Джон Баньян (1628–1688), английский проповедник, теолог и писатель, родился в деревне Херроуден прихода* Эльстоу в графстве Бедфордшир. Не известно точно, когда именно Джон появился на свет, однако известно, что он был крещен 30 ноября 1628 года. Отец Джона был жестянщиком, чинил чайники и котлы. У него не было ни средств, ни времени учить детей, и Джон получил самые начальные знания. С малолетства он торговал жестяными изделиями. В шестнадцать лет жизнь юноши изменилась — он потерял мать и двух сестер. Его отец женился еще раз, а Джона призвали в армию.
Надо сказать, что в те времена Англию сотрясали внутренние волнения: король Карл I не решал насущный земельный вопрос (покупка и продажа земли были затруднены, поскольку верховным собственником всех земель считался сам король), и, кроме того, он пытался полностью подчинить церковь своему влиянию. Пуритане, английские кальвинисты, считали короля тираном и через парламент противились его инициативам. Началась война между королем и парламентом, и Джон Баньян пошел именно в парламентскую армию. Он отслужил там три года. Интересно, что несмотря на внешнюю суровую дисциплину в армии, которая касалась в том числе личного благочестия, Баньян был в целом равнодушен к религии. Впрочем, на него произвело впечатление случайное спасение его от смерти, когда товарищ, вызвавшийся вместо него идти в бой, был убит. Вернувшись со службы, Баньян стал торговцем. В 1649 году, в год окончательной победы парламента и казни короля Карла, Баньян женился на сироте-бесприданнице Мэри. Она была благочестивой женой, и ее очень огорчало — гораздо более, чем хроническое безденежье, — что ее мужа не интересовали ни Бог, ни Его воля. Особенно ее огорчали непрерывное богохульство и сквернословие Баньяна, а также его разгульный образ жизни.
Постепенно под влиянием жены Баньян стал приходить на богослужения в воскресенье, через какое-то время стал прислушиваться к проповедям и размышлять над ними. Последующие несколько лет оказались для Баньяна крайне тяжелыми: он колебался, верить ли в Бога, а если да, то можно ли Ему доверять, сомневался, что святой и праведный Бог может принять такого грешника, как он. Баньян остро переживал чувство вины, которое доводило его до отчаяния, но не приводило к реальным изменениям в жизни. Услышанный им голос Божий, пригрозивший ему адскими муками во время игры в чижика в воскресенье, также потряс Баньяна. Внешне Баньян стал казаться человеком вполне приличным, оставившим греховную жизнь. Но про себя будущий писатель знал, что все это только видимость, личина. Мучаясь своими страхами, Баньян читал Библию и благочестивую литературу, в частности трактат англиканского епископа Льюиса Бейли «Практика благочестия» — одну из самых популярных духовных книг XVII века, где подробно рассказывалось о том, как противна Богу внешняя религиозность и почему так необходима «внутренняя реформация». Баньян много размышлял о прочитанном, но подлинное обращение к Богу у него произошло, когда он случайно встретился с тремя женщинами-баптистками из Бедфорда. Молодой человек был потрясен их разговорами и тем светом, который он в них увидел, и решил присоединиться к их общине, покинув официальную англиканскую церковь. И вот в 1653 году Баньян торжественно крестился в церкви Святого Иоанна в Бедфорде, где баптисты собирались под руководством пастора, бывшего офицера королевской армии.
В течение двух лет умирают жена Баньяна и его духовный наставник. Пережитое горе пошатнуло здоровье Баньяна, но укрепило его веру. Новообращенный делился с единоверцами долгой историей своего покаяния и показался им талантливым проповедником. Вскоре его рукоположили в дьяконы и попросили проповедовать. Баньян стал разговаривать с людьми о вере как в церкви, так и на улице. Тогда же он начал писать свои первые книги. Принимал Баньян участие и в межпротестантской полемике, категорично отвергая те протестантские направления (например, квакеров и рантеров), которые принижали авторитет Священного Писания и придавали больше значения своим откровениям.
В 1660 году в Англии была восстановлена монархия, на престол взошел сын казненного короля Карл II. С его воцарением начались гонения не только на пуритан, но и на всех, кто был в оппозиции государственной церкви. Баньян как баптистский активист был арестован и за упорство и отказ прекратить проповедь приговорен к тюремному заключению; в тюрьме он провел в общей сложности двенадцать лет. Там он начал писать свою самую знаменитую книгу — «Путешествие пилигрима в Небесную страну», рассказывающую о том, как главный герой по имени Христианин, отправившись в путешествие к Небесному граду, проходит длинный и сложный путь. Он проходит через Тесные врата, Топь Уныния, замок Сомнения, встречает множество персонажей — Мирского Мудреца, Сомневающегося, Верного — и в итоге пробивается в Небесный град.
Община, любившая и уважавшая Баньяна, избрала его пастором, когда он еще был в заключении. После того как Баньян освободился, власти дали ему специальную лицензию на проповедническую деятельность. И Баньян сосредоточился на привлечении новых людей: построил молитвенный дом, создал новую общину в Бедфорде, чья численность дошла до четырех тысяч человек, основал более тридцати церквей. За это английские баптисты прозвали его епископом Баньяном. Как ни странно, уважали его и квакеры, с которыми Баньян полемизировал: так, во время его очередного ареста в 1675 году именно они добились его освобождения. Младший брат Карла II король Яков II, учитывая популярность Баньяна, пытался склонить его на свою сторону, но принципиальный проповедник отверг лестное предложение из-за того, что король отказался отменить преследование религиозных диссидентов.
Баньян сосредоточился также на сочинении духовной литературы и написал около шестидесяти произведений. В 1678 году была опубликована первая часть книги «Путешествие пилигрима в Небесную страну». Вторая часть, «Христиана и ее дети», рассказывающая о странствиях семьи Христианина, увидела свет в 1684 году. Среди произведений Баньяна также следует упомянуть аллегорию «Духовная война», где повествуется о городе Душа, захваченном Дьяволосом и отвоеванном Эммануилом, автобиографию «Изобилующая благодать к первому из грешников», переложение в стихах Книги пророка Ионы.
Умер Баньян в Лондоне.
Авторитет Баньяна как протестантского автора велик. Английские пуритане долгое время требовали, чтобы их хоронили как можно ближе к его могиле, в англиканской церкви диссидент Баньян считается духовным писателем, отмечается день его памяти. Влияние же Баньяна на культуру в целом огромно, прежде всего благодаря его знаменитому «Путешествию пилигрима». Только при жизни автора первая часть книги выдержала одиннадцать изданий общим тиражом более 100 тыс. экземпляров; она переведена на двести языков и долгое время считалась в англоязычном мире второй по популярности книгой после Библии. Книга повлияла на творчество Чарльза Диккенса и Клайва Льюиса; название классического романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» было позаимствовано им из «Путешествия пилигрима»; главные персонажи одного из самых знаменитых произведений XIX века для девочек «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт играют в пилигримов, ориентируясь на книгу Баньяна. Известен Баньян и в России: по мотивам его книги было написано стихотворение Пушкина «Странник» (1835). На русский язык «Путешествие пилигрима» перевела Юлия Засецкая, дочь поэта Дениса Давыдова, которая под влиянием лорда Гренвилла Рэдстока стала протестанткой.
Главный мотив произведений Баньяна — чувство вины и страх своей греховности. Творчество знаменитого английского писателя сегодня интересно прежде всего подробным анализом чувства вины в человеке: как он проживает это чувство, как оно приводит его к покаянию и как он избавляется от него благодаря смиренному принятию прощения от Бога.
*Административная единица в ряде европейских стран.
ФОТО: Wikipedia.org