Тема

Радость Иакова

Алексей Горбачев
Журнал/Архив/Номер 78/Радость Иакова
Радость Иакова

«Ваша организация находится в списке плановых проверок в текущем месяце», «при проверке вашей организации выявлены грубые нарушения» — с таких фраз в нашей стране начинаются многие неприятности. Трудностей достаточно не только на работе, но и в учебе, и в личной жизни. Но относиться к ним можно по-разному.

В Библии мы находим удивительный совет по поводу того, как нам относиться к проблемам. Апостол Иаков предлагает их принимать... с великой радостью! Эта рекомендация у здравомыслящего человека вызывает много вопросов — начиная с того, чему же надо радоваться, и заканчивая тем, как это сделать.

Иаков не шутит и не издевается. Давайте посмотрим, как он объясняет смысл радости в трудностях. Наиболее ясно это можно понять при прочтении его совета в нескольких переводах. Возьмем текст перевода РБО: «Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких недостатков» (Иак 1:2–4).

Иногда можно услышать мнение, что испытание — это хорошо, а искушение — плохо, но Иаков призывает принимать с великой радостью как испытания (РБО, перевод под ред. Кулакова), так и искушения (синод. текст) — то есть все проблемы. Греческое слово peirasmos означает и «испытание», и «искушение». В момент, когда приходят трудности, бывает не очень понятно, чему радоваться, поэтому разберемся, какую же логическую цепочку выстраивает Иаков в своем призыве.

Важно помнить, что испытание — это проверка нашей веры. Иногда Радостная Весть звучит в очень мажорном исполнении: приди к Богу, и Он решит все твои проблемы! Бог действительно решает самую главную проблему человека — проблему бессмертия, проблему воссоединения с Источником жизни, проблему добра и зла. Но Христос не обещает Своим ученикам жизни без проблем. Наоборот, Он прямо говорит — «в мире будете иметь скорбь». Поэтому наличие трудностей — нормальная часть жизни верующих, и важно принимать их как испытание веры, как то, что может быть полезным.

В чем же польза испытаний веры? Иаков указывает, что достойно пройденное испытание развивает терпение. В современной версии греческое слово hupomone переведено как «стойкость». Можно сказать, что плодом испытания веры становится стойкость, или выносливость, прочность. Не зря говорят, что «за одного битого двух небитых дают». Во многих технологических процессах применение нагрузок — это способ добиться нужных свойств материалов. Например, сталь становится прочной благодаря процессу закаливания температурными нагрузками.

Далее Иаков объясняет, что стойкость является одним из важных элементов зрелого христианского характера. Можно знать, как правильно поступать, но не быть способным сделать это. Можно знать, как нужно поступать, но исходя из других приоритетов делать иначе. Духовная зрелость — это способность следовать евангельским ценностям в разных обстоятельствах. Иаков объясняет, что зрелость — это цель, к которой стоит стремиться, а испытания — путь к этой цели. Испытания способны развивать в нас стойкость. Этому именно и стоит радоваться, попадая в трудную ситуацию.
Если логика мысли Иакова о радости в искушениях нам ясна, давайте теперь посмотрим, что с нами происходит на практике. Естественная эмоциональная реакция на трудности может быть разной, но это точно не чувство радости. Радоваться трудностям возможно только натренированному человеку. Что же мы обычно чувствуем, когда приходят проблемы?

Трудности могут вызывать огорчение, разочарование и, как крайнее чувство в этом ряду, отчаяние. Другой вариант — это раздражение, злость и гнев, которые, кстати, дают энергию и мобилизуют. Трудности могут вызывать и потерю сил, вести к апатии и депрессии. Бывает, мы одновременно испытываем целый букет эмоций, эмоции могут сменять друг друга. Однако радость не затесалась ни в один из этих рядов.

Чем же тогда является радость, о которой говорит Иаков? Такое чувство радости не естественная реакция на проблемы, а натренированная реакция веры. Сама по себе радость от трудностей не возникает. Требуются усилие веры и перенастройка ума. Чем чаще тренируешься, тем проще тебе это дается.

Представьте себе ситуацию: христианское учебное заведение, уже 20 лет мы ведем обучение служителей. За эти годы было много разных проверок, и вот назначается новая. В этот раз приходит комиссия по надзору за образовательной деятельностью. К визиту долго готовились. Казалось, что все документы в порядке. Проверяющие эксперты — люди интеллигентные, вежливые, глава комиссии, однако, держит дистанцию. В конце третьего дня готовим чай с угощениями, чтобы после зачитывания отчета о проверке поблагодарить их за работу, а дальше исправлять выявленные недочеты.

Радость Иакова

Комиссия зачитывает отчет и... желание пить чай пропадает. У нас, оказывается, выявлено грубое нарушение — отсутствуют образовательные программы. Сначала возникает недоумение, я не верю своим ушам — программы-то у нас точно есть, сколько лет по ним учатся студенты, на смену ему приходит растерянность. Я понимаю, что я чего-то не понимаю. Начинаю уточнять, что имеется в виду, но мне «по-доброму» говорят: просто подпишите протокол, потом вас пригласят в суд и все объяснят, там вы сможете высказать свои возражения.

Вот и очередное неожиданное испытание. Радуемся ли мы? Конечно нет. У руководящего состава чувства разные, но до радости и мне, и им предстоит дорасти. Как же достичь этой «радости Иакова». Путь не прост, не быстр, но верен — молитва и восстановление христианской картины мира и своего места в этой картине. Текущие события могут много чего сказать мне о моих неудачах, но важнее то, что о нас думает Творец. Что замыслил Он о нас как о Своем народе, какова наша часть в Его Миссии?

Состояние равновесия и радость в испытаниях в последующие два года мне приходилось восстанавливать многократно. Как руководителю христианской организации мне на личном опыте пришлось много чего узнать о нашей законодательной и судебной системе. О том, что многие чиновники не хотят следовать логике здравого смысла, когда есть определенный заказ, и что «просто подпиши» и «иди в следующую инстанцию» может привести к «приостановлению», «запрету», «лишению», и во всем этом — «ничего личного». Обидно? Возмутительно? Да, но важно черпать энергию не в негативных эмоциях.

В любой из проблемных ситуаций Иаков рекомендует перейти от страха, негодования, ярости или отчаяния к созидающему состоянию — к состоянию радости, к радостному ожиданию Божьего вмешательства и доброго плода стойкости и зрелости в себе. Такой настрой помогает мне настойчиво делать то, что мне по силам, и дожидаться изменения обстоятельств.

Какие конкретно места Писания помогают мне восстанавливать состояние радости в трудные времена? Во-первых, утверждение о том, что Бог не даст мне искушения сверх сил (см.: 1 Кор 10:14), на этом основании я строю веру в то, что с Божьей помощью смогу преодолеть то, что кажется мне непосильным. Во-вторых, обетование о том, что даже негативные обстоятельства Бог может обратить нам во благо (см.: Рим 8:28). В-третьих, стихи из Послания Иакова об испытаниях и радости.

«Радость Иакова» приходит от веры, а вера рождается от слышания Божьего Слова. Поэтому так важно проговаривать себе и другим те места из Писания, которые укрепляют веру! Состояние радости позволяет нам находить силы для преодоления трудностей и ободрять других. Не случайно Писание так много учит о радости:
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп 4:4).

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone