Тема

Глас Бога и крик толпы

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 77/Глас Бога и крик толпы
Глас Бога и крик толпы

«Общественное мнение», «голос народа», «воля большинства» — какие весомые выражения! Более того, древние римляне формулировали еще решительнее — Vox populi vox Dei («Глас народа — глас Божий»). Правда, считается, что это выражение восходит к строке древнегреческого поэта Гесиода «молва ведь богиня», а его-то можно как раз понять в том смысле, что молва — это сила, огромная сила, не важно добрая она или злая. Молва, то есть глас народа, способна в таком значении и на благо, и на преступление, то есть она внеморальна. И это первое, что настораживает.

И мы вспоминаем, что античные боги не считали позором обманывать людей или других богов. Следовательно, уже в посылке о том, что глас народа — это глас Божий, сокрыта некоторая двусмысленность и опасность.
Каждый из нас, вероятно, хоть несколько раз в жизни соотносил себя с общественным мнением, каждый из нас, скорее всего, слышал голос толпы и голос народа, и поэтому, вероятно, кто-то из нас уже задавал себе вопрос: а как я лично отношусь к общественному мнению, голосу народа, воле толпы?

Что ж, давайте вспомним, как функционирует толпа, и постараемся найти ее код.

Я приведу несколько примеров. Первый — из жизни. Как-то давно я смотрел по телевизору соревнования по велогонкам. В начале — ничего необычного, стандартная картинка жмущих на педали велосипедистов, кто-то ушел в отрыв, кто-то едет в куче, все склонились к рулю, все едут примерно на одинаковых машинах. Все, кроме одного. Этот экспериментатор укрепил руль на велосипеде в перевернутом положении, и к тому же ему удалось, хоть ненамного и ненадолго, оторваться от основной группы. Но вот что удивительно — в течение двух последующих дней рули перевернули все велосипедисты. Вероятно, посчитали, что тут есть какой-то выигрышный секрет. Года два я наблюдал за велогонками с перевернутыми рулями, потом все вернулось на прежние рельсы, стали ездить как прежде.

Вопрос: какая сила заставила всех участников перевернуть свой руль?

Второй случай — из романа «Доктор Живаго». Вспомним эпизод у поезда, как толпа, недовольная выступлением оратора, гонится за ним, чтобы его наказать. Но ему удается вскочить на пожарную бочку и произнести зажигательную речь, которая вызывает у людей, только что гнавшихся за ним, чувство восхищения. Но вот доска, на которой стоит оратор, внезапно проламывается, и он падает, застряв в какой-то комической позе. Этого оказалось достаточно, чтобы только что восхищавшаяся масса набросилась на него и растерзала.

Это поведение толпы. Оно импульсивно, оно непоследовательно, оно страшно, оно неразумно, оно внеинтеллектуально и невероятно деструктивно.

Есть порода манипуляторов, управляющих толпой. Я помню рассказ одной старой женщины о том, как Троцкий, приехав на фронт, вышел на подножку своего бронепоезда и произнес такую зажигательную речь, что готовые взбунтоваться части Красной Армии сразу же после такого выступления пошли в бой, не боясь гибели. Толпа любит своих вождей, а те знают, как ею манипулировать. 

Примеры можно приводить и дальше. Но, думаю, что уже можно сделать некоторые выводы. Код толпы заключен в следующей формуле: делай, как мы, не выделяйся.

И это на первый взгляд безобидное предложение приводит к страшным результатам. Делая, «как мы», человек оказывается в гипнотическом поле огромной силы. Он в прямом смысле теряет себя. Он теряет в толпе разум, волю, способность ориентироваться в ситуации, теряет совесть, он теряет — и это самое страшное — личность.

А сообщество людей, потерявших личность, становится игралищем демонических сил. Про толпу же можно сказать, что она — вывернутая наизнанку личность. Акцент личности находится на внутренней жизни. Толпы — на внешней. Личность обладает совестью. Толпа внеморальна. Личность руководствуется разумом, толпа — инстинктом. Личность открыта к созиданию, толпа — к разрушению. Личность стремится к разумным действиям, толпа — к бессознательным. Личность находится выше уровня животного, толпа — ниже. Личность способна к молитве, толпа — к беснованию.

(В начале перестройки я спрашивал себя: зачем они разбивают и поджигают автомобили? Что эти автомобили им сделали?)
И самое важное — личность в толпе невозможна. Личность всегда вне толпы. Сумма и общность личностей — это народ, это церковь. Толпа — это отсутствие в ней личности, Божьего дара человеку.

Предупреждение о способности народа стать толпой мы неоднократно находим в Библии. Моисей поднимается на вершину горы, чтобы воспринять и передать людям Божии заповеди. И когда через некоторое время он спускается вниз к соплеменникам, он видит впечатляющую метаморфозу. Тот, кто явил Израилю множество чудес, вывел его из «дома рабства», забыт, а вместо Него израильтяне поклоняются истукану, которого создали своими же руками. Внутреннее забыто, на первый план выходит внешнее. Разум сокрушен, царствует инстинкт. Духовная жажда заменена материальным объектом поклонения.
Реакцию Моисея мы помним. Она была крайне жесткой.

Глас Бога и крик толпы

Вглядываясь в это описание толпы и ее кода в Ветхом Завете, мы видим, что толпа и Бог несовместимы. Там, где царствует толпа, ее настроение, ее импульсы, ее «законы», а точнее ее код, там на первый план выходят идолы, внешние знаки, на которых сосредотачивается внимание толпы. Толпе живой Бог не нужен, ей нужен идол. Толпа — это образование, ставящее гипнотический и надежный блок между человеком и Богом. А значит, это ее сила отделяет человека от самого себя, подменяя его одержимым существом, не способным ни мыслить, ни верить, ни обратиться к совести.

Можно вспомнить еще эпизод, таинственно перекликающийся с названным. Это возвращение Иисуса с тремя апостолами после события Преображения к народу. И что-то там с народом и апостолами случилось такое, что заставило Его произнести довольно-таки жесткие слова. «О, род неверный и развращенный!» (Мф 17:17), — говорит Христос, как бы вторя реакции Моисея на поведение соплеменников. Мы не знаем точно, что там произошло, но видим, что духовная сила апостолов иссякла, они не смогли вылечить юношу. И в том и в другом случае мы словно чувствуем грозное божественное дыхание, и на его фоне массу народа, людей, способных утратить или уже утративших самих себя и свое высшее начало.

И третий эпизод: вход Христа в Иерусалим. Народ кричит: «Осанна!», срезает пальмовые ветви и постилает их вместе с одеждами на дороге, приветствуя Мессию. А всего лишь через несколько дней тот же самый народ на судилище Пилата, когда тот спрашивает, что же сделать с Христом, кричит: «Распять Его!»

Описана ситуация, в которой наместник пытается проконтролировать возбужденную толпу. Но страсти кипят. Первосвященники подливают масла в огонь, им нужно, чтобы Христа казнили. Все кипит, все неистовствует, люди находятся в тревоге, в шуме, вокруг слышатся крики и завывания, Пилат в смятении — как этот день и его решения могут в дальнейшем отразиться на его карьере? Бал правят злоба, ненависть, страх, неуправляемые инстинкты, людское безумие.

И все же в этой толпе находится один Человек, сердце которого пребывает в великом божественном мире и покое. Это Иисус. Совсем недавно Он «ужасался и скорбел», совсем недавно под сенью олив Гефсиманского сада Он просил Отца: «Да минует Меня чаша сия». Но сразу после этого Он произносит великие слова: «Твоя воля да исполнится, а не Моя», тем самым отдав Свою жизнь и Свою волю в руки Непредставимого, Высшего, Отца и утвердившись в Своем жертвенном выборе. И Он обретает мир, соотносимый своей глубиной лишь с высотой Божественного милосердия и Его мудрости.

И этот внутренний мир невероятным и парадоксальным образом не покидает Его, избитого, оболганного, измученного, осужденного на позорную смерть и стоящего перед беснующейся толпой. Он единственный, кто не утратил здесь Себя, сохранил Свою личность, Свое бодрствующее предстояние Началу всего. Он сохранил верность Богу и обрел новые силы, отдав Себя благой и животворящей воле Господней. Тьма не объяла свет и на этот раз.

Сегодня мы имеем дело с тем же самым кодом толпы. Он прикрыт и замаскирован интеллектуальными машинами, интернетом, ярким интерфейсом социальных сетей, но он работает точно так же, как и тысячи лет тому назад. И в дни кризисов и народных бедствий сквозь информационный обмен и общение в интернете может весьма явственно проступить та площадь с народом, утратившим самосознание, проступить толпа, потерявшая связь с Высшим и потерявшая себя как совокупность личностей, следующая не разуму, не Высшей мудрости (и речи тут об этом не идет, и понятно почему), но инстинктивным порывам и внушениям коллективного эго. Да, кто-то сохраняет себя в этой массовой раскачке страхов и дезинформации, происходящих на всех материках одновременно, но таких меньшинство.

И все же они есть. Те, кто несет в сердцах целительный мир, связь с Богом, желание, чтобы осуществилась воля Премудрости, и способные молиться.

Те, кто из противостояния кода толпы и жизни личности выбрал второе. Достаточно ли я осознан сегодня, достаточно ли я бодрствую, чтобы, оказавшись в гуще событий, в цифровом мире сенсаций и страхов, сделать правильный выбор?

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone