Слово

Отступничество сегодня

Билли Грэм
Журнал/Архив/Номер 74/Отступничество сегодня
Отступничество сегодня

Недавно я изучал слово, которое многие христиане употребляют порой бездумно. Это слово «отступление». По-гречески оно звучит как apostasia.

Большинство людей думают, что отступник — это человек, который отвергает богословие своей веры. Но библейское учение об отступничестве гораздо глубже. Это слово употребил Павел в отношении церкви в Фессалониках, и оно означало, что отступление поразило все стороны жизни людей. Слово «отступление» сильное и выразительное, подразумевающее нарушение людской морали, этики и духовности.

Павел пишет: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели…» (2 Фес 2:3). Контекст этого отрывка указывает на то, что отступление совершается не только в отношении умственной веры, но также в отношении нравственности и любви — того, что было присуще христианам во все времена.

Павел снова пишет об отступлении в 1 Тим 4:1–2: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей». Во втором своем Послании к Тимофею Павел предупреждает: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3–4). Заметьте, что Павел говорит о том, что люди отвратят слух от истины, потому что возлюбят свои пороки и грехи.

Павел перечисляет виды греха, в который впадут отступники: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся… всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины» (2 Тим 3:1–5, 7).

Такова картина: тысячи христиан сегодня — люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Таков сатана, пославший против церкви все дьявольские силы, находящиеся в его подчинении. И главная цель сатаны в церкви — добиться отступления людей, упадка их нравственных и духовных сил.

По мере изучения употребления этого слова в Писании я убедился, что существует три вида отступления, которые сатана чинит против церкви.

Первый вид — нравственное отступничество. В Библии сказано, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5:19). Как христиане мы живем на вражеской территории, и цель сатаны — создать такую атмосферу безнравственности, в которой даже люди, исповедующие Христа, могли бы отступить. Я убежден, что за нравственность идет великая битва. Сатана, действующий через одержимость общества сексом, приводит к падению и священнослужителей. Многие из тех, кто когда-то шел за Христом, познал прощение грехов и повлиял на сердца тысяч людей, сегодня поддались древней хитрости сатаны и его коварству.

В нашу организацию каждую неделю приходят письма, в которых мы читаем о нравственных поражениях христиан, которые уступили проискам сатаны и стали нравственными отступниками. Апостол Петр говорил о таковых: «Ибо если, избегнув скверн мира… опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет 2:20).

Многие из тех, кто пал жертвой нравственного отступничества, сохранили свои богословские убеждения. Они отступили не в богословии, а в жизни. Подобно религиозным учителям в дни Исаии они приближаются к Богу устами своими и языком своим чтят Его, сердце же их далеко отстоит от Него (см.: Ис 29:13). Их слова, учение и богословие правильны, но их сердца далеки от Бога!

Нет большего противоречия, чем праведное богословие и неправедная жизнь. Я знаком с профессором христианского университета, который ведет двойную жизнь, но, будучи хорошим преподавателем и провозглашая то, что верует во всю Библию — от корки до корки, он все еще держится на своем месте, хотя, с точки зрения Писания, давно отступил от веры.

Неудивительно, что Иисус спросил однажды: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8). В Библии сказано: «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19), но это не значит, что бесы обрели спасение. Нашего умственного признания недостаточно, оно должно быть подтверждено жизнью, в которой мы сораспяты Христу (см.: Гал 2:20).

Второй вид отступничества — в богословии. В Писании сказано: «…отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским…» (1 Тим 4:1). Писание неоднократно упоминает, что богословское отступление — это признак последнего времени и близкого пришествия Христа.

Отступничество сегодня

Один английский епископ дерзко провозгласил, что он более не верует в исторического Христа, а американский религиозный деятель пошел еще дальше, заявив, что более не верует в личностного Бога. К несчастью, такая шаткая теологическая сумятица поразила многие семинарии и кафедры. Многие наши семинарии охвачены стремлением к эрудиции, и люди приносят простое библейское учение на алтарь так называемой учености. Многие выпускники семинарий сегодня не познали Благую Весть, они растеряны и сбиты с толку. Я беседовал с одним старшекурсником семинарии, и он сказал мне: «У меня украли веру, и мне нужна помощь психиатра».

Библия предупреждает, что грядут времена, когда церкви не устоят в учении. Семь церквей, упомянутых во второй и третьей главах Книги Откровение, олицетворяют церкви всех времен. Лаодикийская церковь — последняя из семи. Послушайте, что Иисус Христос говорит этой церкви: «…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:15–16).

Эту третью главу надо бы прочитать и обдумать каждому семинаристу и проповеднику. В ней сказано, какой становится в глазах Христа идущая на компромиссы церковь. В этой главе сказано, что Ему она видится колеблющейся, стоящей на шатком основании, сомневающейся, самодовольной, гордой, слепой и бедной. И даже те, кто исповедует изобилие и придерживается широких взглядов, наги и постыжены в Его глазах.

Слава Богу, есть еще верующие и пасторы, не преклонившие колен пред Ваалом (см.: 3 Цар 19:18). Бог сохранил Себе семь тысяч, которые остались Ему верными во времена отступления от вероучения.

И третий вид — практическое отступничество. Этот вид отступничества можно видеть в жизни большинства религиозных людей. Это фарисеи, которых Иисус зачастую колко осуждает.

Он все время повторяет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф 23:15). И добавляет: «…очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф 23:25). И еще: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф 23:27–28).
Правоверные фарисеи хранили чистоту богословия, но все это было внешней оболочкой и глумлением. Они стали жесткими, холодными, злобными и мстительными.

И сегодня некоторые стали жертвами духа сурового, критического и придирчивого. Они более не проповедуют простую Благую Весть в силе Святого Духа. Их время уходит на то, чтобы найти всевозможные мерзости в других христианах. Они забыли, что христианина отличает любовь и что любовь покрывает множество грехов (см.: 1 Пет 4:8).

Невелик и их духовный плод, описанный апостолом Павлом: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22–23).

Они утратили истинный смысл того, о чем сказано в 1 Кор 13: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор 13:1–3).

Затем Павел говорит о том, что такое любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор 13:4–6).

И дьявол ликует, когда по его воле христиане воюют друг с другом, спорят и ссорятся между собой.

Когда мы видим все это в церкви, наши сердца печалятся и слабеют. Мы знаем, что враг действует, сея семя отвержения, разделения и уничтожения народа Божьего, и различными способами вынуждает его отступить от Евангелия. Одни сохраняют умственную веру, но впадают в безнравственность или фарисейство. Другие отрицают веру, а это в итоге приводит к отчаянию и депрессии.

Да поможет нам Бог обратиться к Нему. Пусть великое возрождение сплавит наши сердца воедино, зажжет нашу совесть и приведет к алтарю со слезами покаяния.

Возрождение среди христиан может остановить поток безнравственности и повернуть весь ход истории.

 

ФОТО: из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских хрис­тиан-баптистов, Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone