Тема

Где смысл?

Татьяна Горбачева
Где смысл?

В последние несколько лет мне приходится сталкиваться с частой проблемой в семьях — подрастающее поколение выпадает из жизни. Как помочь ребенку, окончательно потерявшему интерес к учебе? Что делать, когда сын отказывается развиваться, поскольку это, на его взгляд, бессмысленно? Как помочь дочери-подростку, которая два года борется с депрессией? Сын не работает, не учится — продолжать ли кормить его и любить без условий? Как мама, психолог и душепопечитель, я провожу много бесед и стараюсь отвечать на все эти вопросы с христианской точки зрения.

Подростковый возраст во многом переломный. Из мира детства и беспечности подросток выходит в осознание реальности, ограничений и смыслов. Он уже может рассуждать «как взрослый» и чувствует приходящую силу. Но пока жить ответственной жизнью во всей полноте он не в состоянии. Кроме того, как прекрасно описывает В. В. Зеньковский в книге «На пороге зрелости — беседы с юношеством о вопросах пола»1, подростки открывают в себе неведомый ранее мир внутренних переживаний, связанных с пробуждением пола, стремлением к любви и к ее выражению. Однако, еще не осознавая и не овладевая всем этим, они уходят в себя — им свойственна мечтательность, претенциозность и раздражительность. Углубление в себя, в открывшийся им новый мир вызывает противоречивость в поведении — они сами не знают, чего хотят. Иногда в их душе происходит болезненное расщепление: с одной стороны, они стремятся к любви, что вызвано глубинным духовным поиском, с другой — сосредоточены на сексуальности, сопровождающей половое созревание. Особенно ярко выраженное у мальчиков, оно пробуждает нездоровый интерес к сексу и продукции, с ним связанной, к поведению взрослых. Увлекаясь половыми ощущениями, они стыдятся самих себя. Раздвоенность эроса и сексуальности глубоко переживается подростком и ведет к вине и замкнутости. Разрыв между представлением об идеальном и осознание реальности своих страстей может привести к глубокому внутреннему кризису.

На более глубоком уровне подростки ищут ответы на сущностные вопросы бытия, стремятся понять мир и самих себя. В своем желании самоутвердиться, отделиться от родительского влияния они стремятся разобраться с главным. Безусловно, не все подростки переживают экзистенциальный кризис. Он более характерен для думающих и эмоциональных людей, не удовлетворенных прагматикой жизни. Но статистический рост депрессивных состояний показывает, что в современном урбанистическом обществе молодые люди все чаще испытывают состояние немощи, тупика и нехватки ресурсов для дальнейшей жизни. Будучи не в силах найти ответы на свои вопросы, человек отказывается действовать, его охватывает жалость к себе, апатия, ощущение пустоты.

В психологии с проблемами реальности и смысла работают экзистенциальные терапевты. Американский психолог Ирвин Ялом выделяет четыре предельных экзистенциальных состояния беспокойства, вызывающих апатию и депрессию. К ним относятся: осознание конечности и бессмысленности бытия, реальность смерти, свободы и одиночества.

Смерть является основным источником тревоги. Столкновение со смертью и ее неизбежностью вызывает страх. Опасение за свою жизнь (ты можешь перестать существовать) парализует. Над вопросом смерти люди начинают думать с детства, и, подавляя свой страх, подсознательно выстраивают системы защиты, чтобы отгородиться от пугающей «смертельной реальности» ухода в небытие (тебя больше нет). Первый экзистенциальный конфликт возникает из желания жить и неизбежности смерти. Антоний Сурожский был свидетелем смерти людей во время работы хирургом на полях Второй мировой войны и впоследствии во время своего двадцатипятилетнего священства. Он пишет, что спокойно принимают смерть те, кто истинно верует, и те, кто искренне не верует2. Остальные оказываются в промежуточном состоянии неуверенности, есть ли бытие за порогом смерти. Страх небытия питается именно неясностью и сомнением. Подростки, которые в силу возраста сомневаются в родительских ценностях и вере, собственных убеждений пока не имеют. Поэтому тема смерти характерна для подростковых тревог и фантазий. Очевидной психологической защитой от нее служит многочисленная подростковая атрибутика на тему смерти — с черепами, костями, магическими оберегами и др.

Свобода — второй источник тревоги, несмотря на то что обычно она воспринимается как однозначно позитивное явление. Экзистенциально свобода осмысливается как отсутствие фундаментальных основ в собственной жизни, хотя внешне жизнь других людей выглядит осмысленной, упорядоченной. 

Противоречие между внешне хорошо структурированным укладом жизни и ощущением бессмысленности существования, отсутствием внутренней опоры порождает тревожность. Осознание реальности пустоты в свободе и, следовательно, ответственности за свою жизнь и поступки пугает. Думаю, что уклонение или отказ молодого человека предпринимать активные действия, проявлять волю, занимать определенную позицию есть следствие осознания им своей ответственности. Есть несколько вариантов защиты от тревоги, возникающей вследствие осознания экзистенциальной свободы: компульсивное поведение, полное погружение в работу, в развлечения, в общение, в бесконечный бег и суету; другой вариант защиты — когда человек переносит ответственность на другого — родителя или близкого человека, изображая из себя жертву обстоятельств. И то и другое имеет место в подростковом возрасте: одни утешают себя развлечениями, другие впадают в пассивность, избирая позицию жертвы.

Где смысл?

Экзистенциальная изоляция как непреодолимое расстояние между мной и другими людьми — третий источник тревоги. Ялом пишет, что каждый рождается в мир в одиночестве и покидает его в одиночестве. Осознание абсолютной изоляции, с одной стороны, и потребности в близких отношениях, защите, чувстве принадлежности к чему-то большому и целому — с другой порождает в молодых людях внутренний конфликт. Пытаясь заглушить тревогу, возникающую вследствие изоляции, они стремятся заполнить свою жизнь отношениями с другими людьми, добиться их расположения и одобрения. Другой вариант защиты — слияние с другим человеком или делом. Мысль о том, что они принадлежат чему-то значимому, заглушает тревогу. В компульсивном сексуальном поведении тоже может проявляться защитный механизм. В этом случае проявляется патологическое отношение человека к партнеру как к объекту — для того, чтобы сойтись, не требуется время. Подростки, у которых не сложились хорошие, значимые отношения, особенно уязвимы, мотивы поиска любви, любопытства к телу и желание не остаться одному, наедине с самим собой, часто приводят к беспорядочным сексуальным связям. Бессмысленность представляет собой четвертую, конечную, реальность существования. Она проистекает из логики трех предыдущих. Если жизнь конечна, каждый из нас сам строит свою жизнь и в этом фундаментально одинок — тогда какой в этом смысл? Человек согласно своей духовной природе ощущает присутствие осмысленности, целенаправленности жизни, но не находит их в своем реальном бытии. Противоречие здесь возникает в связи с желанием молодого человека найти смысл и ощущением бренности его существования. «Взрослый» способ избежать столкновения с бессмысленностью — компульсивная деятельность ради достижения какой-либо социально значимой цели. Подростки более склонны к нигилизму, опровержению всех существующих источников смысла, пренебрежению традицией.

Молодые люди выпадают из жизни, сталкиваясь с реальностью жизни в обществе или с реальностью внутреннего мира. Рефлексия приводит к тому, что они пересматривают все прежние установки, предпринимают попытки разобраться, найти истину. Почему это состояние может длиться? С духовной точки зрения, молодые люди переживают духовный кризис, сталкиваясь с реальностью греха в себе или в окружающих. Корень греховности — отпадение от Божьей любви, жизни и благодати. Кризис веры случается, если человек впадает в соблазн и думает, что Бог сказал неправду и утаил от людей самое хорошее. Тогда весь известный негатив сгущается, образуя беспросветную тьму. В таком мрачном коконе можно находиться долго, бесконечно прокручивая череду неприятностей, которыми ты окружен. Вне Божьей любви молодой человек существует в космосе без звезд и света. Постоянная мысленная жвачка и жалость к себе оправдывают бездействие и поглощают жизненные силы. Каждый экзистенциальный кризис — плач по бренности существования. Он заканчивается, когда выбираешь жизнь. Нужна определенная смелость, чтобы поверить в себя. Видя подростка в состоянии депрессии и апатии, по-новому понимаешь слова Господа: «Выбери жизнь!» Состояние разобщенности с жизнью, не-любовь преодолевается встречей и любовью. Хорошие мысли, люди с добрым сердцем, книжки, дарующие надежду, — свет, прорывающий завесу мрака.

В Библии подобный кризис назван «долиной смертной тени» (Пс 22:4). В церкви часто говорят, что время кризиса нужно проходить с молитвой. Кому-то может показаться, что это религиозная отговорка, но не стоит откладывать этот вариант как банальный. Истинная молитва обращена к Господу. К Нему приходят в трудную минуту, Ему приносят все проблемы и несчастья. Господь милостив, и по молитвам происходят удивительные изменения. Однако многие люди пережили и тщетность молитв, им не удалось пережить освобождение и исцеление. Сложность состоит в том, что испытывающий боль человек сфокусирован на своей обиде, на чувстве несправедливости или на страдании. Болевой спазм загоняет человека внутрь проблемы, которая вырастает до неразрешимых масштабов. Поэтому молитвы, в которых страждущий подробно излагает обстоятельства и вину обидчиков, как правило, не приносят облегчения, а иногда и усугубляют переживания. Возможно, именно в этом кроется причина отсутствия ответа на молитвы. Если же человеку удается переключиться со своей проблемы на Господа и сфокусироваться на Нем, то в переживании Его мира, любви и благодати проблема исчезает. В детстве мы испытывали что-то подобное, когда бежали к маме после падения, с разбитыми коленками и горькими слезами. Мы прижимались к ней, и ее любовь поглощала нашу боль и обиду. В Божьем присутствии мир наполняет наши сердца, проблема уменьшается, находит рамки конечного, и мы уходим освобожденные, с ожившей душой.

Экзистенциальные кризисы — серьезное испытание для подростков и родителей. Нет однозначных рецептов, как помочь ребенку, впавшему в апатию и страх перед жизнью. Но зацикленность на проблемах однозначно не помогает, необходим выход из себя, своей боли — навстречу людям и Господу. Поддержка родных, внимательное и честное рассмотрение глубоких вопросов, молитва помогают прорваться к жизни: «Воззови ко Мне — и Я отвечу, поведаю тебе о великом и непостижимом, открою то, чего ты не знаешь» (Иер 33:3. Библия в современном русском переводе. Под ред. Кулакова).

1В. В. Зеньковский. На пороге зрелости — беседы с юношеством о вопросах пола. Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/na-poroge-zrelosti-besedy-s-yunoshestvom-o-voprosah-pola/ (дата обращения 25 марта 2020 года).
2Антоний Сурожский. Человеческие ценности в медицине. Электронный ресурс: http://www.mitras.ru/ethic/ethic2.htm (дата обращения 25 марта 2020 года).

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone