Мир Библии

Духовное возрастание в Новом Завете

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 76/Духовное возрастание в Новом Завете
Духовное возрастание в Новом Завете

В Павловых посланиях нередко можно встретить образ роста — от младенчества к зрелости. Например, мы читаем в Послании к Евреям: «Вы должны были бы уже сами стать учителями сегодня, но вместо этого снова нуждаетесь в том, чтобы вас учили основам основ Божественных откровений. Вы опять нуждаетесь в молоке, [а] не в твердой пище. Понятно, что всякий молоком питаемый не опытен в истине, он ведь младенец. А твердая пища, она — для зрелых, для тех, в ком опытом развита способность отличать доброе от злого» (Евр 5:12–14, ПК — здесь и далее так обозначен перевод Библии под ред. М. П. Кулакова). Очевидно, что здесь говорится о том, что в начале христианского опыта нужно заложить основы понимания духовного знания, которые стоят за образом питания молоком, а позже уже возможно и грызть гранит, как бы мы сказали сегодня.

Там же, в посланиях, описывается и цель роста, идеал, до которого христианам нужно дорасти. В Послании в Эфес речь идет о дарах служения, благодаря которым в Церкви одни могут быть учителями, другие пастырями, третьи благовестниками и т. д. Сами эти дары призваны «приготовить Божий народ к делу служения, к созиданию Тела Христова — Церкви Его, пока не достигнем мы все единства в вере, в познании Божьего Сына, пока не придем к той зрелости, которая соответствует полноте возраста Христова. Не можем мы более оставаться детьми, беззащитными пред ветрами лживых учений… Будем вместо того возвещать истину в духе любви, будем расти и взрослеть, уподобляясь во всем Христу» (Эф 4:13–15, ПК).

Если Христос — идеал, к которому нужно стремиться каждому христианину, то уместно представить Его жизнь в виде трех основных этапов, узловых точек, которые станут для нас проекцией возможного христианского опыта: Рождество, Страстное Евангелие и Второе пришествие.

Рождество Христово — это самый грандиозный праздник на Западе, его празднуют 25 декабря. В больших городах Европы под Рождество на центральной площади изображают пещеру Рождества: в яслях спит Младенец Иисус, рядом — Иосиф и Мария, за ними домашние животные, а на переднем плане — двое пастухов с овечками и трое волхвов. Это представление основано на двух библейских свидетельствах — Матфея и Луки. Суть этого события в том, что Бог явился в наш мир беспомощным младенцем. А догматически оно описано в третьем элементе Никео-Цареградского Символа веры: «[Верую в Иисуса] ради нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося».

Вот как комментирует это событие словарь: «Обычный порядок естественного рождения не мог иметь места при Воплощении, последнее должно иметь порядок чудесный, в силу которого порывалась связь со грехом… Так именно и представляют акт евангелисты, когда говорят о рождении Христа от Девы по наитию Духа Святого. Согласно с Откровением, и Церковь искони исповедует веру в “воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы”» (Христианство. В 3 тт. М., 1995. Т. 3, с. 369).

Отметим только два чудесных момента в этом событии: во-первых, Христос родился в мир Божьим изволением, а во-вторых, Божественная ткань Рождества возникла при человеческом послушании воле Божьей. Мария сказала Ангелу во время Благовещения: «…се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Страстное Евангелие — это довольно большая часть евангельских сообщений, сосредоточенных на последней неделе жизни Спасителя мира Иисуса Христа. Он вошел в Иерусалим, справил Пасху на Тайной Вечере с апостолами, затем во время молитвы в Гефсиманском саду за Ним пришли, по предательскому поцелую Иуды Его опознали, схватили и всю ночь допрашивали, чтобы вынести приговор: достоин смерти. Приговор утвердил римский прокуратор, а затем Иисуса распяли на кресте. В тот же день, в пятницу, Он умер и был погребен. А утром первого дня недели ученики узнали, что Христос воскрес. Этот день так и назвали потом — воскресенье.

Когда Иисус умер, ученики вспоминали Его слова, Его учение. Он учил их верить Ему. Он говорил, что должен отдать жизнь за них и что эта вера дарует им вечную жизнь. Последнего они не понимали. Истину о жертве Его они соотносили с приносимым в Храме жертвенным агнцем, но до воскресения не понимали ее до конца. Агнец приносился за грех человека, а это влекло за собой один вывод: грех приводит к смерти. Если за тебя умрет невинный, умрет Сам Бог, то ты от наказания освобождаешься. Его совершенная жертва делает тебя невинным.
И все же ученики Христа просто не могли осмыслить Его слов о том, что еще не случилось, — о воскресении. Наш Господь провел три дня (по еврейскому счету, так называемый включающий счет) во гробе, а затем, воскреснув, Он встал, сложил Свои погребальные пелены и покинул владения смерти.

Духовное возрастание в Новом Завете

Здесь важно отметить, что смерть и воскресение Иисуса делают для верующего возможным преодоление обычной человеческой доли — зачать, родить, страдать и умереть (Герман Гессе). Мы выходим за пределы земного бытия.

Иисус обещал вернуться во второй раз. Христиане ждут скорого Второго пришествия Христа. Это событие завершит историю нашей планеты. Он обрел новое тело, преображенное, способное лететь и проходить через закрытые двери. Господь обещал: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к себе» (Ин 14:3). Ангелы возвещают: «Сей Иисус… придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Книга Откровение обещает нам, что это будет очень скоро (см.: 3:11; 22:7, 12, 20).

И вот теперь, оглядываясь на эти узловые точки, можно увидеть, как, согласно Новому Завету, строится духовное возрастание — по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Вот этот цикл: рождение в новую жизнь — христианская жизнь — переход в вечность с воскресшим Богом через последующее воскресение во плоти.

Рождение не зависит от воли рожденного, это Божий дар. Так и вера начинается с тихого голоса Божьего к нашему сердцу. Мы с разных сторон слышим этот Божий призыв: Бог зовет нас через наших родных, через верующих друзей, через самые разные источники. Это может быть, книга или музыка, радиопередача или проповедь, которая вдруг открывает вечную истину. Для этого наше сердце должно быть подготовлено. (Кто его готовил к этому, вы догадываетесь?) И вот когда этот призыв прозвучит для нас отчетливо, важно не пропустить его, а ответить так, как ответила Мария: «Да будет мне по слову твоему». Наше послушание и верный ответ Богу поведут нас в неведомую даль христианской жизни. По большому счету, Рождество должно повториться в нашей жизни. Епископ Марк Эфесский (XV век) сказал об этом так: «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе». А потом через водное крещение (греч. баптидзо — «погружаю») мы сознательно входим в открытую дверь.

Сама эта жизнь во Христе будет исполнена радостных открытий и непростого времени искушений и испытаний. Нас могут оклеветать, объявить нас виновными просто за то, что мы веруем, или за то, что веруем не так, как нужно. И за это нас могут, как говорит Иисус, «преследовать, предавать на суд в синагогах и бросать в тюрьмы, вести к царям и правителям» (Лк 21:12, ПК). Далее написано, что это даст нам возможность свидетельствовать об Иисусе. Трудности вероятного страдания, как Он говорит и свидетельствует, в том, что мы вслед за Ним можем пережить предательство близких, родственников и даже смерть. Иисус завершает предсказание обещанием: «Будьте стойки и терпеливы — и обретете жизнь» вечную (Лк 21:19, ПК).

Воскресение из мертвых последует одновременно со Вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, что и сейчас, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны, то есть нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго пришествия Спасителя.

Кто верит в то, что Христос совершил на кресте дело искупления, тот получает дар Божий — вечную жизнь. Любовь Божия нашла путь, чтобы вырвать погибающего человека из-под дамоклова меча смертного предопределения. Вера в Благую Весть, Евангелие, связана с искренним обращением к Богу. С момента, когда человек признает свою лишенную любви строптивость, свое своеволие, он больше не мятежник, он — дитя такого Отца, чьего величия не могут вместить все небеса. Смерть потеряла свое ядовитое жало для такого человека, потому что он смирил свое «я» и даже смерть принимает из рук своего Творца. Он знает, что смерть не разлучит его с Искупителем.

Одна моя хорошая знакомая никак не могла решиться на крещение в христианской церкви. Она переживала, что не может поверить в воскресение из мертвых. Я спросил ее, верит ли она в нашего Господа, в то, что Он жил и умер за ее грехи. «Да», — был ее ответ. И я сказал: «Так это самое главное для крещения, а воскресение — в руках Божьих, оно от нас не зависит, нам нужно будет только дождаться его и на личном опыте убедиться, насколько оно реально». Решение было принято. Готов ли и ты войти в опыт христианского возрастания? Теперь ты знаешь путь.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone