Тема

Книга Иисуса Навина: вопросы и ответы

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 78/Книга Иисуса Навина: вопросы и ответы
Книга Иисуса Навина: вопросы и ответы

Есть в Библии неудобные отрывки — тот, кто давно читает эту Книгу, переживает трудности с их пониманием, он не соглашается с их логикой. Такому читателю непросто их принять, еще сложнее объяснить тем, кто сталкивается с ними впервые и недоумевает. Вот несколько примеров. Зачем в Библии рассказывается о грехе Давида с Вирсавией (см.: 2 Цар 11)? Это бросает тень на великого героя веры, сладкоголосого псалмопевца. Что это за случай с двумя медведицами, вступившимися за пророка Елисея и растерзавшими сорок два ребенка (см.: 4 Цар 2:23–24)? Войска Иисуса Навина уничтожили город Иерихон и его жителей (см.: Нав 6:19–23), та же судьба постигла город Гай (см.: Нав 8:1–29) — по какому праву?

Эти три примера взяты из исторического цикла Библии, к которому в христианском каноне относят книги от Книги Иисуса Навина до Книги Эсфири. А два последних случая связаны со страданием, которое в одном ряду с вопросами испытания. В один ряд их ставит, например, апостол Петр: «Дорогие мои, пусть не покажется вам странным, что постигает вас огонь страданий для испытания вашего; не думайте, что нечто необычайное с вами происходит. Напротив, радуйтесь, что и вы сподобились разделить страдания Христовы: когда откроется слава Его, радости вашей не будет конца» (1 Пет 4:12–13. Здесь и далее пер. под ред. М. П. Кулакова).

Не оставим без ответа поставленные вопросы. Это важно. Грехи царя, прелюбодеяние и фактически убийство мужа, с женой которого царь прелюбодействовал, названы в Библии злом в очах Господа (см.: 2 Цар 11:27; 12:9). За это Давид был осужден. Библия содержит как правдивый рассказ о грее, так и его оценку с точки зрения Бога. Правда, потом Давид покаялся, но это уже другая история.

С медведицами сложнее — пострадали «невинные дети». Разве нельзя было их простить? «Неразумные они, будь выше» — так, может быть, посоветовали бы мы Елисею (с нынешних позиций отношения к детям). А он их проклял именем Господним, а потом вышли из леса медведицы… Сорок два растерзанных ребенка — это большая толпа, эти подростки (так бы мы назвали их сегодня) обзывали пророка и издевались над ним. Их издевку можно перевести с иврита так: «Возносись, лысый!» Юнцы знали о вознесении пророка Илии. Но с тех самых пор никто больше не противостоял миссии пророка. Бесчестие, которому подвергся посланник Божий, имело отношение к Самому Богу, потому и наказание было столь суровым. Повествование Библии кратко, поэтому не будем множить и комментарий. Некоторые христианские комментаторы делают такой вывод из этой истории: необходимо всегда с должным уважением относиться к представителям Божьим, служителям, учителям, родителям, которые призваны вместо Него говорить и работать, в уважении, проявляемом к ним, мы воздаем честь Богу.

О Книге Иисуса Навина мы поговорим чуть подробнее. Она открывает собой в христианской традиции цикл исторических книг. Строго говоря, это шестая книга в этом цикле, первые пять книг составляют Пятикнижие Моисея, по-еврейски Тора΄ («закон, учение, наставление»). И завершается Тора такими словами: «…не было уже больше в Израиле такого пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу. И не было равных ему по знамениям и чудесам, которые Господь послал Моисея совершить в Египте» (Втор 34:10–12). И, кажется, на этом история народа Божьего должна завершиться. Но у Бога есть Свой замысел, и Он избирает другую личность. Там же есть слова и об избрании преемника: «Иисус Навин был исполнен духа премудрости, ибо Моисей возложил на него руки свои. Теперь под его началом израильтяне исполняли все то, что наказал Господь Моисею» (Втор 34:10).

Кто такой Иисус Навин? В самом первом стихе написано, что он состоял при Моисее, и впервые он появляется в Торе как Осия (Хоше΄а — спаситель), Моисей дает ему другое имя — Ехошу΄а (Бог спасает) (сокращенно имя звучит как Ешу΄а, и потом этим известным именем будет назван в Вифлееме мальчик, родившийся в хлеву у девушки по имени Мария). В славянской традиции он назван сыном Навэ΄, отсюда имя Нави΄н. Состоявший при Моисее Иисус Навин записывал за ним все его речи. Он, как преемник Моисея, должен был ввести народ в Землю обетованную, в Ханаан.

Это задача неимоверной сложности. И поэтому первые слова, которыми книга открывается, это слова ободрения: «Никто до конца твоей жизни не сможет противостоять тебе. Как Я был с Моисеем, так буду и с тобой: не отступлю от тебя и не покину — ты же будь тверд духом и мужествен! Потому что тебе предстоит ввести этот народ в его наследие — землю, которую Я поклялся дать еще праотцам вашим» (Нав 1:5–6). Слова «будь тверд духом и мужествен» повторяются несколько раз. В одном английском переводе этот призыв звучит так: «Будь сильным и смелым».

Все содержание книги делится на три части. В первой части (гл. 1–12) повествуется о переходе израильтян через Иордан и о покорении ими Ханаана (Земли обетова΄нной). Во второй части (гл. 13–21) говорится о разделении земли между коленами Израилевыми. В третьей, заключительной, части (гл. 22–24) описывается собрание старейшин под руководством Иисуса Навина и его последнее завещание. В композиционном отношении Книга Иисуса Навина представляет собой не простое изложение событий, а стройное повествование по строгому плану.

И все чудеса в этой книге повторяют чудеса при жизни Моисея, подтверждая авторитет нового вождя народа Божьего. Народ должен перейти Иордан, что было бы несложно в обычное время — это небольшая река, но не весной, когда течение бурно и сама река разливается после дождей. Иисус Навин велит переходить Иордан, но первыми в воду должны войти священники со священным ларцом, ковчегом Завета, в котором хранятся скрижали с Десятью заповедями. И как только они вошли в воду, «вода, текущая из верховьев реки, остановилась единой стеной… А та вода, что ниже по течению, утекла в Мертвое море… Священники, несшие ковчег Завета Господа, стояли на сухом дне Иордана посреди реки, пока израильтяне посуху переходили речное русло. Так продолжалось, пока весь народ не пересек Иордан» (Нав 3:16–17). Собственно, после этого события появилась поговорка «У веры мокрые ноги».

Это чудо было нужно, чтобы израильтяне, воздавая славу Богу, исполняли Его повеления через Его избранников: «И возвеличил Господь в тот день Иисуса в глазах всего народа израильского. И они благоговели перед ним так же, как благоговели перед Моисеем во все дни его жизни» (Нав 4:14).

А потом был Иерихон — город, который пал не от стенобитных орудий, не от многочисленной армии и не в результате многодневной осады. В тишине были слышны звуки рогов, шофаров, в которые трубили семь священников, которые обходили город в сопровождении воинов. Так продолжалось шесть дней, а на седьмой день город обошли семь раз, раздался боевой клич, и рухнули стены могучего города. Город был завоеван.

Книга Иисуса Навина: вопросы и ответы

Были и другие города, и другие битвы. Повествование книги напоминает эпос, но с обилием правдоподобных деталей. Например, один из воинов присвоил себе посвященное Богу добро, и все войско лишилось благословений и было побеждено хананеями.

Случались и необычайные вещи: 
«В день, когда Господь отдал амореев в руки израильтян, воззвал Иисус к Господу и возгласил перед всем народом:
“Солнце, стой над Гивоном!
И луна, замри над долиной Аялонской!”
И остановилось солнце,
и замерла луна,
пока не свершил народ воздаяния
врагам своим» (Нав 9:12–13).

Несмотря на серьезные испытания, с которыми израильтяне столкнулись при завоевании Земли обетованной, ведомые Богом, они достигли заветной цели: «И Господь даровал им покой во всех их владениях, как Он клятвенно обещал праотцам их… И не осталось неисполненным ни одно из обещаний, которые Господь дал потомкам Израиля, — все исполнилось в точности» (Нав 21:44, 45). Книга Иисуса Навина возвещает о верности Господа обещаниям, которые Он дал патриархам, несмотря на отступничество предыдущего поколения израильтян.

При разделе завоеванных земель перечисляются имена вождей тех племен (колен), которым достались земли. Это документальное свидетельство исторических событий. И хотя не все места сегодня можно точно идентифицировать, но все же границы обозначенных территорий можно начертить и по сей день.

У читателя этой книги, правда, остается привкус горечи после прочтения. Слишком много смертей, и довольно жестокая получается история. Но надо учесть тот факт, что земля, в которую входили израильтяне, была землей высокой языческой культуры, утверждающей жестокие и безнравственные культы. Это была война не ради завоевания израильтянами новой земли, но утверждение почитания единого и живого Бога, которое другим путем в той земле утвердить было нельзя. Бог любви не может благословлять жестокость и войну, но иногда Ему приходится принимать непростые решения. Это можно понять и в контексте событий последнего времени.

Однажды Господь вернется на землю. Это будет Его Вторым пришествием. Сегодня спасение предложено всем, но настанет время окончательного воздаяния. Тогда очень много людей погибнет, как это было при потопе, как это было при завоевании Ханаана. Спасение — дар для всех, но не все принимают этот дар. Бог же никогда никого к спасению не принуждает. И в этом тоже Добрая весть, Евангелие Божье. По Его возвращении все люди будут разделены на две группы, как написано в Новом Завете: «Как было во дни Ноя, так будет и тогда, когда придет Сын Человеческий. В дни перед потопом люди ели, пили, женились и выходили замуж — до того самого дня, как Ной вошел в ковчег. Не сознавали они ничего, пока не пришел потоп и не погубил всех. Так будет [и] тогда, когда придет Сын Человеческий. Из двух мужчин, в поле работающих, один будет взят, а другой оставлен. Из двух женщин, мелющих на мельнице, одна будет взята, другая оставлена» (Мф 24:37–41). Если мы хотим быть среди тех, кто с радостью встречает Иисуса при Его возвращении, нам нужно только одно — поверить в Него. Верующий в Ии суса Христа обретает вечную жизнь на новой земле, Он это обещал. Я хочу быть там. А вы?

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone