Тема

Незрелость: по ту сторону зависимости

Марина Ворновских
Журнал/Архив/Номер 76/Незрелость: по ту сторону зависимости
Незрелость: по ту сторону зависимости

Взросление — процесс, начинающийся с момента рождения человека, когда ребенок день ото дня растет и меняется, становится старше. Внешне этот процесс происходит как бы совершенно без усилий — просто кормите-поите ребенка вовремя, гуляете с ним на свежем воздухе, купаете и играете с ним, и вот он подрастает, становясь совсем взрослым. Обычно так и говорят: какой ты уже большой! Внешний процесс взросления кажется таким естественным, несложным, происходит как бы сам по себе, подобно тому как написано в Евангелии от Марка: «…и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк 4:27–28). Обычно так и говорят, что дети растут как трава, то есть незаметно, сами по себе. Но если ребенку не уделять внимания, то вряд ли он будет так же успешно развиваться, как вышеупомянутая трава. Алгоритм жизни травы заложен в семени, поэтому заложенное Творцом предназначение так или иначе будет выполнено. Человеку же (помимо прохождения алгоритма физиологического роста) самому предназначено участвовать в формировании своей личности — сначала в сотворчестве с взрослыми, а потом с Творцом, проходя череду выборов и испытаний.

Сегодня специалисты используют термин «возраст души», или «психологический возраст». У каждого человека есть психологический возраст, который при неправильном развитии психики и личности человека, ошибках в воспитании может совершенно не соответствовать внешнему физиологическому или паспортному возрасту.

Каждый человек с момента рождения проходит определенные ступени развития, и на каждой из них перед ним стоят определенные задачи, которые он должен решить.

О возрастной периодизации и задачах развития можно сегодня прочитать в различных источниках. Скажем только, что наиболее кризисно у человека проходят периоды трех лет и подросткового возраста. И задействованы здесь такие процессы, как идентификация (слияние) и сепарация (отделение). Нарушение прохождения этих процессов ведет к нездоровому развитию всей психической жизни человека и, соответственно, к определенной остановке в его развитии и так называемой задержке в детскости. Такое состояние называется инфантильным. Инфантильному человеку свойственно детское (а значит, наивное и нереалистичное) восприятие мира, сохранение в поведении, да и в физическом облике, черт, присущих детям, подросткам.

Такому человеку трудно осознать свои границы, он не имеет своего четко ощущаемого «я», которое отличало бы его от других. Он предрасположен как раз к слиянию с другими, стремится быть, как все, ему страшно обнаружить свое мнение, свои чувства, страшно отличаться, трудно просить («неудобно как-то»), отказать («а что они подумают?»), трудно взаимодействовать и ориентироваться в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми, он всегда живет с оглядкой на других.

И он не отвечает за свой внутренний мир, который находится в его ответственности, он не управляет своими чувствами, мыслями, не выбирает их, а идет по пути наименьшего сопротивления, его выбор как будто предопределен, и он поступает так, как поступает ребенок, перекладывающий ответственность на других: это они виноваты, если бы не они, то я бы так не сделал.

Зависимости рассматриваются как результат незавершенности важных стадий развития в раннем детстве. Если не решена задача предыдущего этапа или решена неуспешно, нездорόво, то она никуда не исчезает, не рассасывается, но так и остается нерешенной и переходит в следующий этап жизни человека, усложняя, таким образом, его внутреннюю жизнь. Если такие нерешенные задачи накапливаются, то это создает в человеке определенный внутренний фон: напряжение, тревогу, беспокойство и невозможность выхода из этого состояния.

Сложно жить в этой сети неразрешимых чувств, установок, проблем. И всегда рядом быстрый способ снять это зудящее напряжение — алкоголь, сигарета, наркотик, еда, шопинг, игры, гаджеты, сериалы, любовные взаимоотношения и проч. Зависимостей сегодня насчитывается более трехсот видов.

Незрелым человек рождается, но почему он не становится взрослым? Конечно, это связано в первую очередь с семьей, где сами родители являются незрелыми. Самый распространенный способ помешать взрослению — делать все (или почти все) за ребенка. Не давать ему быть ответственным за свой выбор, не учить видеть причинно-следственную связь между его выбором и поступком и последствием этого выбора. Пусть ребенок делает, а вы будете отвечать за его выбор, расхлебывать последствия. Так часто бывает в семьях, где есть химически зависимый человек. Он назанимал денег у друзей, соседей, а мама расплачивается. Он не работает, а мама его кормит, заботится о нем. Приходит домой пьяный, валится прямо у порога, а мама или жена волочат его в постель и укладывают спать, потом стирают его грязную одежду, чтобы утром все было чистенько.

Физически вроде взрослый человек, но с ним поступают, как с ребенком, который сам как будто ничего не умеет, поэтому я за него все сделаю, но при этом буду злиться, ворчать, сетовать на судьбу, на Бога.

Так разворачивается кризис зависимости, когда взрослый внешне человек остается в своем детстве — полностью или частично. И не получается оставить младенческое, как пишет апостол Павел: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор 13:11).

Как же совершить этот переход от младенческой зависимости, от детской несамостоятельности, от подросткового бунта к мужу совершенному? С чего начать?

Начать всегда хорошо с изучения и понимания себя. Исследовать свои чувства, исследовать свои качества — как позитивные, так и негативные, исследовать свои границы, хорошо понять, что и как происходит внутри собственной души: как зарождается и развивается всякое чувство, мысль, действие и как я с этим умею обращаться, как я взаимодействую с самим собой. Потому что в зависимости и созависимости вот это ощущение себя, своего «я» очень крепко связано как раз с детскими переживаниями, с детским восприятием своего образа и значения, которое, безусловно, перенято от тех значимых взрослых, которые воспитывали и растили нас.

Можно, конечно, самостоятельно заняться изучением себя. Но лучше, если рядом будет человек, душепопечитель, обученный специалист, который может аккуратно, без оценок и критики рассмотреть вместе с вами то, как вы устроены, какие убеждения о самом себе живут в вас и незримо управляют вами именно в реакциях стрессовых, напряженных. Такое знание и понимание себя поможет принятию себя — самому, пожалуй, важному навыку, которому большинство из нас с вами, уважаемый читатель, не обучены. Важно научиться принимать людей (и себя в том числе) так, как принимает нас Господь, — безусловно. Всевышний учит нас отделять грешника от его грехов и понимать, что такое неблаговидные поступки, отслеживать, как они появляются в нашей жизни. Отделять самого человека от его поступков бывает порой чрезвычайно трудно, но учиться этому совершенно необходимо.

Принятие себя целостно, со всеми недостатками и со всеми достоинствами, — именно такое принятие помогает увидеть себя так, как видит каждого из нас Бог, и тогда, найдя себя и разобравшись в себе, становится возможным по-настоящему найти себя в отношениях с Богом, ведь Он замыслил о каждом из нас нечто особенное и помогает каждому прожить свою жизнь — особую, неповторимую и уникальную, шаг за шагом преодолевая тревогу, беспокойство, страх совершить ошибку, неуверенность. Таков путь веры, он начинается с доверия — себе и Богу, Богу и себе. Со временем этот прекрасный альянс только укрепляется. Это бывает непросто, но всегда возможно.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone