Мир Библии

О последнем времени

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 77/О последнем времени
О последнем времени

Второе пришествие Христа — главная надежда христиан. Это событие не только славное, но и связанное с временем конца, последним временем, и о нем стоит сказать в связи с теми тревогами, которые отягощают сегодня наш мир.
Надо заметить, что само выражение «Второе пришествие Христа» вот так буквально в Библии не встречается, но есть ряд понятий и слов, описывающих это явление. Первое слово — «парус΄иа», часто в древних греческих рукописях оно обозначало прибытие императора или царя, слово «эпифáнейа» («явление, появление») использовалось в классическом греческом для описания появления языческих богов, а еще есть слово, более известное нам по названию книги, «апокáлюпсис» («откровение»), у него два значения — «явление» и «пришествие».

В Евангелиях предсказания о Втором пришествии даны не в виде намеков, а в виде развернутого описания, и принадлежит оно нашему Господу Иисусу Христу. Одно из них мы находим в Евангелии от Матфея (24-я глава, 21–36-й стихи. Пер. мой. — И. Л.):

«21Тогда ведь будет такое страшное бедствие, какого не знала вся история человечества от сотворения мира до наших дней, да и после этого никогда больше такого не будет. 
22Если время этого бедствия не будет сокращено, то никому невозможно будет спастись, но ради избранников Своих Бог поставит ему предел. 
23Тогда, если кто скажет вам: “Смотрите, здесь Мессия!” — или: “Там Он!”, не верьте. 
24Ведь объявятся лжемессии и лжепророки и сотворят великие знамения и чудеса, чтобы, если возможно, и избранников Божьих ввести в заблуждение. 
25Будьте настороже, Я сказал вам об этом заранее. 
26Итак, если скажут вам: “Смотрите, Спаситель в местах пустынных!”, не ходите туда. Если скажут вам: “Он скрывается в некоем доме!”, не верьте. 
27Ведь, когда вернется Сын человеческий, это будет явно для всех, как бывает при блеске молнии: на востоке она полыхнет — и до запада озаряет небо. 
28И где в поле падаль лежит, сразу видно — там стервятники кружат. Так и пришествие скрыть будет нельзя! 
29Сразу же после того бедственного времени солнце потускнеет, луна светить перестанет, начнется сильный звездопад и нарушится движение небес. 30И тогда будет знамение: на небесах появится Сын человеческий, и все народы на земле станут сокрушаться и рыдать: они увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с великой силой и во славе. 
31И разошлет Он ангелов Своих с громким трубным гласом, чтобы собрали они и привели к Нему всех избранников Божьих отовсюду, со всех четырех сторон света. 
32Представьте себе смоковное дерево. Когда бежит сок по ветвям и пробиваются листочки, вы хорошо знаете, что скоро лето. 
33Точно так же, когда вы видите то, о чем Я вам сказал, сбывающимся, знайте, что вот-вот все произойдет. 
34Говорю вам наверняка: еще не уйдет из жизни это поколение, когда исполнится все это. 
35Скорее небо и земля исчезнут, чем Мои слова потеряют силу или исчезнут. 
36Но, когда настанет конец, не знает никто, ни ангелы на небесах, ни даже Бог Сын — только один Бог Отец знает день и час». 

В прочитанном нами отрывке из Евангелия от Матфея не все для нас ясно. 28-й стих имеет по меньшей мере два толкования. Первое: когда случается нечто плохое, например кто-то умирает, то толпа (стервятники) собирается моментально и обсуждает это, а тем более когда будет Второе пришествие, это станет сразу всем известно. Второе же толкование таково: когда страна погибает, это значит, что пришла римская армия, у которой на штандартах были изображены орлы (стервятники).

Но труднее всего понять 34-й стих. Какой смысл автор Евангелия придает словам «еще не уйдет из жизни это поколение, когда исполнится все»?

Мф 24 входит в текст, который специалисты называют Апокалипсисом Иисуса (Мф 23–25). Глава 23-я содержит предсказание злой участи фарисеев и книжников, в их адрес семь раз произносится слово «горе». Отдельные элементы 24-й главы позволяют нам говорить, что перед нами апокалиптическое пророчество, суть которого состоит в том, что ужасное течение земных событий, которое будет сопровождаться небесными знамениями, будет прервано Богоявлением. 24-я глава открывается рассказом о том, что Иисус покидает Храм, а с Ним и Его ученики. Они обращают Его внимание на величественные строения Иродова Храма. Иисус предсказывает, что все камни этого здания будут сокрушены. Позже на Масличной (Елеонской) горе ученики просят Его рассказать об этом подробнее, поскольку с этим событием связаны их мессианские надежды. Они надеются, что разрушение Иерусалима приведет к тому, что Иисус станет Царем, возглавив восстание. Учитель не разочаровывает их и не объясняет, в чем состоит Его мессианство. И вот тут главная трудность: события последнего времени в Его речи сливаются с событиями, связанными с разрушением Иерусалима.

Например, возникает такой вопрос: пришествие Христа будут сопровождать страшные бедствия во всем мире или только в окрестностях Иерусалима при разрушении Храма? А для евреев Храм стоит целого мира.

В Мф 24:21 мы читаем скрытую цитату из Книги пророка Даниила: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени…» (Дан 12:1). Небесный князь Михаил (в переводе с др. евр. «Кто как Бог») станет на сторону Своего народа и спасет записанных в Книге (жизни), то есть избранных, как называет их Иисус у Матфея. А затем в Книге Даниила говорится о воскресении мертвых, из чего можно сделать вывод, что с 21-го стиха у Матфея говорится о пришествии, а не о Храме.

С 27-го стиха речь определенно идет о Втором пришествии. При этом в стихе 33-м не проговаривается, что именно произойдет: по знамениям люди должны понять, что приблизилось некое событие (при дверях) и вот-вот произойдет. И далее идет тот самый сложный 34-й стих, где сказано: не прейдет (не пресечется) этот род или это поколение, как все это случится (опять события или событие не называется). То есть как бы получается, что те, кто слушает слова Христа, должны застать Его пришествие. С того времени прошло более 19 столетий, но мир еще стоит. Значит ли это, что Иисус ошибся и Его пророчество не сбылось? Толкователи объясняют, что греческое слово «генеа» («народ, нация, племя») относится и к еврейскому народу, и ко всему человеческому (грешному) роду, которые будут существовать во времена возвращения Христа. Во времена Христа слово «генеа» использовалось и в значении «современники». Матфей применяет его многократно именно в таком смысле (см.: Мф 11:16–19; 12:41; 23:36).

Ученики задают Иисусу два вопроса: а) когда будет разрушен Храм? б) какое знамение укажет на пришествие Мессии и конец настоящего порядка вещей? В сознании учеников эти два события тесно связаны между собой. Для нас же актуален именно второй вопрос, поскольку в нашем сознании Второе пришествие ассоциируется с концом этого мира. В конце 23-й главы Иисус говорит, что кровь пророков отзовется в судьбе Иерусалима, та же мысль повторяется в начале и в конце 24-й главы. Слова Иисуса о «начале болезней» (Мф 24:4–8) явно относятся к судьбе Иерусалима. И в 6-м стихе сказано, что «это еще не конец», что подтверждает нашу мысль. Заканчивается отрывок 8-м стихом, в котором сказано: «всё же это начало болезней».

О последнем времени

Затем начинается совершенно другой отрывок (Мф 24:9– 14), стихи, где говорится о времени конца. Вместе с тем эти события можно отчасти отнести ко времени разрушения Иерусалима. В Мф 24:15–20 снова говорится о разрушении Иерусалима. Здесь интересна связь Мф 24:15, где Иисус говорит о мерзости запустения, и Мф 23:38, где сказано: «оставляется дом ваш пуст», то есть в обоих случаях речь идет об одном и том же событии — разрушении Иерусалима.

Далее идет приведенный в начале статьи отрывок Мф 24:21–31 о пришествии Христа, который отвечает на второй вопрос учеников о времени Его пришествия и конце истории. А текст Мф 24:32–35, в котором сказано о разрушении Иерусалима, дает ответ на их первый вопрос о времени разрушения Храма.

В Мф 24:36–39 снова говорится о пришествии Христа. Теперь можно наглядно увидеть план апокалиптической речи Иисуса, в котором содержатся пророчества о времени разрушения Иерусалима и времени пришествия Господа:

введение (23:1); 
пролог (23:2–39) — пророчества о разрушении Иерусалима как о возмездии за кровь пророков; 
вне рассказа (24:1–3) — два вопроса учеников (а и б): 
а) (24:4–8) — пророчество Иисуса о разрушении Иерусалима, 
б) (24:9–14) — слова Иисуса о Втором пришествии, 
а) (24:15–20) — разрушение Иерусалима, 
б) (24:21–31) — Второе пришествие, 
а) (24:32–35) — разрушение Иерусалима, 
б) (24:36–39) — Второе пришествие; 
эпилог (24:40–25:46) — будьте готовы ко Второму пришествию; 
заключение (26:1а). 

Что все это значит для нас? Второе пришествие Христа — одна из важнейших библейских истин. Но нам непонятно, почему пришествие до сих пор не случилось и когда наступит его время, по обещанию Иисуса. Эту проблему христиане решали по-разному. А Альберт Швейцер, например, считал Иисуса хорошим человеком, у которого были добрые намерения, но смерть помешала Ему их исполнить. Мы же с вами веруем и ждем Его пришествия. Мы еще не видим путевых знаков, определяющих, сколько времени осталось до Его пришествия, но мы верим слову Писания: «Не медлит Господь с исполнением обещанного, хотя и говорят иные о промедлении. Он очень терпелив к вам и хочет, чтобы никто не погиб, но все покаялись» (2 Пет 3:9. Пер. под ред. М. П. Кулакова).

Вывод, к которому призывает нас Иисус, прост и строг: несмотря на все подробности грядущих трудностей последнего времени, будьте бдительны, не спите. Другими словами, жизнь человека имеет смысл, если она наполнена деятельным ожиданием Второго пришествия, которое неуклонно приближается. Нам не известны день и час, это верно, но мир давно живет в ожидании катастрофы: глобального потепления, ядерного взрыва, удара кометы или астероида, а то и инопланетного вторжения. А мы, люди, исполненные веры в Бога, открывшегося в Библии, ожидаем Второго пришествия, и оно грядет скоро, очень скоро. Пожалуй, стоит сказать о деятельном ожидании. Что это? Когда мы ждем гостей, мы убираемся дома и готовим угощение, обдумываем, чем будет наполнено наше общение. Деятельное ожидание пришествия наполнено необходимым и важным: уборкой души, приготовлением ее к трудностям, усвоением божественных истин из Писания, размышлением о нашем месте в мире и помощью тем, кто нуждается в истине. Этим я и буду жить в ближайшее время.

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone