Тема

Две территории мудрости

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 76/Две территории мудрости
Две территории мудрости

Разговор о взрослости и инфантильности немыслим без контекста. Немыслим без некоторого уточнения ситуации и ее «героя». Ну, например, давайте присмотримся к какому-нибудь отечественному очень успешному человеку. Обычно такого человека оценивают по тем материальным результатам, которых он достиг. Материальные результаты в нашем случае, допустим, следующие — наш герой владеет состоянием, выраженным суммой со многими нулями. У него есть яхта, стоимость которой превышает цену нескольких шикарных вилл. Он может позволить себе купить все то, что ему нравится, например футбольную команду. У него красавица жена. Почти все его затеи, связанные с бизнесом, успешны и прибыльны. Он отлично ладит с сильными мира сего, умело лавируя между всяческими хитро­сплетениями рынка и политики. Теперь главный вопрос: можно ли такого человека назвать взрослым в полном смысле этого слова? Ответ мгновенный, почти автоматический — да! Мы имеем дело с серьезным, уважаемым человеком. И уж конечно же, взрослым, о чем тут можно говорить!

Второй персонаж. Начинал успешную карьеру в области изучения религии и знания ее истории, считался знатоком, был уважаем. Внезапно, после одного из путешествий, отказывается от всего, мотивируя это тем, что услышал голос с неба. Дальше он примыкает к малоуспешной секте, которая не только не дает твердого положения в обществе, но и находится чуть ли не вне закона с тех пор, как ее основатель был осужден верховным судом страны и казнен. Тем не менее наш герой посвящает всю свою оставшуюся жизнь продвижению своих новых идей, унаследованных, как он говорит, от голоса с неба; путешествует по странам и континентам налегке; несколько раз подвергается наказанию плетьми; в течение своей жизни так и не может скопить ни цента, время от времени что-то пытается заработать (случайные заработки), но потом опять отправляется в бесконечные путешествия, рассказывая про голос с неба устно и письменно. Кончает тем, что верховный суд метрополии приговаривает его к смертной казни.

Кто, по-вашему, из двух этих героев является более взрослым человеком?

Ну конечно же, не тот неудачник, который, так ничего и не добившись — ни яхты, ни дома-дворца, ни восхищения граждан, закончил жизнь на эшафоте непонятно ради чего.

Кто же эти персонажи?

Первый — некоторый обобщенный образ русского миллионера, разбогатевшего во время перестройки, удерживающего и приумножающего свои активы до настоящего времени, — таких, как он, мы можем видеть на фотографиях в «Форбсе». Про него можно сказать: персонаж реальный, хоть и собирательный.

Второй же наш герой — личность вполне реальная и никак не обобщенная. Имя этого человека Савл, или, на латыни, Павел, тот самый Павел-апостол, которого мы знаем по Библии.

Странно, правда?

Что-то тут не так. Не так, потому что всей своей жизнью два этих героя друг другу противоречат. И если один из них мудр и взросл, то второй никак таковым быть не может. Тем не менее за последние две тысячи лет мало кто в Европе, да и в Америке усомнился в мудрости Павла и мало у кого повернулся язык назвать его инфантильным персонажем. Разве что в период атеистического СССР. Так кто же из них взросл по правде? Или если они взрослы и уважаемы оба, то правд существует несколько? Впрочем, в наше время постпостмодерна в этом нет ничего удивительного. И все же, если вовремя не прогнать от себя неприятные мысли о том, что правда на то и правда, что она одна, то при такой постановке вопроса становится как-то неуютно, как-то не по себе. Отчего же возникает такое ощущение?

Да потому, что если инфантилен и незрел герой-миллионер, то… чем мы тут все занимаемся в этих больших и не очень больших городах, пытаясь выстроить дом, добиться нормальной зарплаты, создать здоровую семью? И кто же тогда зрел, кто же тогда взросл?

Я мог бы привести еще два примера. Скажите, можно ли назвать человека, возглавившего огромное государство, выигравшего войну с самым сильным противником в мире, почитаемого всем народом своей страны так, как не почитался никто и никогда в истории, человека, во время похорон которого в стране остановилась жизнь, а тысячи пришедших проститься с вождем были задавлены из-за многолюдства плачущих граждан, можно ли назвать Иосифа Сталина-Джугашвили человеком незрелым и инфантильным?

Если нет, то второй вопрос.

Как мы тогда назовем человека, утверждавшего прямо противоположные ценности? Говорящего о бесконечной значимости каждой личности. О том, что убивать не следует, о том, что смирение, сострадание, любовь и самопожертвование — это главные ценности любого из живущих на Земле. Разве Иисус был незрел? Инфантилен? Не мудр?

Так как же нам примирить эти оценки? Эти две правды?

Почему вообще возможно их существование?

Разговор о зрелости и инфантилизме, как и разговор о мудрости и безумии, всегда будет упираться в то, что люди считают реальностью.


Нельзя одолеть тьму без света. Но можно зажечь свет.
Тот самый, который «просвещает каждого человека»



И разговор о мудрости, синониме зрелости, взрослости, остается обостренно парадоксальным. Вот что говорит об этом один из наших героев апостол Павел: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1 Кор 3:18–19).

Как говорил великий бродячий философ и христианин Григорий Сковорода, в этом одном мире сокрыто два мира, как и в каждом человеке и в каж­дой вещи сокрыты два человека и две вещи. И почти цитируя Библию, добавляет, что внутри тленного и спящего человека живет человек нетленный и внутри тленной вещи таится нетление.

Эта модель мира значительно более тонка и правдива, нежели те, в которых живут наш условный миллионер и безусловный исторический диктатор. Да и только ли они? Разве те, кто ими восхищался и продолжает восхищаться, не живут там же, в мире тех самых оценок и приоритетов, которые у них в чести?

Но не следует ли отсюда, что существуют два мира вместо одного? Что ж, до какой-то степени это так. Действительно, существуют два мира. Действительно, то, что считается мудростью и взрослостью в одном из них, в другом считается преступлением против человека и любви. Эти два мира — мир эгоизма и мир любви. И у них разные законы и разные цели. И взрослость, и инфантилизм в них тоже разные. Если в первом является признаком взрослости и ценится умение побеждать, накапливать, манипулировать, брать, лгать, добиваться цели любой ценой (ну почти любой), как наверху, так и внизу, то во втором мудростью считается способность любить, а не быть любимым, утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым.

И мир всегда был свидетелем конфликта одного типа мудрости и взрослости с другим ее типом.

Мудрые лидеры города-государства казнят праведника Сократа, тем самым демонстрируя свое «здравомыслие». Библия пишет о пророках — проводниках воли и слова Божиих и об их печальной участи, о том, как они преследовались, были побиваемы камнями, казнимы. И это тоже происходило в результате действий «взрослых людей». Был приговорен к смерти Сын Человеческий, были казнены почти все его ученики апостолы. Кто это сделал? Инфантильные персонажи? Неумные недоучки? Да нет же. Взрослые люди, стражи закона, уважаемые личности.

Но не стоит все же говорить о двух мирах — ложном и истинном, которые никогда не смогут примириться между собой. Библия учит об одном мире, в котором мы все живем, несмотря на то что создаем для себя различные контексты, различные нравственные фундаменты, различные «краеугольные камни». Мир — один, и он был не только создан прекрасным, создан «хорошо весьма», но во многом таким и остался. Можно сказать, что он в основном остался таким, просто не все это видят, потому что многие «возлюбили зло» и к свету не идут.

Тем не менее и добрые, и злые согреты одним солнцем, как говорит Иисус Своим ученикам, сравнивая любовь Бога с солнечным теплом и светом (см.: Мф 5:45–48), и оно светит всем без исключения. Этот мир — един. Так он создан. И все же единство его было искажено и деформировано демоническими силами и недолжной человеческой волей, которую мы вправе назвать эгоистичной.

Две территории, или два Града, по выражению Августина, существуют в нем: на одной люди ориентированы на вещи истинные, нетленные, те, которые не преходят, не исчезают со временем, те, над которыми даже смерть не властна; на второй — на то, что кажется незыблемым, но расположено не в глубине бытия, а на его поверхности, и там корней не имеет и потому проходит, рушится, распадается, обманывая даже людей искренних и по-земному проницательных.

И все же это одна и та же территория — территория общей человеческой истории. Она проницаема, в ее развитии участвует каждый из нас. И взрослостью можно назвать вот что: следование воле любящего Создателя, того, кто и нас, и этот мир создал, а не собственному произволу. А инфантильностью — стремление делать вид, что этот мир по праву принадлежит нам, как это сделал блудный сын из притчи, оскорбив отца, взяв свою долю наследства и отправившись его проматывать. Если вдуматься, то такой тип поведения свойствен большинству «взрослых» нашего времени, достаточно просто взглянуть на положение дел на земле — на политику, экологию, войны, метро в час пик, посмотреть вечерние новости.

Но, повторю, мир проницаем, он один и тот же. Поэтому тот, кто зажег хоть одну свечу правды и любви в своем сердце, способен осветить все его огромные пространства. Нельзя одолеть тьму без света. Но можно зажечь свет. Тот самый, который «просвещает каждого человека, приходящего в мир». И тогда тьма обязательно отступит.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone