Решение

Человек страдающий

Евгений Душаков
Журнал/Архив/Номер 74/Человек страдающий
Человек страдающий

Страдающий человек — постоянный персонаж любого литературного произведения. Поэты и писатели, режиссеры и сценаристы, философы и психотерапевты — все описывают и пытаются осмыслить страдания человека и найти им какое-то объяснение и смысл.

Причин для страданий так много, что мы уже свыкаемся с их разнообразием и постоянным присутствием в мире, в том числе и в своей жизни. Человек учится противостоять страданиям внешним и находить им объяснения. Но есть страдание особенное — непубличное, тихое, скрытое от других, переживаемое в одиночку, внутри себя, в своих мыслях, тягостное и изматывающее. Это чувство вины за нечто нами совершенное, морально ущербное для нас, выходящее за рамки наших внутренних ценностей! Оно посещает Германа из пушкинской «Пиковой дамы», доведшего старушку до смерти своим желанием узнать три заветные карты. Это чувство мучит и обманутую Лизу, которую Герман использовал, чтобы узнать секрет ее бабки. Страдал в «Преступлении и наказании» Достоевского и Родион Раскольников, который убил старуху-ростовщицу, а заодно и ее сестру. Он пытался договориться с совестью, мотивируя эти поступки тем, что на одной чаше весов нищета его семьи, тяжелые условия жизни, а на другой — никчемность, с его точки зрения, жизни старухи: «Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. “Она никуда не годна”, “для чего она живет?”, “Полезна ли она хоть кому-нибудь?”»*.

Термиты уничтожают дом изнутри, лишая его защитных свойств, теплоты, устойчивости и безопасности. Подобное действие и у чувства вины. Оно возникает тогда, когда человек переступает черту дозволенного, разрушает то, во что верит, делает то, что презирает, ищет того, что коверкает жизни людей вокруг и уничтожает его самого. И имя этому разрушителю — грех. У греха так много лиц и масок, что мы не всегда способны его сразу узнать, узнаем же в итоге по результату. Грех настолько вариативен и инструментален, что, если не получается сбить человека с толку чем-то одним, всегда найдется иной инструмент для достижения цели: падения человека, разрушения его репутации, бесперспективного будущего и полного разочарования в себе.

У Клайва Льюиса мы читаем в «Письмах Баламута», как старый, опытный бес учит своего племянника азам совращения человека: когда согрешивший человек не может справиться с возникшим чувством вины и ищет выход, нужно сделать так, чтобы искушаемый закрылся от людей, нашел для себя оправдание или просто ушел из жизни.

В Библии есть неприглядная история о царе Давиде (см.: 2 Цар 11–12; Пс 50). Друг Божий, победитель Голиафа, спаситель Израиля, друг всем угнетенным, собиратель земель, прекрасный полководец и любимец народа соблазнил жену своего верного воина, а потом руками врагов убил его. В эту историю не хочется верить, но она, как ни странно, дарит нам надежду на прощение Божье и восстановление. Читая 2 Цар 11–12, мы видим, что Давид принимает обличения Нафана, открывает свой грех Богу. Читая 50-й псалом, наблюдаем, как чувство вины лишило его сердце покоя, и только покаяние, воззвание к Тому, Кто имеет власть прощать, восстановило Давида.

В Книге Исход мы читаем о грехе братьев Иосифа, когда из зависти они продали своего брата в рабство, а потом все несчастья и неудачи в жизни соотносили именно с этим событием. Но Бог показывает нам и их восстановление: их раскаяние было принято Иосифом, и он простил их.

Мы сокрушаемся и плачем вместе с апостолом Петром, который публично отрекся от Христа. Но нам открыто и его восстановление!

Нет на земле человека, который бы не согрешил (нет праведного ни одного), и поэтому вина лежит на каждом из нас. Мы склонны заниматься самобичеванием, но это ничего нам не даст. Сам факт согрешения уже не изменить. И если дать чувству вины жить и расширяться внутри нас, оно разрушит любого, даже самого сильного, человека. Чувство вины не даст жить с удовольствием, служить с благодарностью, любить с радостью. И ты в этом не одинок! Все мы несем тяжкое бремя вины.

Возможно, ты кого-то обидел либо совершил то, что причинило вред жизни или репутации другого человека; может, ты украл, обманул, солгал, разрушил то, что дорого кому-то, — это твоя вина, твой приговор, твое обвинение! Иногда человек и сам не может понять, как он смог совершить дурной поступок! Он не знает, как с этим жить дальше. Ты можешь стыдиться и презирать самого себя и даже внушать себе отвращение.

И если ты сегодня поглощен виной за содеянный грех, за зло, которое причинил другому человеку, обратись к Богу, который призывает к покаянию и прощает совершившего покаяние! Благая Весть в том, что Христос, придя на землю как человек, взял на Себя наши вину, страдания, наказание за совершенные нами грехи и был распят за них на кресте! Именно Он — причина нашего спасения и оправдания! Именно Он снимает вину и восстанавливает нашу жизнь, чтобы мы могли жить дальше! Но Его прощение — это не индульгенция за прошлые и будущие грехи, это новое рождение в Духе для того, чтобы ты мог радоваться жизни и быть благословением для других людей, поклоняясь Богу в истине. Отдай Ему то, с чем ты не в силах справиться, как отдал Давид! Открой перед ним то, чего ты стыдишься, как сделал Петр! Оставь у Его ног то, что тебя разрушает сегодня, как оставили братья Иосифа, признав перед братом свою вину! Как оставил Раскольников, познавший любовь Христа через Евангелие, оставленное ему Соней Мармеладовой. Именно эта хрупкая девушка поставила его душе точнейший диагноз: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

Все это вдохновляющие примеры для нас. Иисус сказал однажды: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28). Есть и еще не менее сильные слова о свободе: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36).

Только Христос имеет силу и право освобождать человека от груза вины и греха, потому что Он взял на Себя нашу вину, наше бремя, чтобы мы, осознав грех и его последствия, приняли из Его рук освобождение от бремени вины.

Молитва покаяния дает нам силу и право жить дальше вместе с Ним и с Его помощью! Это признание Его святости и нашей неспособности измениться своими силами!

И если ты решил открыть сегодня свое сердце Богу, ты можешь сказать Ему: «Дорогой Господь, прости меня за все мои грехи, за мое непослушание, за мой ропот и за то, что я пытался жить без Тебя! Я верю в спасительную жертву Иисуса Христа! Благодарю Тебя за то, что Ты умер за меня, и воскрес, и даруешь мне прощение в Твоей крови! Помоги мне жить дальше жизнью, которая будет радовать Тебя! С Твоей помощью я хочу стать благословением для людей! Я сознаю, что не способен жить праведной жизнью самостоятельно, поэтому прошу Тебя, чтобы Ты всегда был со мною! Прошу обо всем этом во имя Иисуса Христа, моего Господа и Спасителя! Аминь».

*Письмо Ф. М. Достоевского М. Н. Каткову из Висбадена. Электронный ресурс: https://www.fedordostoevsky.ru/around/Katkov_M_N/ (дата обращения 7 ноября 2019 года).

Работает на Cornerstone