Мир Библии

«Научи нас молиться»

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 74/«Научи нас молиться»
«Научи нас молиться»

В Евангелии от Луки мы читаем: «В некоем месте, после того, как Иисус закончил молиться, один из Его учеников попросил Его: “Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников”» (Лк 11:1, пер. под ред. М. П. Кулакова, далее — ПК). После этого Иис­ус дает Своим ученикам образец молитвы, которую мы знаем как молитву «Отче наш».

В ней есть слова о прощении: «И прости нам грехи наши, ведь и мы прощаем всем, кто нам зло причиняет» (Лк 11:1, ПК). О чем эти слова, о чем мы, ученики Христовы, должны молиться постоянно, ведь эти слова записаны в тексте ежедневной молитвы, и по этому образцу мы слагаем и свои молитвы Богу? Речь здесь, как представляется, не только о том, что люди явно осознают свое несовершенство пред Богом, или, как говорят верующие, свою греховность. Нам нужно посмотреть на это прошение в более широком библейском ключе, разобраться, о чем говорится в Молитве Господней, и как это соотносится с нашим мироощущением.

В нашей жизни всегда что-то происходит, приятное или неприятное. А иногда случаются катастрофы. Не просто день не задался, а с каждым днем все хуже и хуже. Вот тогда нас начинает беспокоить вопрос: что со мной не так? Нас начинает мучить чувство вины. Правда, сначала мы доискиваемся до причины, а потом приходит это мучительное чувство вины.

Так было и с царем Давидом. Однажды во время очередного военного похода он остался дома, во дворце. Во время вечерней прохлады царь прогуливался по открытой террасе дворца (плоская крыша служила такой террасой) и с интересом разглядывал свой город. В одном из дворов он углядел очень красивую купающуюся женщину. Недолго думая, Давид послал за Вирсавией (так ее звали) и провел с ней ночь. Библия не описывает нам подробностей этого свидания, но о последствиях его женщина сообщила царю — она забеременела. А царь уже знал, что эта женщина была замужем за одним из его воинов, Урией-хеттом. Давид вызвал его с места военных действий, расспросил о том, все ли в порядке в войсках и как идет война, а затем отправил спать домой. Но Урии показалось зазорным спать дома в то время, когда его товарищи терпят лишения. Потом царь даже уговаривал его пойти домой, но ничего не вышло. Воин вернулся на войну, куда отвез с собой письмо царя военачальнику. В письме был приказ о том, что Урия должен погибнуть.

После гибели мужа Вирсавия оплакала его, а затем стала женой царя и родила ему сына. Неприглядный поступок. Библия определенно говорит об этом: «Но то, что сотворил Давид, было злом в очах ГОСПОДНИХ» (2 Цар 11:27, ПК). Правда, Давид почему-то не беспокоился. И тогда к нему по прямому повелению Божьему пришел пророк Нафан: он рассказал царю притчу про двух соседей, богатого и бедного. У одного было много овец, а у бедного — одна, он ее взрастил и вскормил, она спала у его груди и была ему как дочь. И однажды к богачу зашел странник, и богач пожалел для странника овцы из своего стада. Тогда богач взял овечку бедняка и приготовил ее для гостя. Как рассердился Давид на скупого хозяина: «Такой человек смерти достоин!» Нафан изрек: «Ты — этот человек!» (см.: 2 Цар 12:1–6). Родившийся ребенок умер, а Давид плакал и сокрушался о грехе, совершенном им.

Псалом 50 — покаянный псалом Давида, написанный им после того, как пришел к нему пророк Нафан и обличил его в прелюбодеянии с Вирсавией.

Это молитва человека, признающего свои грехи, который приходит к Богу и просит о прощении, а также о восстановлении тесных взаимоотношений с Ним, отношений, которые из-за греха были разрушены. Это один из семи покаянных псалмов в Псалтыри наряду с псалмами 6, 31, 37, 101, 129, 142.

50-й псалом начинается с молитвы о прощении: «Сжалься надо мной, Боже, из вечной любви Твоей, из огромного состраданья Твоего сотри список моих грехов. Омой меня многократно от вины моей и от грехов моих меня очисти» (ст. 3–4. Здесь и далее пер. мой. — И. Л.). Значит, первое, что необходимо, это обратиться к Богу в молитве и просить Его о прощении. Это первый шаг.

Второй шаг самый трудный. Нужно признать свой грех, каким бы он ни был. «Ведь проступки свои признаю, и грех мой всегда предо мной. Пред Тобой одним провинился я: какое зло сотворил у Тебя на виду, так что прав Ты в том, что изрек, и приговор Твой безупречен. Вот, я с виной родился и греху был привержен от зачатия» (ст. 5–7). Человек после грехопадения оказался на вражеской территории, где легче сделать зло, чем добро. И чтобы избавиться от чувства вины, нужно допустить вероятность своей ошибки. Я не сверхчеловек, я человек и потому могу ошибиться, поступить не так, как угодно Богу.

«Научи нас молиться»Царь Давид. Гобелен. Фландрия, XVII век

Но когда мы называем свой проступок по имени, Бог начинает действовать: я виновен, Боже, в том, что кого-то подвел, обещал и не исполнил, кого-то предал, поддался искушению. Что же делает Бог? Вот как описывает это Давид: «Вот, Ты любишь верность, из сердца исходящую, Своей мудростью наполняешь меня. От грехов избавь, окропив иссопом, омой меня — и белее снега стану. Верни мне радость и торжество, и хотя Ты сломал меня, возликую вновь. Не замечай моих грехов, сотри список моих проступков. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух стойкий внутри обнови. Не лиши меня Твоего присутствия, не отними у меня духа святости Твоей. Верни мне радость спасенья Твоего и утверди во мне желание послушания» (ст. 8–14). Стоит только признать свою вину, назвать ее по имени и вручить ее Богу, дальше начинается чудесное: Бог возвращает нам радость, мы сможем освободиться от чувства вины. Святость, которую дарует Бог, это не безупречность, это возможность стоять прямо и искренне глядеть на этот мир, выбирая Божий путь. Рядом со мной стоит Тот, Кто управляет этим миром, Тот, Кто наделяет меня силой для новой жизни.

И последнее в этом псалме: мы можем приступить к изменению этого мира, конечно же, с Богом: «Научу отступников жить по воле Твоей, и грешники вернутся к Тебе. От вины за кровь пролитую избавь, Боже, Бог спасенья моего, и язык мой будет славить справедливость Твою. Владыка! Разлепи мне губы, и уста мои восхвалят Тебя. Ведь не жертвы желаешь Ты, я бы всесожженье принес Тебе, но Тебе оно не угодно. Жертва, приятная Богу, — смиренный дух: Ты не отвергнешь сердца сокрушенного и смиренного» (ст. 15–19). Когда мы преодолеваем черную полосу нашей жизни, мы приобретаем бесценный опыт, которым можем поделиться с окружающими нас людьми, идущими, возможно, подобным путем. Мы готовы делиться, более того, у нас появляется видение, мы безошибочно узнаем страдающих людей и сразу же откликаемся, когда нас просят помочь. Но славу при этом мы воздаем не нашему опыту, а Божьей силе, Его помощи. Только благодаря Его мудрому руководству и советам от Духа Святого и Священного Писания возникает система настоящих духовных ценностей и Божественных принципов. 50-й псалом завершается надеждой на восстановление города Иерусалима и богослужебной практики (ст. 20–21).

Итак, нам стоит теперь отойти от текста и перечислить те шаги, которые помогут осмысленно произносить в молитве «Отче наш» слова о том, чтобы Бог простил нам грехи наши, а также преодолевать трудные периоды в нашей жизни.

Если я чем-то увлекся, что привело меня к жизни, в которой нет места для веры и Бога, первое, что необходимо сделать, увидеть свое положение и осознать его. Это возможно, когда мы делаем паузы в нашей жизни, находим время для того, чтобы подумать. Нужно время от времени отключаться от всех социальных сетей и средств массовой информации, использовать время в машине или в общественном транспорте, чтобы просто побыть со своими мыслями, задать себе вопрос: «Все ли у меня в порядке? Где я? Что я делаю и зачем?» Такие ориентирующие вопросы помогут увидеть себя как бы со стороны. Полезно бывает выключиться из рабочего ритма на день-другой и уехать на дачу или на природу, оставить свое привычное окружение и тем самым дать своим мыслям другое направление.

Если духовные ценности для меня уже не первостепенны, то это повод задуматься, насколько полноценна моя жизнь. Самое время обратиться к Богу и в молитве просить Его об изменении моей жизни, моего взгляда на жизнь. Бог дал нам эту жизнь, и у Него есть для каждого замысел. Нужно только угадать свое предназначение. В трудные периоды жизни мы наиболее открыты для изменений. И чувство вины — это инструмент Божий для нашей внутренней настройки.

Теперь нужно признать пред Богом, что жизнь идет не так, как задумал Он. Это требует решительности, нужен определенный внутренний настрой. Но это не так трудно, как кажется. Просто расскажите Богу своими словами о том, как вы живете. И все.

Начать жить заново, с новыми ценностями и без чувства вины возможно, для этого необходимо осознать, каковы эти ценности. В Библии для начала можно познакомиться с Нагорной проповедью. В Новом Завете в Евангелии от Матфея это главы с пятой по седьмую. Но там обсуждаются заповеди (Десять заповедей можно найти, к примеру, в Ветхом Завете во второй книге Библии Исход, 20-я глава). Очень многое сделает для вас Сам Бог, если вы захотите Ему довериться, беседовать с Ним в молитве и слушать Его, читая Его Слово. Вы же хотите изменить свою жизнь к лучшему?

 

ФОТО: Gettyimages.ru, Wikipedia.org

Работает на Cornerstone