Мир Библии

«Святые» в Коринфе?

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 75/«Святые» в Коринфе?
«Святые» в Коринфе?

Послание апостола Павла в Коринф, как и любое другое послание, начинается с имени отправителя (Павел и брат Сосфен), имени адресата (церкви Божией, находящейся в Коринфе), далее следуют их характеристики: «освященным во Христе Иисусе, призванным святым…» Имеет смысл внимательно посмотреть на эти два словосочетания. Разве это не одно и то же, что стоит за ними?

Напомним, что поводом для письма послужило поведение христиан в этой общине. Многие коринфяне ставили под сомнение авторитет Павла как апостола; не понимали они и истинного значения Вечери Господней; спорили также о том, кому из руководителей следует отдавать предпочтение. Некоторые христиане Коринфа не знали, можно ли им есть мясо, приносимое в жертву идолам, они судились друг с другом в гражданских судах, попустительствовали распаду семей и разврату; были там и такие, кто отрицал факт воскресения Христа. Нам было бы трудно назвать таких людей святыми.

Дело было отчасти в том, что Коринф располагался на узком перешейке, соединяющем материковую Грецию и полуостров Пелопоннес, и у него было два порта — Лехайон и Кенхреи. А у портовых городов не лучшая слава. Коринф, разрушенный древнеримским военачальником Муммием Ахейским в 146 году до н. э., столетие спустя, в 44 году до н. э., был восстановлен Юлием Цезарем. Еще через столетие город уже славился богатством, а его население — порочными нравами и любовью к роскоши. В Коринфе было много языческих храмов, действовали школы риторики и философии, подражавшие яркой культуре Афин. В 50 году от Р. Х. Павел основал в городе общину и оставался здесь полтора года (см.: Деян 18:1–18), трудясь вместе с Акилой и Прискиллой («ремеслом их было делание палаток»).


В 50 году от Р. Х. Павел основал в Коринфе общину и оставался здесь полтора года, трудясь вместе с Акилой и Прискиллой


Что же стоит за словами «освященным во Христе Иисусе, призванным святым…»? Как в русском переводе, так и в греческом тексте используются однокоренные слова. «Освященные» — это причастие, передающее идею, что верующие в Коринфе принадлежат Христу и Он преображает их, освящает, если они полностью вверяются Ему, доверяют Ему самих себя. «Призванные святые» — в данном словосочетании описывается их статус, Бог их призвал и назвал святыми.

Впрочем, мы святыми называем людей безупречных, достигших определенной духовной высоты, а здесь под греческим словом хагиа нужно разглядеть еврейское слово кодеш, то есть отделенное от обычного употребления. Есть вещи для каждодневного употребления, а есть предназначенные только для употребления в особых случаях, торжественных, богослужебных — это и есть святые вещи. В таком случае святой — человек, для которого у Бога есть особый замысел, некое предназначение, для которого Он человека и приглашает, призывает.

Первый раз слово «святой» в Библии употреблено по отношению к седьмому дню, который Бог «благословил… и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих…» (Быт 2:3). В одном из современных английских переводов «освятил» переведено как «объявил святым», то есть предназначил для особой цели. В переводе Михаила Георгиевича Селезнева начало этого стиха звучит так: «Благословил Бог день седьмой и священным его сделал». В комментарии к стиху переводчик пишет: «Священное в Ветхом Завете резко противопоставлено всей сфере обычной человеческой жизни. Объявить предмет священным означает полностью изъять его из обыденной жизни, к священному месту нельзя приближаться без особого приготовления, а священное время — это время, когда запрещена любая работа» (Книга Бытие. М.: Изд-во РГГУ, 2000. С. 17.).

Потом святым будет названо место богослужения — переносной шатер иудеев, скиния, и там будет два отделения: святое и святая святых (самое святое место). Сама идея постройки такого святилища (того места, которое свято) принадлежит Богу. Вот что мы читаем в Книге Исход: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их…» (25:8). То есть святилище должно было стать местом присутствия Божьего.

«Святые» в Коринфе?

В Новом Завете мы читаем в Послании к Евреям: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (12:14). О чем говорится здесь? Речь идет о жизни, погруженной в святость, или о святой жизни. В христианском богословии говорится об освящении, процессе преобразования поверившего во Христа человека.

По большому счету, вера во Христа охватывает всю нашу жизнь. Есть момент озарения, интуитивный момент, когда Бог открывается нам, мы ощущаем Его присутствие в нашей жизни. И мы вручаем себя Ему, говорим: «Господи, я хочу быть с Тобой. Войди в мою жизнь, сделай меня другим. Я хочу жить так, как этого хочешь Ты, исполняя Твою волю, а не мою». Это момент обращения. Мы отказываемся от прежнего образа жизни, от вредных привычек — в этом суть покаяния. Наши грехи омыты жертвенной кровью Христа, и мы обновлены Его святостью. Наша жизнь поменяла свое направление, изменилась принципиально, но при этом мы остались в том же мире, в котором живут прежние наши друзья, родные, знакомые, да и отказ от прежних привычных действий или слов труден. Он не происходит в один миг. Это и есть освящение.

Христианская святость — это то, о чем говорится меньше всего. Все представляют себе идеального христианина, но у разных людей это будет разное представление.

Сразу скажем, что святой в Новом Завете — это человек Божий, то есть посвятивший свою жизнь Богу. И теперь его задача — сохранить это свое посвящение.

Как это сделать? Священное Писание говорит: «Ты держись того, чему научен и во что уверовал. Ведь тебе известно, откуда черпалось все то, чему учили тебя: с детства ты знаешь Священное Писание, которое может умудрить тебя, дабы спасен ты был через веру во Христа Иисуса. Все Писание боговдохновенно, в нем есть все, чтобы учить людей истине, обличать во грехе, исправлять ошибки, одним словом, вести к праведности, чтобы сделать Божьего человека способным и готовым ко всякому доброму делу» (2 Тим 3:14–17, пер. под ред. М. П. Кулакова).


Наша жизнь поменяла свое направление,
изменилась принципиально,
но при этом мы остались в том же мире 


Здесь апостол Павел пишет Тимофею, что его христианская жизнь будет успешна при постоянной проверке своей жизни, насколько она соответствует тому, что написано в Библии. Во время написания этого послания еще не было полного Нового Завета, к тому же сказано, что Тимофей с детства знал Писание, вере его учили и бабушка Лоида, и мама Евника, и понятно, что речь идет именно о Ветхом Завете. В то время это было единственное Писание для христиан. Значит, и сегодня еврейская часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, является для нас вероучительным основанием.

У него есть те свойства, которые мы относим и к Новому Завету, о которых пишет Павел: богодухновенность — теопнеустос, то есть вдохновлено Богом, дано Богом. Вообще богодухновенность можно определить как положительное воздействие Бога на разум и волю автора, при котором он, используя имеющиеся в его распоряжении средства, пишет так, как этого хочет Бог, причем автор остается под защитой Бога, которая уберегает его от заблуждений.

Перед нами есть еще вопрос: каким образом наставление из Писания может менять нашу жизнь? Просто знание книг и сюжетов из Библии никого не делает Божьим человеком, только знающим или образованным в этой области.

«Святые» в Коринфе?

Важно понимать, что спасение проистекает не от Биб­лии, не она является спасительной, но мы можем быть умудрены верой во Христа Иисуса. Того, чему учит Библия, достаточно для достижения вечной жизни (см.: 2 Тим 3:15). Библия — это не справочник во всех областях человеческого знания, не учебник по физике или истории. Подобные знания могут быть получены и изучены естественным образом, путем научных исследований. По-прежнему остаются еще обширные сферы человеческого знания, о которых Писание молчит, потому что оно нацелено прежде всего на спасение человека от греха и суда. Также Писание открывает не все, что касается Бога (см.: Ис 55:8–9; Рим 11:33–34). Бог часто остается и для верующих сокровенным Богом. Но в Иисусе Христе Он — Бог открывшийся, поскольку через Писание мы можем познать Иисуса и через Него обрести жизнь вечную.

Несомненно, наша жизнь и внешне становится иной, ведь процесс освящения приводит к святости мыслей, а это, в свой черед, влияет и на нашу внешность. Повторю это другими словами: действие Святого Духа внутри нас преображает нас внешне.


Каким образом наставление из Писания может менять нашу жизнь?
Просто знание книг и сюжетов из Библии никого не делает Божьим человеком, только знающим или образованным в этой области


В 2001 году протестантскую семинарию посетил журналист Борис Жуков, в своей статье «До Второго пришествия» в «Еженедельном журнале» (2002, 19 февраля, №6, с. 34) он пишет: «Я вдруг осознал, что среди живущих здесь людей необычайно много красивых людей — обоего пола и разного возраста. Поскольку трудно предположить, что склонность к христианству — такой же генетически обусловленный признак, как черты лица, остается думать, что примерно так бы и выглядело население Центральной России», если бы вело другой образ жизни. Это свидетельство со стороны.

Итак, святые в Коринфе — это люди, поверившие во Христа, следующие Его примеру, желающие жить так, как это делает Он. Не всё они еще знают, но залогом их святости остается Бог, спасающий их, и их стремление к новому миру, который созидается Божьей силой, Божьей благодатью. В конце концов, святость христианина — это только отблеск той совершенной святости, которая звучит в молитве «Отче наш»: «Да святится имя Твое».

 

ФОТО: Wikimedia.org

Работает на Cornerstone