Как сохранить покой во время смятения? В Евангелии от Луки (8:22–25) мы находим рассказ о том, как во время шторма Иисус спал в лодке. Как можно не волноваться в такой ситуации? Что позволяет сохранять спокойствие и действовать, когда другие в панике?
Покой — это состояние Бога после творения. Мы читаем в Книге Бытие (2:2), что на седьмой день Бог почил от дел Своих. Еврейское слово «шабат» означает «покоиться, прекращаться, воздерживаться». Отсюда возникла традиция соблюдать субботний день, выраженная в заповеди и ставшая отличительным знаком иудеев. Эта традиция распространилась вместе с христианством по Европе и в России. Русское слово «суббота» имеет и лингвистическую связь с еврейским словом «шабат». В этот день люди отдыхают от обычных дел, уделяя время молитве, вспоминая, что Бог управляет миром. Это время поклонения и созерцания Божьего устройства в природе и в собственной жизни, вхождения в Божий покой.
Теме покоя посвящены 3-я и 4-я главы Послания к Евреям апостола Павла. Автор связывает покой с состоянием сердца и верой. Обращаясь к началу библейской истории, выходу Израиля из Египта, он поясняет природу веры и неверия. Он пишет: «…ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр 3:7– 11). Покой здесь — это конечная цель путешествия евреев, обетованная земля, где народ может поселиться и успокоиться, отойти от постоянных переходов, столкновений с другими народами и тягот жизни в пустыне. Однако далее мы читаем, что Божий покой не связан исключительно с проходом в обетованную землю: «Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне» (Евр 4:8), то есть предостережение о том, что в Божий покой можно не попасть, остается актуальным для адресатов послания, людей верующих и уже знающих Бога через Иисуса Христа. Эта мысль повторяется несколько раз в двух главах послания, детально обосновывается ссылками на Ветхий Завет и историю Израиля.
У любого верующего человека в жизни есть некий поворотный момент, когда реальность Бога и состояние Его покоя открываются ему. Не у всех он такой драматичный, как у библейских героев: Моисей увидел Господа в горящем кусте; Иаков — лестницу, ведущую на небо, затем он вступил в единоборство с Богом или ангелом; ревностный иудей Савл был остановлен и ослеплен воскресшим Иисусом, когда преследовал христиан. Свидетельства современных христиан, как бы различны они ни были, говорят о встрече с Неведомым. Эти встречи глубоко потрясают человека и привносят радикальные изменения в его жизнь. Интересно, что в большинстве своем они происходят не потому, что человек долго и последовательно набирался духовного опыта, они просто случаются. Покаяние и обращение — это моменты рождения веры. В рождении свыше многое зависит не от нас. По воле небес мы приходим на землю и уходим с нее.
Сразу после обращения к Богу мы обретаем состояние покоя — новое и непривычное! Покой позволяет преодолеть страх перед святым Богом, начать выстраивать с Ним доверительные отношения и расти духовно. Первоначальный восторг духовного преображения дает мощный импульс для изменений, желание молиться и переживать снова и снова Божий покой и Его глубину. В этом состоянии ощущаются осмысленность жизни, блаженство и целостность. Все то, чего так недостает современному человеку в будничной земной жизни.
Человеческое переживание бесконечности при встрече с Богом, опыт откровения являются сутью религии, как было замечено еще философом Фридрихом Шлейермахером (1768–1834). Подобную мысль высказывал основоположник психологии религии Уильям Джеймс в своем труде «Многообразие религиозного опыта» (1902). Джеймс отмечал, что религиозные переживания всегда оставляют воспоминания об их сущности и глубокое чувство их важности, которое окрашивает время после или между ними. Переживание покоя и Божественного присутствия поддерживается молитвой и практикой поклонения, жизнью по вере.
Предостережение, которое повторяется трижды в отрывке о вхождении в покой, указывает нам, что удержание себя в состоянии покоя не такая легкая задача. Примером здесь служат евреи, вышедшие из египетского рабства, которые наблюдали удивительные чудеса, сопровождавшие исход и их путь в обетованную землю. Они были непосредственными участниками этого путешествия и свидетелями чудес. Но, услышав голос Божий, они почему-то ожесточили свои сердца. Как такое возможно? Кажется, что, если человек увидит чудо, он непременно поверит в Бога! А тут на глазах у людей происходило множество чудес: и казни египетские, и проход через море, гибель египетской армии и манна в пустыне! Однако их состояние описано как искушение и испытание. Возможно, настроение народа несло в себе оттенок отчужденности и скепсиса, которые мешали его вере.
Если проводить аналогию между отношениями человека с Богом и человеческими отношениями, то разрушение любви возникает вовсе не по причине ненависти, как иногда считают. Разрушает отношения отчужденность, когда одна из сторон занимает позицию наблюдателя: давай посмотрим, как у тебя получится! Сама позиция невовлеченности и снисхождения делает чрезвычайно трудным возобновление искренних отношений доверия. В этом смысле вера и доверие оказываются противоположными холодности и отчужденности.
Отношения, в которых заинтересована только одна из сторон, неполноценны, лишены силы взаимодействия. Такое случается в начале отношений, когда один партнер начинает проявлять знаки внимания. Но доказательство добрых намерений и ухаживания не могут продолжаться вечно — важен отклик доверия. Похожая динамика наблюдается и в отношениях с Богом. Он обращается к нам. Послание к Евреям привлекает наше внимание к тому, как мы воспринимаем Божье Слово. Откликаемся ли мы на него верой? Или мы с неверием воспринимаем очередное назидание?
Верой мы входим в общение с Богом, становимся причастными Божьему покою. Верить значит идти на риск, потому что после встречи с духовной реальностью изменения в жизни неизбежны. Вера требует мужества, преодоления страха и собственных представлений, честности с самим собой, открытости к изменениям. Удивительны обращения к вере Авраама и Моисея, которые были уже в преклонных летах. Далеко не все и не всегда готовы настолько рисковать своим существованием. Отчасти это объясняется нашим нежеланием меняться, отчасти — страхом встречи: вдруг Бог окажется не таким добрым, как нам представляется?
Неверие закрывает нам возможность жить духовной жизнью, получить благословение. Неверие закрывает сердце, лишает сил и в΄идения будущего. Так, первое поколение, вышедшее из Египта, не вошло в обетованную землю. Автор послания напоминает, что внешнего созерцания Божественного действия недостаточно, необходимо оставить свои усилия, опыт и поверить, что Бог хочет для нас лучшего. Для полной жизни человеку как духовному существу необходимо веровать.
Причиной ожесточения сердца становится обольщение грехом, когда Божья воля начинает восприниматься как нечто ограничивающее, лишающее приятного. Тогда, желая оправдать свою волю, человек начинает обманывать себя и других. Писание указывает, что все это приводит к изменению сердца, оно становится лукавым и неверным и приводит к богоотступничеству (см.: Евр 3:12). Именно тогда происходит незаметный поначалу разворот от Божьего лица к собственным похотям, от Божьего покоя — к суетной жизни в тревогах и страхе. Библия, описывая состояние Бога, говорит, что Он «гневается» на людей за неверие, за отказ идти Его путем.
«Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр 4:10). Когда нас настигают трудные времена, то мы, если только мы находимся во Хри сте в состоянии покоя, не надеваем на себя воинственную маску, не беспокоимся, не прячемся, не боимся, не допрашиваем Бога, любит ли Он нас. Наш ум перестает тревожить нас, потому что мы знаем одно: мы просто доверяем Господу.
Как достичь такого уровня веры, чтобы быть способным положиться на Бога во всех обстоятельствах? Чтобы пребывать в Божьем покое, нам нужно перестать полагаться на собственные усилия, опыт и открыть сердце для веры. Это значит перестать контролировать ситуацию и допустить Божье вмешательство, довериться Ему. Только вера может привести нас к полноценному покою: «А входим в покой мы уверовавшие…» (Евр 4:3). Это требует настроенности сердца на доверие и убежденности в том, что Бог неизменен в Своей любви и верен Своим обещаниям. В любых ситуациях, даже когда нам что-то кажется невозможным, Он может провести нас «по воде». Бог зовет нас к другой жизни. Поэтому в трудные времена не стоит беспокоиться, прятаться, бояться, требовать от Бога подтверждения любви, лучше успокоиться в доверии Господу и найти Божий покой, в котором пребывал Иисус в лодке с учениками.
ФОТО: Gettyimages.ru