Портрет

Вильгельм а Бракель: как сочетается духовная и душевная зрелость

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 76/Вильгельм а Бракель: как сочетается духовная и душевная зрелость
Вильгельм а Бракель: как сочетается духовная и душевная зрелость

Вильгельм а1 Бракель  (1635–1711) — нидерландский протестантский богослов. Он родился в городе Леуварден в семье реформатского священнослужителя. Вильгельм вырос в атмосфере семейного благочестия. По свидетельству родителей, они молились о том, чтобы сын стал орудием Божьим. Видимо, довольно рано а Бракель решил посвятить свою жизнь церковному служению.

Одаренный юноша поступил во Франекерский, а затем в Утрехтский университет. Нидерландское богословское сообщество в те времена переживало не только дискуссии ученых теологов о тонкостях догмата о предопределении, в эти времена происходила так называемая вторая Реформация. Осталась в прошлом Нидерландская война за независимость, длившаяся целых 80 лет. Республика Соединенных Провинций (старое название Нидерландов) стала одним из самых богатых, могущественных и процветающих государств. В войне с Испанией победителем вышли не только Нидерланды как новое государство, но и реформатская церковь, опирающаяся на богословие Жана Кальвина. Новая вера довольно быстро стала национальной, и во многом потому, что именно под ее знаменами голландцы воевали за свою свободу. Как это довольно часто бывает, благополучие церкви и общества привело к самодовольной успокоенности. Большинство прихожан были уверены, что спасение им и так обеспечено благодаря тому, что они ходят в «правильную» церковь и имеют достаток. Кальвинистская доктрина этому не учила, однако в обиходе бытовал именно такой взгляд на вещи. Обеспокоенные этим пасторы стали повсеместно обращаться к прихожанам со страстными проповедями, указывая им, что самовлюбленность и внешнее благочестие отнюдь не означают спасенности, Бог требует всего сердца человека и его покорности Всевышнему. Богословы, в том числе в университетах, касаясь вопросов теоретических, стремились теперь привязать их к практическим рекомендациям и советам, которые помогли бы обычному христианину сориентироваться в его духовном пути. В этом плане голландские реформаты подражали единоверцам — английским пуританам, у которых многому научились. Мышление, нацеленное на привязку к реальности, оказало большое влияние на а Бракеля. Его учителями были Андреас Эссений, специалист по систематической теологии, и Гисберт Воэция, специалист по пастырской теологии, — влиятельные и популярные ученые-богословы, научившие своего студента мыслить и объемно, и практически.

В 1662 году а Бракель стал пастором во Фрисландии2. Молодой пастор начал свое служение в городе Эксморра на юго-западе Фрисландии в общине суровых и требовательных людей. Затем он служил пять лет в городе Ставорен, затем три года в Гармингене, наконец в 1673 году а Бракель переехал в родной город Леуварден, где был пастором десять лет. Эти 19 лет дали а Бракелю богатый пастырский опыт, позволили четко понимать, чем общение с людьми учеными, к которым он привык в университетской среде, отличается от общения с людьми простыми, какие вопросы волнуют паству и как их вопросы пересекаются с тем, чем обычно занималось современное а Бракелю реформатское богословие.

В 1683 году а Бракель переехал в Роттердам. Там он занимался полемикой с лабадистами — христианской группой, которая настаивала на отделении от официальной церкви, проведении малых домашних групп для чтения Писания и определенном бытовом укладе. Лабадисты повлияли на немецкий пиетизм — движение в Германии, чьи лидеры так же, как и деятели второй Реформации, уделяли первостепенное внимание личному духовному пути каждого христианина. А Бракель, отвергая церковный сепаратизм, свойственный лабадистам и некоторым пиетистам, тем не менее воспринял оттуда идею рождения свыше. У него родился замысел книги — методического пособия для обычных христиан, похожего на «Наставление в христианской вере» немецкого пастора Иоганна Арндта, написанного в начале XVII века. И вот в 1700 году он написал духовно-назидательную книгу «Разумное служение христиан». Название было взято из Послания к Римянам (12:1): «Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего...»

В этой книге а Бракель тщательно анализирует Слово Божье (так, поясняя, что такое вера, а Бракель обращается к языкам оригиналов), обобщает опыт пуритан и пиетистов, обращается к систематическому и практическому богословию, мистике и этике, рациональному подходу и взглядам веры, делится личным опытом.

В «Разумном служении христиан» а Бракель анализирует появление и развитие веры, которую понимает как доверие Богу и препоручение себя Ему, указывает в кальвинистской и пиетистской традиции, что человек принимает божественную благодать исключительно пассивно. А Бракель подробно разъясняет, что существует четыре вида веры: историческая, когда человек просто знает биб­лейскую историю и вероучительные истины; временная, которая возникает как душевный порыв и быстро угасает; сверхъестественная, возникающая как спонтанная реакция на чудо; и наконец, спасающая вера, благодаря которой человек оправдывается перед Богом.

Важный вопрос, который занимает а Бракеля, — как происходит возрастание человека в вере и как связан духовный и, условно, душевный рост. А Бракель указывает, что вера в результате обращения может возникнуть внезапно — от прямой и неожиданной встречи с Богом, от потрясения перед явным Божьим гневом и наказанием, от слов благовестия и просто в процессе плавного и бескризисного обращения к Богу. Однако, указывает а Бракель, большинство людей обретают веру постепенно и неровно, в процессе постоянных переходов от сомнения к вере и наоборот. Получение веры сопровождается, по а Бракелю, ощущением своей греховности, страхом перед Божьим гневом, желанием познать Бога и быть среди возрожденных христиан. В процессе христианин молится, читает Библию, получает наставление в вере и общается с благочестивыми людьми.

Связано ли как-то возрастание в Боге с физическим и душевным развитием? А Бракель указывает, что тут все неоднозначно. Человек может пережить подлинное обращение, будучи ребенком, однако «такие духовные побуждения у детей могут быть следствием или имеющегося у них природного света, или чисто внешнего просвещения Словом Божьим, или же хорошего воспитания, а также подражания доброму примеру своих благочестивых родителей»3. Подростки и молодые люди, будучи хорошо воспитаны окружающей средой, прежде всего родителями и церковью, тоже могут показывать признаки обращения. Однако, по мнению а Бракеля, и те и другие пока не обладают достаточной душевной зрелостью — умением принимать самостоятельные решения, стойко выдерживать какую-то определенную позицию, руководствоваться разумом и рефлексией. Не слишком хорош для обращения и пожилой возраст — у человека уже выработались определенные привычки и убеждения, которые он категорически не хочет менять. Наиболее благоприятный возраст — это «зрелая молодость» (конечно, по меркам того времени, когда взрослели рано), когда человек уже умеет владеть собой, но вместе с тем еще не успел закостенеть. В целом, отмечает а Бракель, «опыт учит нас, что в церковных общинах, где происходит эффективная духовная работа в течение всей жизни человека, самое большое количество людей обращается к Богу в возрасте от четырнадцати до двадцати пяти лет»4. Душевная зрелость нужна для наиболее адекватного усваивания духовных истин, однако сама по себе она ничего не гарантирует. Душевно зрелый человек может быть совершенно инфантильным духовно — а Бракель неоднократно сетует, что вполне зрелые люди беспечно полагают, что Бог их примет и простит в любом случае, независимо от того, как они себя ведут и обращают ли вообще на Него внимание.

Книга «Разумное служение христиан» сразу стала популярным и уважаемым изданием. В Нидерландах только в XVIII веке она была переиздана двадцать раз, в настоящее время пользуется большим спросом в ряде реформатских церквей Нидерландов. В 2001 году она была переведена и на русский язык. Сам а Бракель заслужил большое уважение как пастор-душепопечитель и создатель универсальной духовной «методички». Его называли отцом Бракелем, автор «Разумного служения христиан» считается самым влиятельным и авторитетным представителем второй Реформации. Умер Вильгельм а Бракель в Роттердаме в 1711 году.

1«А» в данном случае фамильная приставка к голландской фамилии.
2Провинция на севере Нидерландов.
3А Бракель В. Разумное служение христиан. Призвание и обращение. http://www.blagovestnik.org/books/00161.htm (дата обращения: 25 марта 2020 года).
4Там же.

ФОТО: Wikipedia.org


Работает на Cornerstone