Тема

Инициация в современном мире

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 76/Инициация в современном мире
Инициация в современном мире

Когда дети вступают в подростковый возраст, мы ожидаем от них взрослых поступков. Мы хотим, чтобы они учились брать ответственность за свою учебу, за отношения, за свой досуг. Но мы также чувствуем, что как родители уже не в состоянии эффективно воздействовать на них. Наших ресурсов для этого не хватает: дети не хотят к нам прислушиваться, но и отвечать за свои решения они тоже не готовы. Отдавая ребенка в школу, мы подсознательно перекладываем часть ответственности за его воспитание на общество. И для этого есть объективные основания: социум заинтересован в своем будущем, и обеспечение преемственности поколений — одна из его функций. Издревле полноправным членом общества (племени, полиса или государства) мог стать лишь тот, кто «получил аттестат зрелости» — кто стал соответствовать волевым, моральным или идейным требованиям. Эволюционно вырасти до такого уровня невозможно, и общество заставляло молодого человека совершить рывок: пройти обряд инициации, или посвящения. Цель этого обряда — посредством различных ритуалов «разрубить» материнскую связь молодого человека с детством, беззаботностью и безответственностью, провести его через испытания и в завершение наделить новым статусом взрослого человека. Социальная потребность в инициации была актуальна на протяжении многих эпох. Казалось бы, это справедливо и в современном обществе. Но оно само трансформировалось настолько сильно, что, похоже, инициация нового поколения ему уже не нужна. Точнее, мы не находим ее в прежних формах. Тем не менее по-прежнему важна преемственность поколений. Однако давайте разберемся: когда мы говорим «общество», что именно мы имеем в виду?

К этому широкому понятию можно отнести структуры власти и управления (государство), безусловно, культуру в смысле исторически сложившейся самобытности социального бытия. Общество — система социальных институтов со сложной взаимной коммуникацией. Наконец, общество — это мировоззрение, в котором отражены достижения науки и гуманитарные кризисы, философские искания и реалии обыденной жизни. Какому именно общественному институту сегодня нужна инициация? Может ли она задаваться только искусственно, или ее необходимость заложена внутри человека, и инициация разворачивается по своей «встроенной» программе?

Вопросы, как мы видим, непростые и требуют более глубокого и детального рассмотрения. Сначала разберемся в генетике инициации, воспользовавшись методом первого упоминания. Ее идея уходит корнями в самое начало Книги Бытие. Создав семью, Творец указывает на то, что каждое последующее поколение будет менять свой социальный статус, отделяясь от родителей. Есть еще одна примечательная грань, о которой, в частности, пишет Ефрем Сирин1: дерево познания добра и зла само является символом инициации. Если бы Адам и Ева смиренно выдержали определенный Богом срок, они получили бы от Него разрешение вкусить плоды этого дерева. Тогда бы они узнали, что такое боль, не будучи поражены страданием, открыли бы смерть, не будучи ею пленены. Праотец нарушил «закон перехода» и вкусил болезнь и смерть, потеряв при этом то главное, ради чего Бог задумывал инициацию. Замысел Божий остался, но был искажен грехом.

По мнению исследователей, во время инициации молодой человек переживает три встречи: со священным, со смертью и с сексуальностью. Со всем этим он встречается впервые. Можно предположить, что в определенное Богом время Адам смог бы попробовать плоды и этого дерева. Тогда бы его глаза открылись, и он увидел бы весь сотворенный духовный и физический мир, и Бог, который был для него Создателем, открылся бы ему как Творец вселенной, Которому поют «свят, свят, свят Господь Саваоф». Человек узнал бы и небытие. Не то безвинное ничто, из чего Словом Божьим было произведено все, а небытие смерти: гордыню, отлученную от Источника жизни. То, что Уолтер Кэлбер2 называет «встреча с сексуальным», по сути было бы новой гранью единения в любви. В Библии впервые упоминается о том, что Адам познал Еву после изгнания их из рая, то есть после того, как открылись их глаза. Возможно, тайна зрелых отношений между мужчиной и женщиной тоже была связана с этим рубиконом взросления.

В обществе «после Адама» у этих «трех встреч» исчезло божественное измерение. Они стали профанными. Священным для общества стала его история, окутанная мифами, причастность к ней осуществляется посредством архетипических ритуалов. На встречу со смертью стали смотреть сквозь космическую онтологию умирания и воскрешения: чтобы появилось что-то новое, старое должно умереть. Смерть — водораздел между прошлым и будущим. Вступить в сексуальные отношения и создать семью способен только тот, кто обладает общественным разрешением на это. Общество должно счесть юношу достойным продолжить род.

Для любого социума важна уверенность в собственном будущем. Гарантом этой уверенности выступает новое поколение, обладающее способностью брать ответственность за конструктивные изменения, за сохранение социальной стабильности, за рост социального благополучия. Эта способность сама по себе не присуща человеческой природе. Во-первых, потому что подростки получают в наследство лишь опыт детской инфантильности. Во-вторых, потому что подростковое желание самостоятельности продиктовано поиском собственной индивидуальности, ему чуждо понятие социальной ответственности. Поэтому требуется специальный ритуал перехода, призванный разорвать пуповинную связь подростка с детским образом жизни (часто олицетворенную с женским началом) и посвятить его во взрослую жизнь. Такой ритуал архетипичен и в разных культурах проявляется в трех стабильных последовательных этапах: в подготовительном, когда неофиту3 подробно разъясняют все элементы ритуала и их мистическое значение, в этапе ритуальной смерти (неофит проходит испытания, сопряженные с физическими страданиями) и в посвятительном (взрослое общество принимает его в свои ряды, вручает атрибуты посвящения и т. д.).

Инициация призвана сохранять в поколениях фундаментальные ценности времени. В зависимости от эпохи эти ценности будут разными: в патриархальном обществе это воспроизведение традиции, в индустриальном — рост благосостояния и положительная социальная миграция, в информационном — свобода выбора жизненного пути, культурная эклектика на базе экономической глобализации.

Так как инициация — искусственно заданный в культуре процесс, его может осуществлять только то, что обладает достаточной властью. Такая власть есть у сакрализованной традиции. Она есть у тотальной идеологии. Она есть у государства, здесь инициация осуществляется в форме той или иной присяги. А что обладает подобной властью в современном обществе? Конечно, государство. Но его удельная доля в общественном сознании невелика, а авторитетность — и того меньше. Единой идеологии нет. Отчасти потому, что, по словам известного методолога П. Г. Щедровицкого, в образовании, на котором и лежит ответственность за формирование нового поколения, наблюдается онтологический вакуум. Прежние концепции уже не задают мировоззренческой целостности. А с исчезновением идеологии происходит демифологизация ее институтов4.

Само общество перестало быть целостным и распалось на множество автономных слабо зависящих друг от друга субкультурных образований. Можно даже сказать, сейчас эпоха субкультур. Молодые люди на этапе становления личности испытывают потребность идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, стать частью ее субкультуры. Здесь инициация выполняет роль пропуска внутрь этой группы.

В то же время постиндустриальное общество унаследовало от прежней эпохи прагматизм и ориентацию на технический прогресс, который вошел в стадию информационной тотальности. Эти факторы определяют менталитет и влияют на мировоззренческие установки. Поэтому одно из имплицитных ожиданий общества от подрастающего поколения — лояльность к этим тенденциям. Другие тренды современности — сохранение экологического баланса, преодоление бедности и социальное выравнивание, упрочение мирных культурных и экономических взаимодействий — не требуют инициации. От человека ожидается скорее функция, а формирование личностной или гражданской позиции происходит другими путями. Подведем итог: у современного общества (целиком или его части) нет образа будущего, который должно воплотить последующее поколение, нет идеи или идеологии, увлекающей в это будущее. Нет и священного прошлого, которое необходимо сохранить во что бы то ни стало, — оно демифологизировано. Общество стало подобно мозаике из различных идейных, культурных, социальных, национальных или профессиональных групп. Каждая обладает своей субкультурой. Эти группы не являются закрытыми для мониторинга, но присоединение к ним часто требует подобия инициации.

С другой стороны, инициация продолжает оставаться необходимым условием формирования личности молодого человека. Водораздел с детством проходит там, где он всецело начинает нести ответственность за последствия своего выбора. Инициация перестала быть социально необходимой. Этим объясняется «старение инфантильности» — увеличение возраста, в котором проявляются негативные подростковые и юношеские характеристики: отсутствие ответственности, неуравновешенность, неспособность себя дисциплинировать и т. д.

С точки зрения современной молодежи церковь (церковное сообщество) — это тоже субкультура. Церковную молодежь невозможно рассматривать изолированно от современного общества: она индифферентна или даже протестна к массовой культуре и очень избирательна к субкультуре. Критически исследуются авторитетность ее носителей, целостность и харизматичность ее идеи, соответствие провозглашенных ценностей их реальным воплощениям, атмосфера единения людей «внутреннего круга». Если церковная субкультура выдерживает это испытание, для молодежи возрастает ее ценность и потребность стать ее частью. Водное крещение и право принимать причастие кроме духовных смыслов воспринимается молодыми людьми еще и как прием внутрь субкультурного круга, оказание им доверия и перспектива роста. А требования, предъявляемые церковным сообществом, воспринимаются как значимые.

1Ефрем Сирин. Домостроительство спасения. — М.: Сибирская благозвонница, 2017. С. 760.
2Уолтер Кэлбер. Инициация: мужские инициации / Пер. с англ. и прим. И. С. Анофриева. Электронный ресурс: https://religious.life/2012/12/mens-initiations/ (дата обращения 25 марта 2020 года).
3В данном случае — готовящемуся к посвящению.
4В нашем случае это институт инициации «октябрята—пионеры—комсомольцы—члены партии», служба в армии, участие в общесоюзных проектах и т. д.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone