Интервью

Об испытаниях и совершенстве

Екатерина Гуляева, Михаил Медведев
Журнал/Архив/Номер 78/Об испытаниях и совершенстве

С пастором и душепопечителем Михаилом Медведевым, 
магистром богословия, доцентом Кубанского евангельского христианского 
университета, общалась по интернету Екатерина Гуляева


Об испытаниях и совершенстве

— Здравствуйте, Михаил. Начнем от Адама. Я часто слышу, что Адам был совершенным человеком. Но можно ли быть совершенным человеком, не пройдя испытаний? Они же показывают, кто мы и на что вообще способны. Зачем совершенному Адаму испытания?

— Добрый день. У нас с вами сегодня важная тема — смысл испытаний в жизни человека. И невозможно вести серьезный разговор об этом без отсылки к Адаму. Был ли Адам совершенным? Это непростой вопрос, чтобы ответить на него без подготовки и осмысления в принципе такого понятия, как «библейское совершенство». В обычной жизни под словом «совершенный» мы подразумеваем идеального человека, лишенного всяких недостатков, пороков, даже безгрешного или святого.

Учение Библии предлагает нам несколько иной взгляд на человеческое совершенство. Древнееврейское слово «тамим» может переводиться на русский язык как «совершенный», «непорочный», «простодушный» и даже «наивный». В Ветхом Завете есть несколько примеров, когда Бог дает людям такие характеристики: «Ной был человек праведный и непорочный (тамим) в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9); «…Господь… сказал ему (Аврааму. — М. М.): Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен (тамим)…» (Быт 17:1). Однако самым ярким примером совершенства является Иов, на чью долю выпало немало жизненных испытаний. Примечательно, что в прологе книги, еще до того, как вера Иова подверглась суровым испытаниям, Господь на «небесной планерке» говорит о нем: «…непорочный (тамим), справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). После первой череды испытаний, когда Иов лишился всего имущества и любимых детей, Бог повторяет Свое мнение об Иове, подчеркивая, что он по-прежнему тверд в своей непорочности, несмотря на все беды (см.: Иов 2:3). В эпилоге звучит та же тема: Иов непорочен, и Бог удостаивает его чести стать ходатаем за грехи друзей (см.: Иов 42:7–17).


— Если Иов был совершенным (тамим), то в чем испытывал его Бог?

— Обратите внимание, что, с одной стороны, непорочность (совершенство) стоит общим знаменателем под всеми качествами, которые сохранил Иов, с другой — мы видим поразительный рост непорочности Иова посреди бедствий. Он был непорочен до страданий и после того, как сатана поразил его тело, после предательского совета любимой жены, сказавшей «похули Бога и умри», — «Во всем этом не согрешил Иов» (Иов 2:10).

Это вовсе не означает, что он никогда не согрешал и ему не в чем было раскаиваться или некуда расти (см.: Иов 42:2). Но наряду с Ноем и Авраамом он назван непорочным, поскольку был целостной личностью, без двойного дна. Цельности или прямоте противопоставляется лукавство, извращение или обман (см.: Притч 11:3). Вопреки несправедливым обвинениям сатаны и трех друзей Иова его мотивы были чисты и прозрачны. Он, как Ной и Авраам, ходил coram Deo («перед Богом», лат.). Это значит, что в повседневной жизни он во всем старался угодить Богу и жил для Него. Даже в раздражении, когда у него было много вопросов, проклиная день своего рождения, он взывал к Богу. Можно заключить, что и в дни благоденствия, и посреди беды Иов был все тем же поклоняющимся Богу слугой (см.: Иов 42:7).

Адам в таком же смысле был совершенным до тех пор, пока, нарушив запрет, он не решил скрыться от лица Господа Бога (см.: Быт 3:8). Первенцу Бога было куда расти в своем совершенстве. Ему предстояло бесконечно познавать волю и характер Небесного Отца. Это был путь ежедневного «хождения» с Богом в Эдемском саду, но он сознательно выбрал путь независимости. Желание самому «стать, как бог», то есть самостоятельно решать, как и по каким правилам жить, захватило его сердце. В этом смысле испытания Адама, как, собственно, и все испытания в нашей жизни, связаны с первой и главной заповедью Библии: «…да не будет у тебя других богов пред лицом Моим, не делай себе кумира… не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой…» (Исх 20:3–5). Главный вопрос нашей жизни — нравственный: кому я буду поклоняться и служить?

 — Вся наша жизнь — сплошное испытание: возрастные, нравственные испытания, наконец, какие-то предельные испытания — болезнью, войной, смертью. Можно ли сказать, что все это посылает людям Бог?

— Все верно. Если первые из перечисленных испытаний нам легко допустить и принять, то последние крайне сложны для нашего восприятия. Однако если исключить Бога как первопричину всего происходящего в мире, то мы оказываемся перед более сложной проблемой: мир на самом деле никем не управляем, но находится во власти случая, фортуны, безликой судьбы или естественного отбора, где побеждает сильнейший. Добрая весть, как бы странно это ни звучало, такова, что все происходящее в нашей жизни ниспосылается нам Богом или допускается Им, в том числе политические и экономические кризисы, войны и пандемии. Думать по-другому глупо и даже опасно! Снова обращусь к Книге Иова. На «заманчивое» предложение жены отказаться от веры в Бога Иов отвечает: «…ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого (выделено мной. — М. М.) не будем принимать?» (Иов 2:10). Когда же в конце Бог сполна вернул Иову все утраченное им во время бедствий, «пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его… и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел (выделено мной. — М. М.) на него…» (Иов 42:11).

Все в своей жизни Иов принимал как из рук любящего Бога, и в результате его поклонение Богу стало глубже, а доверие крепче.

— Так Господь благ или ниспосылает и зло, такое как ГУ ЛАГ, концлагеря, страдания и болезни детей?

— Вопрос теодицеи (богооправдания) многосоставный и требует отдельной статьи. Я попробую тезисно суммировать выводы, которые помогают мне в решении этой дилеммы.

Бог абсолютно благ и не делает ничего, что противоречило бы Его Святости и Любви. Соответственно, все Его намерения в отношении людей, признающих Его господство, осуществляются для их блага (см.: Иер 29:11; Рим 8:28).

Мы живем в испорченном мире, населенном испорченными грехом людьми, которые по своей воле выбрали путь зла и бунта против воли Бога (см.: Быт 6:5; Рим 3:23). Люди в полной мере ответственны перед Богом за свой нравственный выбор, когда они творят зло. К этому можно отнести любые грехи, а не только репрессии, геноцид, войны и тому подобное. На Божьей шкале святости ненависть и злоречие приравниваются к убийству (см.: 1 Ин 3:15; Мф 5:22).

Бог допускает зло сатаны и злых людей, чтобы наказать злых людей (см.: Ис 10:5–19; ср. Иез 26:7–21 и 29:19–21) и чтобы укрепить веру и праведность Своих избранных (см.: Ис 10:20–23; 1 Пет 1:6–9, 4:1–19).

Однажды Бог воздаст злым за их зло, а праведных вознаградит и навечно поселит в Своем Царстве, где больше не будет зла и смерти (см.: Откр 22).

— «Посеешь привычку — пожнешь характер» — как эту пословицу можно отнести к духовной жизни человека?

— Все в нашей жизни взаимосвязано, каждый человек — это отдельный мир, но он действует согласно общим принципам. По Писанию, в сердце человека (см.: Мк 7:21– 23) находится правящий и побуждающий центр, приводящий в движение сложный механизм нашего внутреннего человека и подвигающий его к действию. Это средоточие души и духа, место, где встречаются все наши природы, соединяются все наши составные части (см.: Евр 4:12–13). Сердце совершает множество действий одновременно: раздумывает, замышляет дела, толкует обстоятельства и желает чего-то. Эти желания, мысли и намерения определяют наши поступки и в конце концов управляют нашими взаимоотношениями с людьми и с Богом в повседневной жизни. Повторение одних и тех же поступков складывается в привычку, или образ жизни, что впоследствии мы описываем как характер человека. Ярлыки, которые мы зачастую навешиваем на себя или на других — «стеснительный», «вспыльчивый», «обидчивый», «шутник» и так далее, — на самом деле являются отражением натренированного поведения, удобного для защиты своих ценностей.

— В Библии сказано, что Бог не дает человеку испытаний сверх сил. Но ведь есть испытания, которые ломают людей?

— Как я уже говорил, наше сердце толкует (объясняет) себе и другим обстоятельства жизни, в том числе Бога и Его действия. Сердце не может быть нейтральным, оно всегда предвзято с точки зрения ценностной ориентации. Пророк Иеремия однажды так описал его: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам его» (Иер 17:9–10). Это значит, что мы по природе склонны к самообману и зачастую, выбирая в жизни неверные ценности, идем по ложному пути и сами того не осознаем. Бог же по Своей природе добр, и Его намерения о нас предельно ясны: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). На самом деле так называемый жизненный надлом — это не что иное, как ломка наших земных ложных ценностей и ориентиров, которые Бог хочет заменить на небесные и вечные. Нам это больно, но эта боль всегда нам во благо, поскольку она исцеляет и освобождает тогда, когда мы понимаем замыслы Небесного Отца.

— Люди хотят избежать жизненных испытаний. Каким бы стал человек без них?

Об испытаниях и совершенстве

— Я еще не встречал человека, который бы мечтал: «Вот бы побольше сегодня трудностей и новых испытаний!» Но, не будь их, я думаю, человек так бы и не узнал по-настоящему, кто он есть на самом деле и кто такой Бог. Вот пример из жизни Израиля, чье скитание по пустыне — прообраз нашей жизни на земле: «…помни… путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить… испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа… И знай… что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор 8:2–5). Испытания в нашей жизни отчасти похожи на школу, где главным учителем выступает не какой-то дядя с улицы, а любящий нас Бог Отец. Предметом изучения являются две дисциплины: наше сердце и характер Бога. Во взаимосвязи этих величин проходит вся наша жизнь. Павел советует своему ученику Тимофею и нам с вами: «Вникай в себя и учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим 4:16). Конечной целью любых испытаний должно стать наше примирение и развитие близких отношений с Богом как с Отцом. На этот результат нам всем стоит рассчитывать.

— Что для вас лично значит призыв апостола Иакова радоваться в испытаниях?

— Мы в нашей церкви «Дом Евангелия» буквально с начала карантина начали изучать Послание Иакова — это просто кладезь мудрости для практической христианской жизни. Радость невозможно подделать или выдавить из себя, поскольку это наша естественная реакция на происходящее. По-настоящему радоваться можно лишь тогда, когда понимаешь конечную цель испытаний и характер Того, Кто их посылает. В противном случае все превращается в темноту и хаос, перемешанные с болью и отчаянием. Мы все страдаем духовной амнезией и нуждаемся в том, чтобы напоминать себе и ближним каждый день, что Бог благ и Его цели для нас всегда совершенны. Когда я это говорю себе, то в сердце приходит мир и покой и, соответственно, радость от того, что Бог со мной посреди любых невзгод.

— А если раз за разом не проходишь испытание, что делать?

— Апостол Иаков в своем послании пишет: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — дастся ему. Но да просит с верою…» (1:5–6). Я думаю, что одна из причин таких провалов — в нашей самонадеянности и самодостаточности. Бог это знает и будет работать с нами в той или иной сфере до тех пор, пока мы не «сдадимся с потрохами» и не скажем: «Я сдаюсь, теперь я готов слушать Твой голос и надеяться на Тебя одного».

— Что бы вы посоветовали людям, которые хотят быть настолько праведными и так боятся совершить ошибку, что практически и сами не живут, и другим не дают? Можно ли это назвать испытанием наоборот?

— Я бы посоветовал им задуматься над истинной мотивацией своего поведения и проверить, что же они на самом деле боятся потерять? Что самое худшее может случиться? Как это повлияет на их репутацию? Как это отразится на восприятии себя? Из моей пасторской практики — корни такого поведения нужно искать в самоправедности. Ошибки нам нужны, чтобы осознавать постоянную нужду и зависимость от Божьей благодати, чтобы находить правильные ответы, — это и есть подлинная жизнь!

— Чаще всего испытанием для нас так или иначе становятся наши близкие. Почему так? Что об этом говорит Библия?

— Напомню историю. В семье патриарха Иакова случилось испытание, закончившееся крупным конфликтом: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт 30:1–2). Рахиль мечтает о женском счастье — родить ребенка. На первый взгляд желание хорошее, если бы не его сила, оно настолько захватило ее сердце, что стало жизнеопределяющим и идолопоклонническим по своей сути, поскольку с его исполнением она связывала свою самореализацию в обществе, где почет и уважение приходили к женщине с рождением ребенка (бездетность, соответственно, была позором) (см.: Быт 30:23). Зависть является внешним видимым плодом этого желания.

По мнению Рахили, источником всех ее бед является ее муж, именно его она обвиняет в своей бездетности и требует немедленно решить проблему. Иаков же мыслит верно: все начинается в Боге, Он — первопричина бездетности Рахили. Как правило, Бог использует близких нам людей, чтобы обнажить управляющие нами желания и поработать с ними. Бог работает с Иаковом и его женой, взращивая в них доверие к Себе. Похоже, что Рахили такой Бог не по душе, раз Он не дает желаемого. С ней случается нервный срыв, надлом, который приводит ее к реализации собственного «спасительного плана» — служанка! Даже когда Бог дает ей собственного сына Иосифа, идолопоклонническое желание остается неутолимым: «Господь даст мне и другого сына» (Быт 30:24). Она не благодарит и не славит Бога, но ее сердце кричит: «Хочу еще больше уважения и любви к себе!» И мы знаем, к каким печальным последствиям привела эта «гонка деторождения». Сердцем Рахили правили ложные ценности, в шатре она хранила семейных идолов (см.: Быт 31:34), на которых по-прежнему возлагала свои надежды. А у Бога был Свой искупительный план: через этих несовершенных людей произвести на свет будущего Мессию Спасителя Иисуса, смерть и воскресение которого даровали верующим в Него новую жизнь и освобождение от эгоистических похотей.

— Какие главные качества христианина формируются в испытаниях? Неужели любовь?

— Вы попали в точку. Подобно тому, как в Книге Иова все хорошие качества человека обобщает непорочность, в Новом Завете все добрые качества обобщает любовь: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:14). Мы начинали беседу с разговора о совершенстве, этим же и заканчиваем ее. Возрастание в любви к Богу и ближнему — путь к достижению евангельского совершенства. Это и есть ключ к пониманию того, что же волнует Бога больше всего и к чему нам всем нужно стремиться.

ФОТО: 1. Предоставлено Михаилом Медведевым, 2. Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone