Искусство

«Иов и его друзья». История одной картины

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 73/«Иов и его друзья». История одной картины
«Иов и его друзья». История одной картиныИлья Репин. Автопортрет. 1887

Илья Ефимович Репин (1844–1930) — знаменитый русский художник, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и др. Обычно о Репине, как и о большинстве передвижников, судят по этим картинам, считая, что для него социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Но при внимательном изучении творчества художника можно убедиться, что это не так.

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Отец его занимался поставкой лошадей и держал постоялый двор. Мать воспитывала детей и даже организовала небольшую школу, где могли учиться крестьянские дети. Она была очень верующей женщиной и передала эту веру своим детям.

Уже в детстве Илья начал рисовать и даже подрабатывал этим в подростковом возрасте. В 11 лет его отдали в школу топографов. Но через два года школа закрылась, и мальчика устроили подмастерьем в иконописную мастерскую. Однако он мечтал быть не богомазом, а настоящим художником. И в 1863 году Илья Репин отправился в Петербург.

Вступительные экзамены в Академию художеств он провалил. Но домой не вернулся, а поступил слушателем подготовительных классов при академии, и через год был в нее принят. За годы учебы он вошел в круг петербургских художников, подружился с Иваном Крамским, Василием Поленовым и многими другими.

На одном из курсов Репин должен был написать картину на тему Книги Иова. В академии было принято давать для картины библейский сюжет. И многие к этому относились формально. Но Репин стал внимательно читать Книгу Иова, буквально вгрызаться в нее и долго мучился от того, что у него ничего не получается. Даже хотел просить изменить тему. Как-то он пожаловался Крамскому, что не может написать картину на такой сложный сюжет. Репин считал Крамского главным своим другом и учителем, они познакомились, когда Иван Николаевич писал «Христа в пустыне». И Репин видел, как Крамской глубоко и неординарно может прочувствовать биб­лейский сюжет. Крамской дал ему совет, что дело не в том, чтобы написать ту или другую сцену из истории или из действительной жизни, но главное, чтобы картина была освещена философским мировоззрением автора, его верой. И Репин стал читать Библию, пытаясь найти в ней ответ на свои вопросы, на проблемы своего времени. Благодаря Крамскому Репин открыл для себя Книгу Иова. Он понял, почему ее читают в церкви на Страстной неделе, почему страдания Иова связаны со страданиями Христа. Он даже задумал написать распятие и буквально заболел этой темой. Но так и не написал, картина осталась в эскизах. Однако благодаря своим размышлениям о связи Книги Иова и Евангелия, он закончил картину «Иов и его друзья». Она явно удалась. Репин получил за нее малую золотую медаль.

«Иов и его друзья». История одной картиныИлья Репин. Иов и его друзья. 1869

Полотно было выставлено в 1869 году на академической выставке и восторженно встречено зрителями. Знаменитый художественный критик того времени Владимир Стасов посвятил ей несколько замечательных рецензий. Это был первый и уже большой успех молодого художника, которому было всего 25 лет.

По сути, картина «Иов и его друзья» была всего лишь ученической работой, но в ней уже ощущается мастер, способный соединить реалистическое искусство с глубокой психологической и духовной основой. Требования академии, предъявляемые к работам учеников, в те времена были достаточно высоки: учащиеся должны были показать свое владение живописной техникой, умение достоверно изобразить человеческую фигуру, правильно передать исторические события и различные детали антуража. Репин же пошел дальше этих требований, он изобразил библейскую сцену, показав при этом внутренний мир героев и невидимый духовный пласт истории.

В картине пять персонажей: главный герой, многострадальный Иов, его жена и трое друзей. Художник выбирает тот момент, когда к изнемогшему от страданий Иову приходят друзья, чтобы его утешить или наставить, призвать к покаянию.

В левой стороне полотна мы видим главного героя — Иов сидит на земле: уставший, ослабевший от навалившихся на него несчастий, он смотрит перед собой невидящим взором. Сзади него — собака, кажется, только она одна сочувствует страдальцу. Рядом с Иовом — его жена, убитая горем, готовая уже на все, вплоть до богохульства, лишь бы прекратить поток несчастий.

Библейский текст так передает чувства Иова: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! Ночь та, — да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та — да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье! Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы за то, что не затворила дверей чрева матери моей и не сокрыла горести от очей моих! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?» (Иов 3:2–11).

В правой части картины — трое друзей Иова. Они выписаны очень красочно: все они разной национальности, в ярких экзотических одеждах. Они холеные, здоровые и крепкие, по крайней мере двое из них поставлены на переднем плане, видно, что они рассуждают о горе друга с позиций неведения, отстраненно. Но достоинство картины не только в том, как ярко выписаны персонажи, но и в том, как показан в ней свет, — это необычный свет, в нем угадывается благое и все пронизывающее присутствие Бога. Через этот необычный свет Бог становится шестым героем, тем, кто покрывает все и приводит бесплодный разговор друзей с Иовом к неожиданному разрешению, к развязке этой драмы. Если хотите, это свет надежды в том безнадежном положении, в котором оказался Иов.

И критики, и зрители отмечали необычное колористическое решение картины. Так свет в те времена никто не изображал. В картинах XIX века преобладала светотеневая трактовка, реалистическая живопись стремилась показать свет природный, физическое освещение. Даже у Иванова в «Явлении Христа народу» свет не форсируется, а льется ровным потоком. Только Николай Ге экспериментировал со светом, вернее, с игрой тени и света, чтобы показать драматизм ситуации в евангельских сценах. У Репина же свет наделяется явно мистическим смыслом, он не просто освещает предметы и людей, он их преображает. Именно этот свет и противостоит тьме, навалившейся на Иова, именно этот свет дает ответ на его вопросы, на его вопль, на его боль. «Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье», — восклицает Иов (Иов 3:26). А в картине мы видим свет, льющийся неизвестно откуда — то ли с гор на заднем плане, то ли с небес, и этот свет делает всю атмосферу картины не нагнетающе напряженной, а мирной, словно, высказав свои слова отчаяния или гнева, люди ждут ответа свыше. И этот ответ приходит.

Творчество Ильи Репина сегодня достаточно хорошо изучено, в нем есть и светские картины (они преобладают), и религиозные (и их немало). Но полотно «Иов и его друзья» стоит особняком, потому что оно написано молодым художником, который открыл для себя глубину одной из самых таинственных книг Писания. Потом, став уже маститым живописцем, которого называли первым художником пореформенной России, Репин не будет писать так, хотя во многом достигнет необыкновенных художественных высот и виртуозного владения живописной техникой. Но в этой еще вполне ученической картине Репин раскрылся как художник, умеющий показать незримое, за физическим видеть духовное, в человеческом мире ощутить божественное присутствие.

 

ФОТО: Wikiart.org

Работает на Cornerstone