Тяжелые ситуации для христиан, как правило, становятся поводом для того, чтобы помочь ближним и проявить свою веру. Один из вариантов потрясений — тяжелые заразные болезни. Как христиане помогали болеющим людям?
Во время разразившейся во II веке так называемой антониновой чумы общее внимание привлекли члены странного сообщества, которые самоотверженно ухаживали за больными. Средства на это христиане собирали во время воскресных служб, организацией помощи занимались мужчины и женщины — дьяконы и дьякониссы. В III веке во время эпидемии киприановой чумы Киприан Карфагенский, чьим именем была названа болезнь, указывал, что бедствие для христиан — это тренировка. Верующие учатся уповать на Бога, принимать тот факт, что заболеть могут как нехристиане, так и христиане, думать о жизни вечной и спасать всех, кого можно спасти, — и язычников, и христиан.
После легализации христианства организация помощи больным стала совершенствоваться. В 324 году христианской общиной в пустыне было создано помещение для больных, которое считается первой христианской больницей. Широкую известность получила так называемая Василиада (Базилея) — первый больничный комплекс с особым помещением для заразных больных, созданный епископом Василием Великим. Как минимум с IV века существовали сообщества мирян, мужчин и женщин, которые назывались спудаи («ревностные») и филопонои («любители труда»). Спудаи и филопонои помимо соблюдения поста и целомудрия ухаживали за больными, уделяя особое внимание старикам, и помогали священнослужителям в организации похорон.
Во времена Высокого Средневековья появились новые организации для помощи заразным больным. В 1098 году в Палестине возник рыцарский орден святого Лазаря, именно от него произошло слово «лазарет». Сложилась практика ограждения общества от заразных больных, были разработаны правила исключения из общины и изоляции прокаженных.
Великая чума (1346–1353) была большим потрясением для Европы. Она воспринималась как коллективное наказание Божье, требующее покаяния. Скопления народа во время молитвенных процессий и у православных, и у католиков, к сожалению, приводили к очередным вспышкам чумы. Поиск виновных, навлекших, по мнению народа, гнев Божий, вылился, в частности, в преследование евреев, против которого Папа был вынужден издать буллу, в которой грозил отлучением за погромы. На фоне общей паники, охватившей, к сожалению, и часть священников, выделялись и отдельные подвижники, такие как Роха из Монпелье (Франция), который, по преданию, активно помогал чумным больным, и новгородский епископ Василий Калика, приехавший в Псков утешать и поддерживать город, страдающий от чумы.
В эпоху Реформации стали складываться более определенные знания об эпидемии и начали формулироваться представления о пастырском и медицинском долге. Самым ярким примером здесь может служить Мартин Лютер, давший развернутый ответ на вопрос, как следует христианину вести себя во время эпидемий. В 1527 году в Виттенберг пришла чума. Лютер отказался уехать из города и служил больным. Для поддержки пастырей Лютер написал небольшой трактат «Должны ли христиане бежать от чумы». Реформатор указывал на необходимость подготовиться к смерти — примириться с ближними, привести в порядок все дела, слушать проповеди, принять причастие. Лютер указывал, что люди, не связанные обязательствами, могут и должны спасать свои жизни. Однако долг врачей — лечить, правителей — обеспечивать порядок и организацию помощи больным, пасторов — поддерживать свои общины. Лютер указывал, что обязанность в таких случаях превращается в крест. Реформатор указывал на необходимость соблюдения мер предосторожности и заботы о ближних, таких, например, как окуривание помещений и соблюдение карантина.
Преданное служение ближним во время эпидемий отличало многих западных христианских деятелей. Так, католический проповедник Петр Канизий помогал больным в Австрии, кардиналы Карло Борромео и Грегорио Барбариго — в Италии, священник Жан-Франсуа Реги и благотворительница Жанна де Лестоннак — во Франции; знаменитая мексиканская поэтесса Хуана Инес де ла Крус умерла, ухаживая за чумными больными. Орден капуцинов прославился самоотверженной помощью больным в Испании и Франции, пуританские служители — больным и умирающим во время чумы в Лондоне в 1664 году. Иоганн Краффтхейм, ученик Лютера и придворный врач императоров Священной Римской империи, успешно справился с эпидемией бубонной чумы.
Хотя массовые скопления людей, собиравшихся для молитвы, происходили и во время эпидемий, церкви могли принимать санитарные меры или призывать паству их соблюдать. Так, в 1562 году в католической церкви было принято решение причащать мирян, раздавая им опресноки (гостии), чтобы не было вкушения из одной чаши; во время чумы 1654–1657 годов патриарх Никон издал особое поучение для паствы, в котором указывал, что необходимо заботиться о том, чтобы не заразиться.
В XVIII–XIX веках наступает расцвет христианского служения больным. Английский методистский служитель Сайлас Толд посещал арестантов, больных чумой, туберкулезом, тифом, будучи твердо уверен, что Бог предохранит от заражения. Самоотверженным служением пастве во время эпидемий холеры отличались известный английский баптистский проповедник Чарльз Сперджен и митрополит Филарет Московский.
Продолжали совершенствоваться санитарные меры в церквях, которые могли сопровождаться сопротивлением мирян. Так, в 1771 году во время эпидемии чумы московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) погиб, растерзанный толпой за то, что, опасаясь распространения инфекции, запретил большие молитвенные собрания. Результатом богатого опыта помощи православных священников заразным больным стала часть «Настольной книги для священно-церковно-служителей», где были подробно прописаны меры предосторожности для священника, требование причащать больных из отдельных сосудов и затем их дезинфицировать.
Возникла и профессиональная подготовка христиан-медиков и медицинских волонтеров. Так, немецкий лютеранский пастор Георг Генрих Флиднер создал заново служение дьяконисс, организовав центры для обучения медицине женщин-служительниц. В XIX веке появилось служение медицинского миссионера-проповедника, который одновременно занимается медицинской практикой и строительством больниц в стране, где он проповедует. К таким миссионерам относились пресвитерианин Питер Паркер, принесший в Китай западную медицину, знаменитый путешественник Давид Ливингстон, боровшийся с болезнями в Африке, лютеранин Иоганн Кристиан Фредерик Хейер, основатель больниц в Индии.
В ХХ веке продолжалось служение христиан на ниве медицины и борьбы с заразными болезнями. Во время эпидемии испанского гриппа (1918–1919) руководство адвентистской церкви издало брошюру о мерах предосторожности и оздоровительных процедурах в домашних условиях. Как врачи, боровшиеся с эпидемиями, прославились православный епископ Лука (Войно-Ясенецкий), один из самых известных и талантливых русских хирургов; Джон Уильям Артур, шотландский врач-пресвитерианин, открывший первую в Кении больницу, ставшую центром миссии; американский квакер Уильям Кэдбери, занимавшийся в Китае медицинской школой и активно популяризировавший санитарно-гигиенические меры; американский врач-миссионер Лемюэл Нельсон Белл, 25 лет трудившийся в госпитале пресвитерианской миссии в Китае. Как минимум двое христиан-врачей, известных своим служением, стали политическими деятелями — нигерийский пресвитерианин Фрэнсис Ибиам, руководивший миссионерскими больницами, и адвентист Самсон Кисекка, министр здравоохранения в одном из регионов Уганды.
Медицинское служение христиан продолжается и сейчас. Так, в частности, врачи внеденоминационной евангелической благотворительной организации «Сума самаритянина» приняли деятельное участие в борьбе с лихорадкой Эбола (2014). В марте—мае 2020 года, в разгар эпидемии COVID-19, в сотрудничестве с поместными церквями и государственными структурами «Сума самаритянина» развернула полевой госпиталь в Кремоне (Ломбардия, Италия) и два госпиталя в Нью-Йорке (США) — в Центральном парке города и в здании медицинской организации Mount Sinai. Помимо других гуманитарных направлений в своей миссии «Сума самаритянина» также занимается сооружением скважин и колодцев для обеспечения местного населения чистой питьевой водой и санитарно-гигиеническим просвещением в бедных странах Азии, Африки и Латинской Америки, что крайне необходимо для борьбы с заразными болезнями. И это лишь один пример медицинской активности христианских организаций.
В дни тяжелой эпидемической ситуации в Москве среди христиан всех деноминаций широко развернулось волонтерское движение.
Как видим, на протяжении веков христианская любовь выражалась в уходе за больными людьми и борьбе с эпидемиями. Важно, что эта любовь сопровождалась доверием Богу, мужеством и благоразумием. Это актуально для нас и сейчас.
ФОТО: Gettyimages.ru