Обложка

«Конечный вывод мудрости земной»

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 73/«Конечный вывод мудрости земной»

 

 

...Зачем я жил? Для какой цели я родился?..
А, верно, она существовала,
и, верно, было мне назначение высокое, 
потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...


М. Ю. Лермонтов. 
Герой нашего времени*


«Конечный вывод мудрости земной»

Зачем мы живем? Есть ли у жизни цель и смысл? Эти вопросы, кажется, разрешимы только после того, как жизнь закончена. Прожитую жизнь уже можно оценить и увидеть, что и как сложилось в ней, как выстроилась она... Чем измеряется ценность жизни, каковы критерии успешности земного пути? Если смотреть в плоскости краткой жизни, то человек удачливый встречает хорошую жену, на службе его ценят, дом у него — полная чаша, дети ладные да послушные... А вот конечные, далеко идущие выводы можно делать, с одной стороны, исходя из масштабов личности со всеми ее деяниями в контексте эпохи, в которой она живет, с другой — оценивая влияние этой личности на последующие времена.

Земную жизнь Иисуса из Назарета от рождения в пещере среди скота в бедной семье до позорной смерти на кресте за городом вряд ли можно назвать успешной. У Него были ученики, но почти все они оставили Его у креста, а после смерти рассеялись. И учение Его, сколько бы ни было в нем нового, свежего и необычного для людей того времени, тоже было бы забыто, если бы не одно «но»: Его смерть была не точкой, а «трехдневным многоточием». Само выражение «три дня» до некоторой степени условно. Его похоронили на закате в пятницу, а в воскресенье рано утром Он воскрес. Воскресение из мертвых меняет все.

Весть о воскресшем Иисусе, которого при жизни ученики назвали Христом (а это греческое слово — точный перевод еврейского титула «машиах», «мессия», что значит «помазанник»), обещанным еврейскому народу Спасителем, становится центром проповеди Его последователей. Самое первое провозвестие (греч. «керигма») принадлежит апостолу Павлу: «я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось, и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати, а однажды — более чем пятистам братьям сразу» (1 Кор 15:3–6. Пер. под ред. М. П. Кулакова). Три слова: «умер», «воскрес», а затем «явился» (Своим ученикам) — предопределили как ошеломляющий успех учения Иисуса, так и влияние Самой Его Личности.

Две религии прошлого — иудаизм и греко-римское язычество — еще какое-то время соперничали с новой верой, но в течение первых четырех веков уступили ей пальму первенства. Не однажды говорили о кризисе христианской веры и гибели христианства, но всякий раз эти слухи оказывались «сильно преувеличенными». Миссия Христа и Его последователей успешно выполняется и сегодня, оказывая свое ни с чем не сравнимое освящающее влияние.

*Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Собр. соч. в 2 тт. — М.: Изд-во «Правда», 1990. — Т. 2. — С. 564.

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone