Интервью

Виктор Зубарев: самая важная цель в жизни — исполнить волю Отца

Виктор Зубарев
Журнал/Архив/Номер 76/Виктор Зубарев: самая важная цель в жизни — исполнить волю Отца

 

Пастору Русской библейской церкви Союза ЕХБ  задавала вопросы Екатерина Гуляева


Виктор Зубарев: самая важная цель в жизни — исполнить волю Отца

— В сегодняшней жизни у людей психологический возраст и физический часто не совпадают. С чем это связано?

— Прежде всего надо понять, что мы понимаем под психологическим и физическим возрастом. Говоря о физическом возрасте, мы описываем биологический, или функциональный, возраст человека, сопровождающийся физическими изменениями в теле человека. Ребенок последовательно превращается в подростка, молодого человека, зрелого человека, пожилого и старика. Это естественные процессы. Вместе с тем психологи выделяют социальный, или гражданский, возраст, который характеризуется социальными ожиданиями от человека в определенном биологическом возрасте. Еще одна популярная характеристика человека сегодня — его психологический возраст. Психологи определяют этот возраст по самооценке человека, согласно его «внутренней системе отсчета»*. В этой системе координат важными оказываются разные достижения и события в его жизни, такие как окончание школы, университета, свадьба, рождение детей, карьера, выход на пенсию. Причем различные люди оценивают их по-разному.

В результате исследований было выявлено, что часть людей ощущает себя в психологическом возрасте, соответствующем их физическому возрасту, у других он превышает физический, а у третьих, наоборот, меньше физического. Оценивая эти данные, многие психологи исходят из предпосылки, что новорожденный человек — существо морально нейтральное, его нравственность формируется воспитанием, окружением, профессией и прочими факторами. Но Библия говорит о первородном грехе, с которым все люди приходят в этот мир, то есть о неправильной системе ценностей (см.: Рим 1:23). Такая система предполагает, что Творец — это инструмент для достижения целей человека и Он всего лишь один из целого пантеона богов (см.: Рим 1:25–26). В нашей беседе я буду опираться на исходный пункт библейской антропологии. — Что, на ваш взгляд, необходимо сделать родителю, чтобы психологический возраст ребенка не отставал от физического?
— Проблема отставания психологического возраста от физического чаще всего возникает в средней школе и максимально обостряется к старшим классам, то есть когда ребенок находится в подростковом возрасте от 12 до 20 лет. Родители замечают, что их ребенок инфантилен, безыни­циативен, целыми днями готов играть в компьютер, смотреть сериалы или YouTube, переписываться со сверстниками в соцсетях и не интересуется ничем в мире. Наблюдая явное отставание психологического возраста от физического, мы возлагаем ответственность на современные электронные устройства, школу, друзей, недостаток воспитания и прочее.

Но об особенностях подросткового возраста не задумывались до начала ХХ века, пока в 1904 году доктор Д. Стэнли Холл не опубликовал книгу «Подростковый возраст: его связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием». Обратившись же к библейской истории, можно увидеть, что со времен Пятикнижия у евреев было только две градации: детство и взрослость. В Евангелии от Луки (2:41–47) мы читаем об Иису­се, которого привели в храм в возрасте 12 лет. С этого возраста Он обязан был соблюдать закон и отвечал перед ним как взрослый. Мы читаем в Священном Писании о молодых людях, которые, будучи подростками, принимали взрослые решения. Это происходило не потому, что их психологический возраст превышал возраст физический, а потому что они понимали свою ответственность перед Богом и принимали угодные Ему решения (Даниил со своими друзьями, Иосиф во время своего рабства, царь Иосия и др.).

Каких-нибудь сто лет назад дети сызмальства заботились о младших, помогали родителям по хозяйству, в 10–11 лет пасли скотину, помогали отцу в поле, в 13–14 лет парень был уже полноценным работником. Взрослость, на мой взгляд, определяется мерой ответственности, которую на себя берет молодой человек.

Задача родителей заключается в том, чтобы подготовить детей к жизни. Нам надо не оберегать детей от бед и трудностей, а научить преодолевать их, брать на себя ответственность за свои решения.

Есть еще важный момент. Взрослость прежде всего проявляется в отношении детей к Богу. Мы нередко думаем, что наши дети еще маленькие для того, чтобы строить личные отношения с Творцом. Мы не говорим с ними серьезно на духовные темы, а удовлетворяемся поверхностными и шаблонными ответами. Однако взрослость проявляется в глубоких размышлениях детей о себе, о Боге, о грехе, о жертве Христа. — В христианстве принято говорить о духовном возрасте. Что имеется в виду? — В Первом послании Иоанна (2:12–14) сказано о разных категориях верующих: детях (отроках), юношах и отцах. Дети — это люди, только обратившиеся к Христу, чьи грехи прощены. Любовь и доброта Бога, проявленная к ним, развернула их к Нему, и они стали жить для Творца и Его славы. Очевидно, что такой человек не может долго оставаться в состоянии младенчества, он будет взрослеть, все больше отражая характер Христа. Он будет стремиться побеждать искушения, слушаться Бога, полагаться на Его силу, а не на свои желания. В этот период происходит перестройка мышления. Наконец человек становится духовным отцом. Само слово «отец» означает, что человек может заботиться о других, брать на себя ответственность за менее зрелых верующих.

— Как ребенку рассказать о рождении свыше и духовном росте? Как ему участвовать в своем духовном росте?

— На мой взгляд, здесь нет принципиальной разницы. И детям, и взрослым необходимо сообщить истину о греховности человека и невозможности исправить свое положение с помощью дополнительных усилий. Каждому человеку необходимо услышать о заместительной жертве Христа, когда человеку вменяется праведность Спасителя, узнать о том, что его грехи были оплачены на кресте и ему необходимо лично откликнуться на весть о Христе. Все это нужно рассказать детям на доступном уровне, и особенно это бывает полезно, когда они переживают конфликты или неудачи.

Виктор Зубарев: самая важная цель в жизни — исполнить волю Отца

Точно так же, как и взрослые, дети могут расти духовно, учиться слушать Христа в повседневной жизни. При этом инструменты духовного роста не слишком отличаются от таковых у взрослых: Божье Слово, молитва, общение с другими верующими, служение в рамках поместной общины, ученичество и другие ресурсы. Все это помогает ребенку переключить внимание с себя любимого на Бога и Его волю. Этот процесс и называется духовным ростом, или преображением. — Что происходит, когда телесное доминирует над душевным или душевное над духовным?

— Исследуя эти вопросы в Писании, мы можем сказать, что человека следует рассматривать в его целостности. Нематериальная часть человека мощно влияет на материальную и наоборот. Когда мы говорим о преобладании телесного над душевным или душевного над духовным, то мы должны понять, насколько человеком владеют мирские ценности, унаследованные им из прежней безбожной жизни. Они могут проявляться в желании удовольствий — алкоголь, наркотики, еда, сон, одежда etc., которые не греховны по своей сути. Человек может искать похвалы и признания от окружающих, достижений на работе, любить комфорт, хорошую одежду, путешествия и прочие радости жизни. Главная проблема такого человека в том, что он ставит себя и свое удовольствие на первое место, а Бога отодвигает на второе. Бог, окружающие люди и вся вселенная становятся инструментами, обслуживающими его интересы. Его система ценностей перевернута с ног на голову, и Божий замысел о нем не реализуется. Он не достигает духовной зрелости. — Что значит быть взрослым душевно и духовно?

— Быть взрослым означает отобразить в себе человека, которого Бог задумал изначально. Лишь Христос воплотил в Себе этот идеал, и мы должны подражать Ему. Ни один человек не может сказать о себе, что он уже достиг возраста Христа, ему всегда есть куда расти. Апостол Павел наставляет своего соратника Тимофея возрастать в меру полного возраста Христова: не страшиться внешних обстоятельств (см.: 2 Тим 1:8), распространять Евангелия, заботиться о других людях (см.: 2 Тим 2:2), в труде не руководствоваться чувствами и эмоциями, но стойко переносить испытания (см.: 2 Тим 2:11), обличать согрешающих и укреплять слабых (см.: 2 Тим 2:23–26), любить Христа. — Можно ли считать духовно взрослыми людьми всех, кто посещает церковь?

— Освящение, или духовное взросление, — это процесс, поэтому сложно ожидать от людей в церкви, что все они будут одинаково зрелыми духовно. Автор Послания к Евреям обличает верующих в том, что им надлежит быть духовными отцами, а им нужна забота и питание как для духовных младенцев (см.: Евр 5:13). Павел пишет в Послании к Фессалоникийцам (см.: Фес 5:14), что необходимо заботиться о разных категориях людей в церкви. — Бывает ли так, что человек взрослый духовно неразвит душевно?

— Когда мы говорим о человеке, который сформирован физически, то это не означает, что в его характере виден образ Христа. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с тем, что люди в церкви проявляют инфантильность не только в умственном или эмоциональном плане, но и в подражании Христу. Причем уровень IQ здесь совершенно не при чем. Мой друг рассказывал о молодом родственнике, который живет в психиатрическом интернате с диагнозом «умственная отсталость». Так вот этот парень откладывал пенсию, чтобы купить подарок на Рождество другу из соседней палаты, потому что у того вообще не было родственников. Кто его подтолкнул к таким взрослым поступкам? Только Евангелие, преобразившее его систему ценностей. — Есть ли проблемы в церкви с духовной зрелостью?

— Я бы погрешил против истины, если бы сказал, что в церкви нет таких проблем. Церковь — это больница. Каждый верующий находится в процессе восстановления от вируса греха. Ему необходима всесторонняя перестройка мышления, ценностей, поведения. Апостол Павел говорит об этом в Послании к Ефесянам (4:22–24). Верующим людям нужно воплотить в жизнь возможности, дарованные им во Христе, по факту стать теми, кем они являются юридически: праведными, безгрешными и чистыми. Это возможно только тогда, когда мы откажемся от привычек, которые живут внутри каждого из нас, и оденемся в «новую одежду» праведности. Дух Святой обновляет ум человека (см.: Еф 4:23), его мировоззрение, ценности, среди которых самое важное — жизнь ради Бога и Его славы. Если этой главной цели нет в жизни верующего, то он так и остается эгоистом, для которого Бог — лишь инструмент достижения целей. Вот почему мы стремимся к тому, чтобы каждый человек в церкви жил не ради себя, даже не ради ближних, но ради Бога. Только в такой системе приоритетов изменится его отношение к окружающим, и он сможет отразить характер Христа, для которого самой важной целью в жизни было исполнить волю Отца.

 

*И. Ю. Антипина. Психологический возраст как отображение личностного ресурса. Известия ТРТУ: Таганрог. С. 84.

ФОТО: предоставлено Виктором Зубаревым, Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone