Искусство

Между Христом и Иудой

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 75/Между Христом и Иудой

Размышление над фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»


Между Христом и Иудой

Бог наделил Леонардо да Винчи многими талантами: он был живописцем, музыкантом, поэтом, философом, увлекался математикой, физикой, анатомией, ботаникой, был инженером и конструктором. Он во многом опередил свое время: например, конструировал летательные аппараты, автомобиль, парашют, разводные мосты, танк, плавильные печи, автоматический ткацкий станок и т. п. Он составил анатомический атлас, на полвека опередив исследования основоположника научной анатомии Андреаса Везалия. Но многое из изобретенного им оставалось неизвестным современникам.

Они считали Леонардо странным ученым-чудаком, ценили его дар поэтической импровизации, но к художественному творчеству относились с недоверием, потому что он часто не заканчивал свои произведения. Леонардо был внешне общительным, но никого не пускал в свою душу. Биограф художника Джорджо Вазари превозносит его за божественные дары, но при этом описывает как человека весьма яркого и экстравагантного. Каж­дое из произведений Леонардо сразу же обрастало легендами.

В 1495 году Леонардо получил заказ от герцога Лодовико Сфорца на фреску «Тайная вечеря» для трапезной доминиканского монастыря Санта-Ма­рия-делле-Грацие в Милане. Считается, что фреска была посвящена супруге герцога Беатриче д’Эсте, которая в тот год скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он пятнадцать дней не выходил из покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга. Но это, видимо, легенда, потому что, судя по документам, супруга герцога скончалась в 1497 году, когда Леонардо уже работал над фреской в Санта-Мария-делле-Грацие.

Роспись была начата в 1495 году и, видимо, к 1498-му завершена. Работа шла с большими перерывами. К сожалению, архивы монастыря были уничтожены, и осталась малая часть документов, не позволяющих выяснить, как шла работа.

Между Христом и ИудойНабросок для фрески «Тайная вечеря». Иуда. 1495 год

Сюжет Тайной вечери для монастырской трапезной был вполне традиционным, однако нетрадиционной оказалась его трактовка, о которой по сей день спорят. До Леонардо в этом сюжете художники, как правило, подчеркивали евхаристический смысл последней вечери Иисуса с учениками — Христос раздает хлеб и вино со словами: «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). А Леонардо сделал акцент на словах Христа «один из вас предаст Меня» (Мф 26:21), решив показать гамму разных реакций апостолов на эти слова Спасителя. Художника явно интересовал психологический ракурс этой истории. Он настолько стремился к достоверности, что даже изобразил точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в монастыре.

Для Леонардо не было мелочей в искусстве, поэтому он работал тщательно и долго, переписывая и переделывая начатое, целыми днями обдумывая решение, меняя его в ходе работы. Как сообщает Вазари, приор монастыря был недоволен тем, что художник медленно работал над фреской. Леонардо мог простоять в размышлениях чуть ли не целый день перед едва начатой композицией, не сделав ни одного удара кистью. Приор же хотел, чтобы художник работал «как вскапывающий сад работник», так он понимал смысл любого труда. Исчерпав все свои возможности повлиять на художника и ускорить работу, приор пожаловался герцогу. Тот потребовал объяснений. Леонардо с присущим ему юмором объяснил, что для работы ему нужны идеальные модели и он никак не может найти лицо, с которого можно написать Иуду, но, кажется, уже нашел — приор монастыря для этого вполне подходит. Шутка Леонардо чрезвычайно понравилась герцогу, и инцидент был исчерпан.

Однако широко бытует и легенда о том, что в поисках модели для Иуды Леонардо однажды увидел на улице нищего — пьяного, грязного, опустившегося человека, он привел его в мастерскую, чтобы тот ему позировал. Во время сеанса художник стал расспрашивать нищего о его жизни, и тот поведал, что не всегда был бездомным и безработным, что у него была семья и работа, что он был певчим в этом монастыре. Более всего удивился Леонардо, когда нищий сказал, что несколько лет назад позировал ему для образа Христа. Но вскоре спился, опустился и теперь стал годен только для образа Иуды.

Скорее всего, это всего лишь очередная легенда. Но даже если это так, она весьма поучительна, потому что через нее ясно видно, что в одном и том же человеке может и просиять  свет Христов, и проступить тьма. Бог каждому человеку дал дар свободы, и он может выбрать — следовать за Христом или пасть, как Иуда, идти вверх или катиться вниз по наклонной.

Но вглядимся в «Тайную вечерю» Леонардо, в которой перед этим выбором оказываются все ученики Христа. После слов «Один из вас предаст Меня» каждый из них стал спрашивать: «Не я ли, Господи?!»

Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. При этом если Христос и апостолы сидят по одну сторону стола, то зрители оказываются по другую, тем самым Леонардо ставит и героев, и зрителей лицом к лицу с Христом — как бы за одним столом. Леонардо показывает, что слова Христа о предательстве обращены не только к апостолам, но и ко всем рассматривающим фреску.

До Леонардо художники обычно исключали Иуду из общего ряда апостолов, помещая его одного напротив той части стола, где сидели остальные апостолы и Иисус, или сбоку. Иуду изображали без нимба, выделяя его из круга учеников. Иуду писали с мешочком в руке, указывая на 30 серебряников, полученных им за предательство. Но тут ничего такого нет. Все написаны так, чтобы подчеркнуть равенство учеников перед Христом. Только Сам Иисус выделен центральным положением и рамой окна, в которой раскрывается простор неба и пейзаж. От него как бы волнами расходится эмоциональная реакция апостолов.

Между Христом и ИудойНабросок для фрески «Тайная вечеря». Христос. 1495 год

Как всегда, у Леонардо выразительны руки и жесты персонажей. Так, жест Иисуса имеет двойную смысловую нагрузку. Согласно Евангелию, Иисус говорит, что Его предаст тот, кто протянет руку к чаше одновременно с ним. И мы видим Иуду, он сидит по правую руку вторым от Христа, облокотившись на стол, и тянется к блюду. Иисус тоже протягивает руку в его сторону. Жест практически одинаковый у обоих: полураскрытая ладонь Иуды, готового взять хлеб, и рука Спасителя, готовая схватить Иуду за руку и остановить его. Но жесты застывают в неопределенной красноречивости. В то же время если посмотреть на обе руки Иисуса, то видно, что Он указывает на хлеб и вино, говоря ученикам: «Сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя».

Но не менее красноречивы на фреске Леонардо и жесты других апостолов, выдающие их бурную реакцию: удивления, смятения, ужаса, негодования.

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо с именами апостолов, до этого времени с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа. Художник сообщает нам, что апостолы расположены вокруг Христа в следующем порядке (справа налево): Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Иисус, Фома, Иаков Зеведеев, Филипп, Матфей, Фаддей, Симон.

Все апостолы сгруппированы по три, и особое внимание привлекает группа с Иудой в центре: рядом с Христом сидит Иоанн, Петр посажен третьим, но он тянется к Иоанну, как бы обходя Иуду. В руках Петра нож, и это отсылает нас к сцене в Гефсиманском саду во время ареста Христа. Именно предательство Иуды заставляет Петра пустить в ход нож. И только слова Христа остановят кровопролитие.

Исследователями замечено, что композиция «Тайной вечери» построена на принципах золотого сечения. Фигура Христа расположена в самом центре и освещена так, что внимание зрителя обращено прежде всего на Него. Голова Иисуса находится в точке схода всех линий перспективы. Леонардо любил математику и во всем искал числовые соответствия. И здесь можно видеть, что в композиции преобладает число три, что напоминает музыкальный аккорд: апостолы сидят группами по три человека, позади Иис­уса три окна, контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Леонардо был экспериментатором, искал новый язык живописи, новые технологии. В работе над «Тайной вечерей» он отказался от общепринятой тогда техники фрески (росписи по сырой штукатурке), художник наносил краски на сухую штукатурку как на загрунтованную доску. Он покрыл каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писал по этому слою темперой. Но эксперимент оказался неудачным, краска стала осыпаться еще при жизни да Винчи. В 1556 году Вазари пишет, что роспись так сильно разрушена, что фигуры почти не видны. Во время Второй мировой войны в здание попал снаряд, было разрушено практически все, но стена с фреской уцелела. Многочисленные реставрации укрепили фреску, но не сделали ее ярче и яснее. Последняя реставрация была закончена в 1999 году.

Фреску «Тайная вечеря» называют самой знаменитой руиной в истории искусства. Но в то же время, когда стоишь перед этой фреской, хочется вглядеться в нее и понять задуманное художником. Ее словно поглотил туман, многим исследователям кажется туманным и замысел художника. Но это заставляет вспомнить слова апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13:12).

 

ФОТО: Wikiart.org

Работает на Cornerstone