Ричард Бакстер (1615–1691) — знаменитый английский проповедник и протестантский мыслитель, «величайший из пуритан»¹ и «главный английский протестантский богослов».
Он родился в доме своего деда в деревне Роутон (графство Шропшир) на западе Англии. В одиннадцать лет переехал в дом своих родителей в деревню Итон-Константин. Начальное и среднее образование Бакстер получил в школе в деревне Роксетер, где первым способности мальчика заметил и оценил учитель Джон Оуэн. В 1632 году Бакстер по совету Оуэна не поехал поступать в Оксфордский университет, а начал учиться у священника Ричарда Уикстеда, капеллана замка Ледлоу. Библиотека замка стала главным средством обучения любознательного ученика.
Затем Бакстер, поддавшись уговорам окружающих, отправился к королевскому двору в Лондон, но довольно быстро вернулся обратно, решив изучать богословие. Смерть матери укрепила будущего проповедника в этом намерении. Однако приступить к занятиям удалось не сразу — три месяца Бакстер работал учителем, подменяя умирающего Джона Оуэна, своего первого наставника. Затем с помощью местного священника Фрэнсиса Гарбета Бакстер начал последовательно изучать богословие.
Способному юноше хорошо давалась латынь, что очень помогало в обучении — многие богословы того времени писали свои произведения на латыни. Перед Бакстером открылась широкая панорама дискуссий и размышлений — от трудов одного из основоположников англиканского богословия Ричарда Хукера до трактатов пуритан Уильяма Перкинса и Ричарда Сиббса. В девятнадцать лет Бакстер лично познакомился с пуританами и постепенно стал их единомышленником. В 1638 году Бакстер стал преподавать в начальной школе города Дадли (графство Уэст-Мидлендс), там же получил разрешение на проповедническую деятельность и был рукоположен в священники. Через какое-то время Бакстер был переведен в Бриджнорт (графство Шропшир).
Критическое отношение к англиканской обрядности (впоследствии проповедник назовет англикан, любивших пышный богослужебный строй, высокой церковью, дав название известному направлению в англиканстве), неприятие епископата и требования практической праведности, которые зрели у Бакстера давно, дошли до критической точки: в 1640 году он полностью порвал с англиканством. Его считали пресвитерианином2, хотя Бакстер в целом равнодушно относился к вопросам церковного управления, более важными ему казались вопросы практической святости. В 1641 году Бакстер стал служителем церкви Святой Марии в Киддерминстере (графство Вустершир). Когда началась Английская революция и гражданская война между сторонниками короля Карла I и сторонниками противодействовавшего ему парламента, Бакстер бежал в Глостер. Потом он примкнул к сторонникам парламента в Ковентри, сочтя эту партию наиболее близкой себе по взглядам (пуритане относились к противникам короля), и до 1647 года был капелланом их армии.
В 1649 году Бакстер вернулся в Киддерминстер. Тогда же он стал формулировать свои богословские идеи. Проповедник указывал, что искупительная жертва Христа распространяется на всех людей, она предложена всем, кому дана искренняя вера и кто готов покаяться. Эта мысль вызвала резкое неприятие и коллег-пуритан, и пуританского правительства Оливера Кромвеля, с которым Бакстер находился в конфликте, споря с главой Английской республики в частности о праве людей на свободу совести. Не была спокойной жизнь проповедника и после 1660 года, когда была восстановлена монархия. Поначалу он служил капелланом при короле Карле II; знаменитому проповеднику предложили епископство. Однако Бакстер отказался от должности, будучи не в силах публично согласиться с англиканской доктриной, из-за этого потерял свой пост капеллана. Поддержкой для проповедника была семья: в 1662 году он женился на своей единомышленнице, с которой прожил дружно и счастливо 19 лет.
Власти считали Бакстера неблагонадежным. Его дважды, в 1663 и 1685 годах, заключали в тюрьму. В 1672 году частный молитвенный дом, построенный Бакстером, был закрыт, на проповедника был наложен штраф, а его имущество конфисковано. Только после восшествия на престол Вильгельма III Оранского и провозглашения в 1689 году Акта о веротерпимости давление на независимого проповедника прекратилось.
Бакстер оставил большое наследие. Он написал толкование на новозаветные книги, сочинял гимны. Но более всего он известен как автор книг по практическому богословию. Святость в повседневной жизни — главный интерес Бакстера. Много внимания он уделял внутренней жизни христианина с Богом (например, в книге «Вечный покой святых»), в частности преодолению страха перед дьяволом (страх перед ведьмами как живыми носителями сатанинской силы Бакстер, подобно многим протестантским деятелям того времени, к сожалению, не преодолел), постоянному самоанализу и испытанию своей совести, доверию Богу и регулярному напоминанию себе о Его милостях. Небольшая книга «Призыв к необращенным» долгое время считалась образцом пастырского увещевания людям, равнодушным к вере.
Один из самых знаменитых трудов Бакстера — книга «Реформированный пастор», прикладное пособие многих поколений протестантских священнослужителей. В ней содержатся подробные наставления пасторам: как следует готовить себя к служению и совершать его, как и что требовать от своей паствы, как ее наставлять, обличать и поддерживать. Немалое внимание уделено церковной дисциплине: пастору нужно быть знакомым со всеми своими прихожанами, регулярно их навещать, наблюдать за ними, в случае нарушений — прибегать к разным видам церковных взысканий. В целом церковь представлялась Бакстеру своего рода тренировочным залом для индивидуальной святости. Важное место в практическом богословии Бакстера занимала семья. Он замечал: «Вы не увидите всеобщей реформации, пока не добьетесь реформации в семьях»3. Пастор, по мнению Бакстера, должен вдохновлять отцов на то, чтобы они были главными катехизаторами и наставниками своего семейства. Семья для Бакстера, так же как и церковь, — место, где люди учатся быть святыми, учатся составлять одно целое. Имело это и «земное» измерение: так, Бакстер признавал право на совместное имущество для мужа и жены (что для XVII века было необычным) и право жены в случае смерти мужа на одну треть его имущества.
Важной темой для Бакстера также были финансы. Проповедник наставлял своих прихожан, чтобы они не просто честно зарабатывали, но и относились к деньгам разумно и практично, поскольку финансы не принадлежат человеку — все земные ресурсы принадлежат Богу как главному Хозяину; неразумная трата денег, которая не ведет к пользе для дела или для церкви как сообщества святых, — это кража средств своего Господина.
Умер Бакстер в Лондоне в 1691 году. Церковь Англии, гнавшая проповедника, впоследствии признала его святым. Интерес к творчеству Бакстера появился в XIX веке, когда были вновь изданы его труды на родном языке и переведены на немецкий; к этому же времени относятся первые переводы его трудов на русский язык. В начале XX века имя Бакстера стало известным благодаря знаменитой работе немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а также произведениям его английского коллеги Роберта Мёртона, где взгляды английского пуританина стали одним из источников важного исследования того, как верующие понимали святость и как их представления реализовывались в церкви, семье, на работе в раннем протестантизме.
1Пуритане (от лат. purus — «чистый») — оппозиционная партия в Церкви Англии, которая настаивала на очищении церкви от католической обрядности и на строгом повседневном благочестии.
2Пресвитерианство — направление в кальвинизме, которое настаивает на власти над поместной общиной выборного верующими органа— пресвитерии.
3Бакстер Р. Реформированный пастор. — М.: Центр Нарния, 2010. С. 104.
ФОТО: Wikipedia.org, Gettyimages.ru