состоит мир и к которым относятся также воздух и земля. Пятым элементом (квинтэссенцией) называют либо эфир, либо ночь (см.: Философский энциклопедический словарь. — М.: ИН ФРА-М, 2004. С. 537). Так вот, пройти через огонь и воду означает пережить все возможные трудности. В человеческом опыте это пожар и наводнение. Пожар, в отличие от вора, забирает все. Наводнение отбирает не только жилье, но и землю, на которой стоит дом.
Последнее испытание — это испытание славой (медные трубы как символ духового оркестра, состоящего преимущественно из медных духовых инструментов и медных ударных). Мало пройти через бедствия — катастрофы, болезни, оккупацию, плен, депортацию, возвращение на родину предков, где тебя не ждут. Вот ты устроился, пережив войну и геноцид, на той земле, которую тебе пришлось купить за свои деньги, возделал ее, возвел дом, народил детей, и вот уже это город-сад. Газеты, телевидение, досужие посетители — все тебя славят: мол, вот он какой герой. Не гордиться, не почивать на лаврах — такое под силу не всякому.
Мне вспоминаются в связи с этим два отрывка из Священного Писания. Один — из Ветхого Завета, где Моисей перед входом в Землю обетованную прощается со своими соплеменниками, это его предсмертные речи: «Только смотри не забывай Господа, Бога своего, перестав соблюдать Его заповеди… Когда будет у тебя обилие всякой пищи, когда станешь жить в красивых домах, тобой построенных… всего — в избытке, то не превознесись в самонадеянности и не забудь тогда Господа, Бога твоего… Да не придет на ум тебе никогда, что ты своею собственною силой и своим собственным уменьем обеспечил себе это благополучие. Помни, что это Господь, Бог твой, давал тебе силы приумножить благосостояние…» (Втор 8:11–14, 17–18. Пер. под ред. Кулакова).
Посмотри на свою жизнь, имущество и детей и осознай, что все твое не от тебя, ты только считаешь это своим, но на самом деле ни ты не родился по своей воле, ни дети твои — все это от Бога. Ты скажешь, случай? Да, может быть, но кто-то однажды заметил, что Случай — это другое имя Бога, потому как все эти случайности складываются в закономерность, которая и называется твоей жизнью.
Второй отрывок относится к людям, которые избрали веру в Бога основополагающим принципом своей жизни. Апостол Павел пишет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор 13:5). Здесь в одном ряду два синонима: «испытывайте» и «исследуйте». Стих заканчивается оборотом о том, что проверку не пройдут те, кто не верует по-настоящему. Арчибальд Робертсон в своем комментарии пишет: «Павел требует у тех, кто против него в Коринфе, чтобы они выяснили у самих себя, проверили самих себя, “в вере ли они”, есть гораздо больше жизненных вещей, благодаря которым можно удостовериться, что сам Павел не еретик. Все эти проверки можно предпринимать, если только проверяющие не покажут на деле, что они-то как раз люди недостойные (ср.: 1 Кор 9:27)»* (пер. мой. — И. Л.).
Итак, для нас, верующих, живущих ныне, трудное время становится моментом истины: насколько наша вера подлинная, Христова? Укоренены ли мы в Евангелии по-настоящему? Не напрасно ли мы называемся христианами? Получается, что испытание дается нам на пользу, если только мы согласимся, что это вызов для нас. Испытание переносится легко, если мы верим в Бога, который сильнее всякой болезни, Он властен над смертью. И Он безмерно близок к нам во всех трудностях нашей жизни.
Рассказывают историю о миссионере, который после многолетних трудов в Африке возвращался вместе с женой на корабле домой. На том же корабле возвращался президент, побывавший на сафари. В порту был устроен торжественный прием по случаю возвращения главы государства. Пожилой миссионер смотрел на то, как чествуют человека, который возвратился с увеселительной поездки, и с грустью посетовал: «За что его славят? Почему ему уделяют столько внимания?» Жена посоветовала: «А ты спроси об этом у нашего Бога». Вечером, устроившись в маленькой квартирке, миссионер уединился в своей комнатке и вскоре вышел оттуда с радостным лицом. «Бог дал мне ответ, — поделился он с супругой. — Он сказал мне, что мы еще не дома». Наш дом там, где не будет ни болезни, ни слез, поэтому нам стоит переносить испытания как временные трудности на пути домой.
Вот что сказано о нашем доме в Книге Откровение: «И увидел я новое небо и новую землю (ведь прежнего неба и земли не стало уже и моря тоже). Увидел я, Иоанн, город святой, новый Иерусалим. Он с неба спускался, от Бога. Был убран город, как невеста, украшенная для жениха своего. Послышался от престола громкий голос: “Вот обитель Бога — среди людей. Здесь будет жить Он вместе с ними. И будут они народом Его, а Он будет с ними [их Богом]. Отрет Он все горькие слезы с очей их: не будет уже смерти, ни скорби не будет больше, ни крика, ни боли, [ибо] все прежнее ушло”. Сказал тогда Сидящий на престоле:
“Смотри, творю Я все новое!”, а мне говорит: “Запиши, ибо верны, истинны эти слова!”»
(Откр 21:1–5. Пер. под ред. Кулакова).
*Robertson's Word Pictures of the New Testament. Comment to 2 Cor 13:5. Электронный ресурс: https://www.biblestudytools.com/commentaries/robertsons-word-pictures/2-corinthians/2-corinthians-13-5.html (дата обращения 27 июля 2020 года).