Ведь мы далеко не всегда так виновны,
как нам кажется, и далеко
не так невинны, как хотели бы.
Алис Миллер.
Драма одаренного ребенка
Вести о смерти всегда шокируют и отрезвляют. Тем более когда умирает ребенок. В церковном чате пришла просьба о молитве за семью служителей, попавшую в аварию. Сообщается, что родители нуждаются в медицинской помощи, а ребенок погиб. Как же так? Что случилось? Кто виноват? Вопросы встают один за другим. И если находится виновный, гнев за преждевременно погибшую жизнь обрушивается на него. Боль ищет возмездия, общественные отношения предписывают наказание виноватого, хотя жизни ребенка оно не возвращает.
Разговоры о вине и чувстве вины нередки на исповеди, на личных консультациях. Кого-то мучает чувство вины за совершенный когда-то проступок, другие с детства приучены винить себя за все дурное в жизни, некоторые вообще не признают, что бывают виноваты. Среди многих ликов вины также различают и вину, которую испытывают все люди от несоответствия жизни их представлению о том, какой она должна быть. Христиане основывают свое представление о вине на учении о греховности: «…все согрешили и лишены славы Божией…» (Рим 3:23). Святой Дух обличает человека «о грехе и о правде и о суде» (Ин 16:8). Чувство вины перед Богом приводит к покаянию перед Богом, за которым Бог дарует возможность изменить свою жизнь. В этом смысле чувство вины мучительно, но необходимо, потому что помогает осознать несостоятельность своей жизни и обратиться к Богу.
Экзистенциальные психологи близки к такому пониманию вины, рассматривая ее в бытийном и онтологическом значении. В противовес рациональному восприятию вины как чувства, сопровождающего преступление общественных норм или рамок, Мартин Бубер в своей работе «Вина и чувство вины» подчеркивал наличие экзистенциальной вины как явления, имеющего «бытийный характер и существующего не в душе, а в бытии»1.
Откуда возникает это переживание вины, непосредственно связанное с самим существованием человека? Свобода человека состоит в том, чтобы он не жил под влиянием обстоятельств, а «выбирал себя», осознанно складывал свою жизнь из поступков и действий. Николай Бердяев описывал чувство вины как чувство свободного человека, остро ощущающего ответственность за происходящее в истории. Именно поэтому свобода неразрывно связана с ответственностью. Часто каждодневная суета затуманивает осознанное отношение к жизни, череда знакомых событий проходит почти в автоматических действиях: дом, работа, вечер, дом. Пелена прорывается, когда человек сталкивается лицом к лицу со смертью, своей или близкого. В такие острые моменты, связанные с потерей, болезнью, неудачей, высвечивается значимость и уникальность каждого дня, каждого поступка. С осознанием ценности жизни, как правило, наступает и благодарность за проживание каждого ее момента.
Экзистенциальный психолог Ирвин Ялом подчеркивал, что «человек несет вину не только за преступления против других людей, моральных или социальных правил, но также за преступления против самого себя»2. Тот, кто не испытывает экзистенциальную вину, совершает преступление против своей подлинной судьбы, в которой жертвой преступления становится собственное потенциальное «я». В то же время истинной виной, по Ялому, считается чувство вины из-за жизнеотрицания и ограничения. Как пример можно привести жизнь талантливых художников, литераторов, композиторов и спортсменов, однажды потерпевших неудачу, которые всеми силами пытаются заглушить чувство экзистенциальной вины. Мучительное ощущение, что ты мог стать великим и не стал им, гонит их глушить свою боль в алкоголе и других зависимостях, что отодвигает их успех еще дальше. Экзистенциальная вина открывает путь к выявлению своего потенциала, личностной самореализации.
Известный американский психолог и литератор Ролло Мей различает три формы экзистенциальной вины. Первая возникает в результате потери возможностей, то есть вины вследствие недостаточной самореализации. Так как возможностей всегда больше, чем человек в состоянии реализовать, он испытывает неудовлетворенность или вину (как более сильное чувство) за то, что не смог осуществить что-то большее в жизни.
Вторая — результат отсутствия единства субъекта и близких ему людей. «В силу неизбежного индивидуализма человек “обречен” рассматривать окружающих сквозь призму собственной личности, поэтому его познание не полностью соответствует действительности, оно всегда субъективно. Человек никогда в полной мере не понимает своих близких, их потребности. Таким образом, возникает основа обособленности или одиночества, характеризующая каждую человеческую жизнь»3.
Третья форма экзистенциальной вины возникает из отделения человека от природы или, в христианском контексте, из-за утраты связи с Богом. В основе этой вины лежит неспособность человека понять божественный замысел, потому что человеку дано видеть его лишь частично.
Интересно, что вышеупомянутые психологи признают, что экзистенциальной вины невозможно избежать. Каждый человек ощущает разницу между ожидаемым и реальным. Поскольку преодолеть этот разрыв невозможно, самое большое, что предлагает психологический подход, — это осознание реальности экзистенциальной вины и переживание боли утраты возможностей, единения с ближними и творением. Несмотря на то что такой результат с христианской позиции кажется незавершенным, принятие вины приносит человеку облегчение, вызывает желание сделать осознанный выбор и, таким образом, освобождает от бремени прошлого.
Христианское богословие объясняет разделение человека с его подлинным «я», с близкими и творением греховностью, разрывом первостепенных отношений человека с Богом. Из отношений любви Бога и человека проистекает возможность сущностного обновления отношений с собой и ближними. Евангелие от Иоанна описывает призыв Иисуса «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). Восстановление отношений с Богом — источник обновления всей жизни человека.
Виктор Франкл, авторитетный экзистенциальный психолог, считает, что вина является функцией совести, позволяющей в любой ситуации уловить истинный смысл. Именно совесть позволяет задавать вопросы о смысле, значении происходящего, не уходя в оправдание. В представлениях Франкла совесть является иррациональной, интуитивной творческой способностью, берущей начало глубоко в духовной сущности человека, а не в разуме и эмоциях⁴. Обретение смысла жизни человеком в целом и в каждом ее периоде — важнейшая составляющая свободного существования. Совесть ведет человека к высшим ценностям, позволяя преодолевать трудности. Личное свидетельство преодоления мучений в концентрационном фашистском лагере делает рассуждения Франкла ярким свидетельством силы духа в самом лучшем его понимании.
Работы Ялома, Бубера и Франкла об экзистенциальной вине, с одной стороны, описывают ее как боль, с другой — подчеркивают, что именно моменты столкновения с реальностью греховности, приводящей к страданию и смерти, являются мощным средством преобразования жизни. Преодоление страха смерти и переживание хрупкости и краткости существования дают импульс к более осознанной, осмысленной и ответственной жизни.
Гибель ребенка, описанная в начале статьи, — это одно из наибольших потрясений, приводящих к осознанию тонкости грани между жизнью и смертью и к размышлениям о смысле жизни. Никто из прихожан не ожидал, что малыша, игравшего у всех на виду на прошлом богослужении, в следующий раз они увидят на его погребении. Боль утраты обнажает бессилие перед случившимся и призывает в этой жизни любить тех, кто оказался ближним для нас. Перед Богом сочтены все дни нашей жизни. Господи, «научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс 89:12).
1Бубер М. Вина и чувство вины. Электронный ресурс: http://psyjournals.ru/files/23541/mpj_1999_n1_Buber.pdf (дата обращения 7 ноября 2019 года).
2Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс. — 1999. — 576 с.
3Мей Р. Открытие бытия. Электронный ресурс: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/psihologiya/258164/fulltext.htm (дата обращения 7 ноября 2019 года).
4Франкл В. Человек в поисках смысла. Электронный ресурс: http://baguzin.ru/wp/viktor-frankl-chelovek-v-poiskah-smysl/ (дата обращения 7 ноября 2019 года).
ФОТО: Gettyimages.ru