Заголовки газет и статьи в них звучат так, словно они сошли со страниц Книги Откровение. Землетрясения, оползни, цунами, извержения вулканов принесли огромные разрушения во многих уголках мира.
В Евангелии от Матфея в 24-й главе Христос предупреждает, что в конце времен число таких катаклизмов возрастет. Приближаясь к моменту Своего распятия, Он поведал Своим ученикам много такого, что потрясло их сердца.
Когда Он был со Своими учениками на Елеонской горе, они спросили Его: «…скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф 24:3).
Иисус ответил, что никто не знает ни дня, ни часа конца истории. Тем не менее Он поведал определенные знаки, которые укажут им на это. И среди этих знамений — умножение войн и слухов о войнах, голоде, эпидемиях и землетрясениях.
Я часто спрашиваю себя, какой же силы землетрясение или война должны быть посланы Богом, чтобы мир пробудился от сна перед неизбежностью грядущего суда? Даже христиане пребывают в состоянии дремоты, от которой многие не хотят избавиться.
Поколение, искавшее своей мудрости, а не мудрости Божьей, начинает вкушать вино гнева, упомянутое в 25-й главе Книги Иеремии. Люди и правительства зашатались, как и предупреждал пророк много веков назад.
Он возвестил: «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя. И они выпьют, и будут шататься и обезумеют при виде меча, который Я пошлю на них. И взял я чашу из руки Господней и напоил из нее все народы, к которым послал меня Господь…» (Иер 25:15–17).
Неужели народам уже дано это вино? Свидетельства всеобщего умопомрачения, проявляющегося в безумном желании восстать и убить, огромны.
В эпоху, когда мы достигли наивысшего в истории уровня образования, когда университеты и колледжи переполнены учащимися, слова Иеремии снова звучат в наших ушах: «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер 9:23–24).
Несмотря на все свои знания и всю мудрость, кажется, мы не в силах решить наши проблемы. Наблюдая за дебатами в ООН, так и хочется возопить: «Начало мудрости — страх Господень!» (Пс 110:10).
Хочется бежать вдоль улиц, крича слова Соломоновы: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла…» (Притч 3:7). Я хочу напомнить людям: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти…» (Притч 14:12). Проблемы и беды рода человеческого проистекают из того, что он более следует мудрости мира сего, нежели мудрости Господней. Библия учит, что существует два вида мудрости. Во-первых, есть мудрость, дарованная Богом, которая благодаря обновлению ума во Христе видит жизнь через призму вечности. О такой мудрости Писание говорит: «…мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак 3:17). Богом данная мудрость не является дерзкой, циничной и высокомерной. Она укоренена во Христе, и ее отличают благоговение, кротость и вера. Богоугодная мудрость соединяет все никчемные обломки нашей жизни в одну картину, делая их осмысленными. Мы называем это познанием.
Человеческая мудрость совершенно иная. Она хитра, ловка, тонка и замысловата. Ее орудия — интриги, потворство, ухищрения, животные инстинкты. Библия предостерегает нас от такой мудрости: «…во многой (мирской. — Б. Г.) мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл 1:18). Пророк Исаия писал: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Ис 5:21). И еще «… мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис 29:14).
Исаие была дана мудрость от Бога, чтобы он проникал в суть современных ему событий. Он жил посреди людей, одаренных мудростью, но их мирская мудрость вела их от одного поражения к другому, пока наконец они не стали рабами в чужой земле.
Люди смеялись и глумились над пророком, который то со слезами умолял, то метал громы и молнии, предостерегая их. Они называли его фанатиком и отказывались слушать. Они оставили Бога своих отцов и теперь расплачивались за свою глупость. Теперь они стали рабами своих врагов.
Как это похоже на нашу жизнь! Мы мудры в своем самомнении, спотыкаясь, бредем от одной неприятности к другой, нащупывая свои возможности, порождаем еще больший хаос в этом и без того хаотичном мире. Современные мужчины и женщины, скованные своими же цепями, уловленные в собственную западню, опустошены и живут безбожной жизнью, но при этом они преисполнены ложного чувства собственной значимости.
Через Иеремию Бог сказал: «…народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер 4:22). Умны на зло. Только подумайте о современной жизни — с нашими гигантским научным прогрессом, всесторонней организованностью, техническим мастерством, беспрецедентными достижениями. Но при всем этом мы — рабы страстей, жертвы своих ненасытных желаний, внутренне разочарованные и подавленные.
Люди во дни Иеремии утратили чувство греховности. И мы также. Мы даже не хотим о нем говорить. Но об утраченном чувстве греховности свидетельствует тысяча сторон нашей современной жизни. Свидетельствует об этом рост ненормативной лексики и непристойностей. Наша порочная речь отражает наш порочный образ жизни. Об утраченном нами чувстве греховности свидетельствует наше стремление к удовольствиям.
Наша сегодняшняя песня звучит так: давайте есть, пить и веселиться, ибо завтра мы умрем. Мы становимся нацией плейбоев и унижаем мудрость, которую Бог даровал нам, на алтарях своих желаний и страстей. Мы становимся искусными, делая зло.
Об утраченном чувстве греховности свидетельствует наша неестественная зацикленность на сексе. Грех нечистоты поначалу не кажется уродливым и ядовитым. Он приходит, облеченный красотой, стройностью и желанностью. Похотливую богиню сатана одевает в одежды ангела любви, и ее внешность обманула самых сильных.
Бог ненавидит эту зацикленность на сексе. Она приводит к падению народов, разрушает святость семей, становится причиной грехопадения тысяч.
Что же вызывает все эти беды в мире? Священное Писание учит, что за мировой системой, в которой мы живем, стоит сверхъестественная сатанинская сила.
Иисус называл сатану «князем мира сего» (Ин 12:31). Библия учит, что он — бог века сего, ослепивший умы неверующих, «чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор 4:4).
Итак, мир столкнулся с двумя видами мудрости: человеческой мудростью, внушаемой изощренным умом сатаны, и мудростью, исходящей непосредственно от Духа Божия, который зовется Духом Премудрости.
Наша плоская мудрость сделала нас черствыми и жесткими. Наша мудрость, как сказано в Священном Писании, не сходит свыше, она земная, плотская, бесовская.
Дух же мудрости каждому из нас указывает на крест Иисуса Христа, где мы обретаем прощение грехов и решение дилемм и проблем, с которыми мы сталкиваемся все вместе и каждый в отдельности.
Плотская мудрость, внушаемая сатаной, цинично относится к кресту. Апостол Павел сказал: «Ибо слово о кресте для погибающих есть безумие» (1 Кор 1:18. Пер. еп. Кассиана). Плотскому человеку не понять того, как Бог в Своей благодати и милости может очистить грешников от греха, изменить жизнь людей и через этих людей изменить общество. Плотской мудрости не понять дел Божиих.
Павел сказал: «Ибо безумное Божие мудрее людей, и немощное Божие сильнее людей» (1 Кор 1:25. Пер. еп. Кассиана).
Так Бог в Своей бесконечной мудрости взял то, что казалось нелепым и незначительным плотскому человеку, и оно стало Его силой к спасению.
Люди в дни Иеремии ожесточили сердца и отказались покаяться в грехах. Поэтому пришли на них опустошение и суд. Иерусалим был разрушен, как и предсказывал Иеремия.
Я повторяю здесь слова Иеремии и молю вас: покайтесь, пока еще не поздно, смойте злое с ваших сердец, чтобы спастись: доколе будут гнездиться в вас злочестивые мысли (см.: Иер 4:14)? Возвратимся же к Господу нашему Богу, и помилует нас, ибо Он многомилостив (см.: Ис 55:7).
@1955 BGEA
ФОТО: из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов