Тема

Подготовка к крещению как инициация

Алексей Лызлов
Журнал/Архив/Номер 76/Подготовка к крещению как инициация
Подготовка к крещению как инициация

Подготовка к крещению — практика, существовавшая с первых времен христианства. Существует она и сегодня. В чем ее суть? Если посмотреть на то, как обычно готовят человека к крещению, с фактической стороны, мы увидим, что проходящий такую подготовку приходит на специальные встречи, на которых готовящие его излагают основные моменты христианского вероучения, доктрину о спасении, важные места из Писания, рассказывают об устройстве богослужения и о том, как строятся взаимоотношения между людьми в христианской общине. Несомненно, все это важно и нужно знать человеку, готовящемуся вступить на путь христианской жизни. Но состоит ли смысл подготовки к крещению в приобретении знаний? На этот вопрос нужно ответить отрицательно, хотя на практике это нередко бывает именно так. Голое знание, за которым не стоит опыт, может вести к тщеславию и насаждению некоего «правильного» учения, не подразумевающего любви к ближним — тем, кому благовествуется спасение, или к равнодушному принятию «к сведению» того, что человек узнал.

«Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор 8:1–3), — говорит апостол. Христианин — это тот, кто любит Бога. Но полюбить Бога действительной и действенной, не мечтательной любовью можно, лишь крепко веруя в Него. Веруя той верой, о которой апостол Павел говорит, что она есть «уверенность в невидимом» (Евр 11:1) — уверенность (согласно смыслу стоящего в греческом тексте послания слова эленхос) как очевидность явственно раскрывающегося человеку.

Именно веру Писание показывает как то, что делает человека готовым креститься. В Деяниях апостолов мы читаем, как апостол Филипп, ведомый Ангелом Господним, встречает евнуха, читающего Писание и просящего разъяснить ему трудное для него место: «Филипп заговорил и, начав с этого отрывка Писания, поведал ему Радостную Весть об Иисусе. Продолжая путь, они подъехали к месту, где была вода. — Вот вода! — сказал евнух. — Что препятствует мне креститься? Он приказал остановить колесницу, и оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп его крестил» (Деян 8:26–39. Радостная Весть. Пер. В. Н. Кузнецовой).

Мы видим здесь, как апостол Филипп готовит евнуха к крещению: он благовествует ему об Иисусе, то есть об искупительной жертве на кресте Сына Божьего и Его воскресении. И готовность к крещению для апостола заключается лишь в одном — в вере от всего сердца. Евнух исповедует веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, и Филипп крестит его.

Но что тогда такое та вера, которую должен иметь желающий принять крещение? У апостола Иоанна мы читаем удивительные слова: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден…» (1 Ин 5:1); «…всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин 5:4–5).

Человек рождается в мир беспомощным младенцем, он не только зависим от мира, но и почти ничего не способен сделать в нем сам. Время идет, он учится ходить, говорить, осваивает множество важных для жизни навыков, и вот наступает пора, когда он становится зрелым, взрослым, он готов к самостоятельной жизни. Во многих традиционных культурах событие перехода во взрослое состояние сопровождается особыми испытаниями — обрядами инициации. При всем разнообразии таких обрядов можно сказать, что общий их смысл состоит в том, что человек должен показать, что он способен сам выстоять перед лицом трудностей и опасностей этого мира, что он умеет в этом мире утверждать и отстаивать себя. Человек разрывает связь с миром детства и вступает во взрослую жизнь. Но побеждает ли он мир? Нет, он устраивает в мире свою жизнь. Он по-взрослому заботится теперь о том, что ему есть, пить и во что одеться; он хранит дружбу и отстаивает себя в борьбе с врагами; он пользуется удачей и выстаивает под ударами судьбы. Он стремится быть в мире мудрым и сильным, стремится получить от мира то, что мир может дать. В мир обращены его желания и надежды; с миром связаны его радости и огорчения; в мире обретается все то, что он считает своим сокровищем, и его сердце и ум принадлежат миру.

Подготовка к крещению как инициация

И вот Иисус. Человек, который мог получить от мира все, который мог сделать в этом мире головокружительную карьеру. Родившись в бедности, мог стать земным царем, родившись безвестным, мог стать славным освободителем Своего народа от чуждой римской власти. Мог снискать всеобщую любовь, почет и уважение, но предпочел издевательства, осмеяние и позорную смерть. Мог вкушать лучшие в мире блюда и пить великолепные вина, но предпочел поданный Ему на кресте уксус, смешанный с желчью. Мог носить великолепные одежды, но предпочел бутафорский царский наряд, надетый на Него ради осмеяния. По логике мира Он — сумасшедший, безумец, который Сам разрушил свое счастье и подвел людей, возлагавших на Него свои надежды.

Учение Его было под стать Его безумию: «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф 6:19); «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф 6:25); «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф 6:34); «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк 6:27– 30). Но может быть, Он предлагает делать это ради того, чтобы добиться в этом мире каких-то необыкновенных преимуществ? Нет, но ради Царства Божия, которое «не от мира сего». Царства, в котором Он — царственная особа, Сын Божий. Когда Петр говорит Ему, что считает Его Сыном Божьим, Иисус не останавливает его, но подтверждает ему это.

Кто Он тогда? Человек с манией величия, возомнивший себя Сыном Божьим и одержимый бредовой идеей Царства Божьего? В глазах мира сего — несомненно так. Есть ли что-то, что могло бы это опровергнуть? Да, есть. Говорят, что Он вокрес из мертвых. Если это верно, то мир и правда не одолел Его; Он оказался сильнее мира. Если это верно и мы верим в это, то мы можем верить и в то, что Он Сын Бога Живого, Творца неба и земли. Если это верно и мы верим в это, то и мы можем вместе с Ним ничего в этом мире не бояться, с верой помня Его слова: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33).

«Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин 5:5). Какой невероятный переворот должен свершиться тогда в душе готовящегося к крещению! От слышания (см.: Рим 10:17) благовестия об Иисусе Христе должна в нем родиться и утвердиться вера, которая из человека, принадлежащего миру, сделает его победителем мира, из человека, порабощенного «немощным и бедным вещественным началам» (Гал 4:9), сделает его чадом Божьим, свободным во Христе. Мудрого в мире сем эта вера сделает безумным Христа ради, для мира станет он «как сор… как прах, всеми попираемый» (1 Кор 4:13). Ни на что в мире не станет он надеяться, но все упование свое возложит на Бога; никакой опоры, никакого прибежища и помощи не станет искать он в мире, но один только Бог будет ему прибежищем и силой, своевременной помощью в любой беде (см.: Пс 45:2). Никакие скорби не смогут отнять у него его радость, ведь радость его будет о Боге, и ничто не сможет отлучить его от любви Божией во Христе Иисусе (см.: Рим 8:39).

Переворот, совершающийся в уверовавшем, столь разителен, что Писание говорит о нем не просто как о новом этапе жизни, но как о новом рождении — рождении от Бога: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден». Что тогда в сравнении с этим переворотом столь важный для мира переход к зрелости? Не слабая ли тень и подобие? И тогда подготовка к крещению как переход к действительно новой жизни, и даже более — переход «от смерти в жизнь» (Ин 5:22), не является ли инициацией по преимуществу — инициацией, в сравнении с которой языческие инициации могут быть названы так лишь в кавычках? Человек живет в мире словно младенец в утробе матери, он не знает ничего, кроме мира и того, что в мире; но вот сердца его касается Благая Весть, и он рождается для Бога, перестает принадлежать этому миру и становится гражданином Царствия небесного, которое не от мира сего, становится светом миру и солью земли.

Сегодня постепенно уходит в прошлое великая иллюзия «христианского мира» — мира, в котором казалось, что можно быть христианином просто в силу того, что ты родился в христианской стране, в христианской семье и культуре, мира, в котором казалось, что можно одновременно любить Бога и удобно устраивать свою жизнь. И неотмирность христианской веры становится сегодня все очевиднее, нам все легче свидетельствовать о ней. И свидетельствовать о ней совершенно необходимо при подготовке к крещению. Желающий креститься должен хорошо понимать, что он готовится к новой жизни, что, родившись в Боге, он уже не сможет вернуться назад — так же, как вышедший из утробы матери человек не может вернуться обратно. На пути подготовки, да и позже на путях христианской жизни, скорее всего, он будет порой испытывать страх, но будет узнавать и Христа, протягивающего ему руку, как тонущему Петру, и укрепляющего его в вере. И все глубже в его жизнь будут входить слова, которые говорит Спаситель нам, Его ученикам: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32).

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone