Тема

Зачем нам нужна Церковь, и как быть в ней?

Владимир Стрелов
Журнал/Архив/Номер 73/Зачем нам нужна Церковь, и как быть в ней?

Какое отношение к Богу имеют кофе и пончики?
Кто сказал, что в церкви нужен европейский завтрак?
Я сомневаюсь, что Богу есть дело до мероприятий нашей церкви. 
Если Бог сделал благотворительные ярмарки основным занятием церкви, я бы сказал, 
что мы все в большой беде!

Саймон Бирч, 
герой фильма по роману Дж. Ирвинга 
«Молитва об Оуэне Мини»


Зачем нам нужна Церковь, и как быть в ней?

Монолог, который произносит главный герой фильма Саймон Бирч, как нельзя лучше отражает то смятение, которое сегодня царит в головах многих людей и даже охватило общины и церкви. Что такое церковь? Для чего она существует?

Для одних церковь — это богослужение в храме. Зайти, побыть на службе, помолиться, причаститься — значит побывать в церкви. В таком случае задача церкви — обеспечить условия для удовлетворения индивидуальных духовных потребностей человека.

Для других церковь — это епископы, священнослужители, выступающие на кафедре, в новостях. Разделять их мнение по этическим и культурным вопросам, обсуждать и транслировать услышанное учение — значит быть церковным человеком. При таком взгляде задача церкви — твердо хранить нравственные ценности и участвовать в общественной дискуссии по всем вопросам современности.

Для третьих церковь — сообщество, которое должно ответить на гуманитарные проблемы современности: бороться за равноправие и соблюдение прав личности, экологию, справедливость в экономике и политике, формировать трудовую этику и организовывать социальную помощь нуждающимся. При таком подходе церковь становится чем-то средним между волонтерской организацией и штабом политической партии.

В рядах самих священнослужителей также нарастает недоумение.

Должен ли современный пастырь стать аналогом психотерапевта, помогать людям решать их проблемы в отношениях? Или пастырь должен быть хорошим менеджером, организатором такой общины, где будет и служение, и досуг, и возможность проявить себя? А может, пастырь XXI века — это специалист по рекламе, который будет привлекать в общину своим нестандартным подходом, стилем прославления? В конечном итоге это все тот же вопрос о церкви: только поняв, для чего существует Церковь, можно понять, чем же заниматься ее служителям.

Есть немало трудов, написанных о том, что же такое Церковь. Ключевой книгой для понимания этого вопроса являются Деяния, написанные евангелистом Лукой. Известно, что Лука написал сразу две книги, Евангелие и Деяния. Первый том посвящен самой жизни Христа, Его служению, проповеди, страстям и воскресению, а второй — Церкви: как появляется Церковь, как она растет под водительством Божиим, к чему призвана. Если в Евангелиях мы встречаем всего два упоминания о Церкви (и ни одного у самого Луки!), то в Деяниях — двадцать четыре. И тем не менее эти два тома неразрывно связаны. Тщательно выстраивая параллели, Лука показывает, что ученики Христа теперь говорят и делают то, что говорил и делал Сам Господь; они, Церковь, — продолжение Христова присутствия в этом мире.

Само греческое слово «экклесиа» (церковь) происходит от глагола «эккалео» (призывать). Церковь — это призванные Богом люди. Призванные к чему? Лука любит говорить о первых христианах как об учениках и братьях, а один из главных героев его повествования, Павел, в своих посланиях пишет о членах Церкви как о святых и возлюбленных.

Быть учениками — это призвание к тому, чтобы постоянно учиться, учиться слушать голос Божий и слушаться Его, учиться поступать в этом мире так, как поступал Сам Господь. Деяния предоставляют немало примеров такого ученичества. Апостолы сразу после Воскресения слушают Своего Учителя и Господа, который говорит им о Царстве Божием. Новообращенные слушают проповеди и постоянно пребывают в учении апостолов. Они хотят узнать, каков Иисус, которому они хотят подражать: как Он проводил время, как молился, как толковал Писание, как исцелял, как общался. Апостолы учатся смело проповедовать и страдать за Имя Христово (см.: Деян 4–7). Диакон Филипп учится послушанию в том, чтобы совершать нелогичные поступки, которые тем не менее приносят прекрасный плод для Бога (гл. 8). Павел, получив откровение, должен отвергнуть прежние предрассудки относительно язычников и идти благовествовать им спасение (гл. 9). Быть Церковью в таком случае — это в первую очередь не учить, а учиться, не говорить, а слушать. Умение слушать у многих потеряно или даже не развито. Современный человек старается больше делать (по своему разумению), а вовсе не слушать. Но в центре внимания Церкви — Бог; община прежде всего «слушает Господа», отчеканит один из великих богословов ХХ века Карл Барт.

Быть братьями — это призвание к тому, чтобы жить и идти к Богу и за Ним не в одиночку, а вместе; призвание к тому, чтобы любить друг друга, вместе выполняя то, к чему призван. Часто единство в Церкви в Деяниях выводят из того, что на апостолов сходит Дух в день Пятидесятницы. И действительно, Дух Святой — Тот, Кто дает возможность людям разных культур понимать друг друга и вместе славить Бога — поверх языковых границ. Однако стоит заметить, что уже в первой главе Деяний апостолы описаны как пребывающие и молящиеся «единодушно вместе». Вот это единодушие, которое проявляется в том числе в объединении имущества, в заботе друг о друге, драгоценно. Любовь проявляется в том, что христиане из язычников собирают пожертвования на бедную церковь в Иерусалиме. Любовь иудеохристиан и языкохристиан друг к другу проявляется в том, чтобы в человеке, у которого несколько иное богословие, непохожее благочестие, формы поклонения, увидеть тем не менее брата. Быть братом — это любить. Любить тех, кого нам дал Бог в братья и сестры, не закрываться, а возрастать в близости непросто, как показал в своих текстах человек великого сердца Жан Ванье. И все же именно к этому призвана Церковь.

Зачем нам нужна Церковь, и как быть в ней?

Быть святыми. Когда мы слышим слово «святость», язык нас обманывает. Мы представляем себе людей с невероятной силой воли, победивших страсти, достигших отрешенности от соблазнов этого мира. Но быть святым в новозаветном смысле слова — это не результат, а процесс, и действует в нем не столько человек, сколько Сам Бог. Быть святым — значит предать свою жизнь Господу, подчиниться Ему, дать место Духу Святому. Не столько самому бороться с внутренней нечистотой, сколько открыть свою душу Богу. Вообще не смотреть на себя, передать Ему все бремена и скорби, прося об очищении и наполнении жизни Его светом, Его присутствием. Главный труд здесь — это перестать смотреть на себя, на свои слабости и грехи; смотреть только вверх, повернуться к Богу. О таком движении говорят все христианские учители внутренней жизни. В Деяниях исполнение Духом Святым проявляет себя особенно в хвале и свидетельстве о дивных делах Божиих. Когда человек очами веры видит Господа, когда он чувствует Духа Святого в своем сердце, невозможно не благодарить, не славить и не свидетельствовать.

Быть возлюбленными. Генри Нувен, один из самых популярных духовных писателей нашего времени, написал специальную книгу под названием «Жизнь возлюбленного», чтобы донести до каждого простую мысль: каждый из нас, призванный Богом, одновременно — возлюбленный Им. Если мы в этой жизни призваны стать подобными Сыну Божию, то и к нам обращен голос Отца: «Ты — сын мой возлюбленный; в тебе Мое благоволение». Поверить в то, что мы возлюблены Богом, — это вопрос доверия и опыта. Доверия Евангелию, ведь оно постоянно говорит о Божьей любви, явленной нам на Голгофе. Доверия к голосу Духа, который побуждает нас обращаться к Богу с детской доверчивостью: «Авва, Отче!» Опыта того, что Господь не отказывается даже от тех, кто Ему противится, как Павел, но прощает, делает их Своими союзниками и доверяет им стать участниками Его замысла.

Многие богословы и миссионеры совершенно справедливо говорят о том, что Церковь существует для того, чтобы быть лучом света в этом темном мире, чтобы свидетельствовать о Христе и являть миру Его любовь. Даже более того. Барт провозглашает, что Церковь, как и Христос, существует не сама для себя, но для мира, ради людей. Забота о мире, говорит он, — священный долг Церкви. Церковь не может жить в самоуспокоенности, она призвана к заботе и свидетельству. Собственно, и сама Книга Деяний построена как история миссии, свидетельства о Господе — сначала собратьям-иудеям, потом самарянам и наконец язычникам, даже до края земли. А Послание к Ефессянам идет еще дальше, говоря о Церкви в перспективе как о полноте, которая должна включить в себя все — и земное, и небесное.

Безусловно, это захватывающая перспектива и грандиозные задачи. Но начинать нужно с малого. Не случайно в первом веке ученики Христовы называли себя последователями Пути, а путь — это постепенное движение. Давайте попробуем быть учениками, быть братьями, быть святыми, быть возлюбленными. Тогда у тех, кто критикует Церковь, будет меньше поводов для критики и больше оснований для благодарности. Тогда нам удастся отделить главное от второстепенного и заниматься именно тем, к чему призваны мы как члены Церкви, и не только в целом, но и лично, персонально призваны. А без этого все, о чем будет пытаться свидетельствовать человек, чем он будет заниматься как церковным делом, будет чем угодно, но не настоящим христианством, и образ Церкви как полноты останется просто мечтанием. Да и чем мы сможем делиться, если у нас не будет собственного опыта ученичества, братства, святости и любви?

 

ФОТО: Gettyimages.ru

 

Работает на Cornerstone