Какое отношение к Богу имеют кофе и пончики?
Кто сказал, что в церкви нужен европейский завтрак?
Я сомневаюсь, что Богу есть дело до мероприятий нашей церкви.
Если Бог сделал благотворительные ярмарки основным занятием церкви, я бы сказал,
что мы все в большой беде!
Саймон Бирч,
герой фильма по роману Дж. Ирвинга
«Молитва об Оуэне Мини»
Монолог, который произносит главный герой фильма Саймон Бирч, как нельзя лучше отражает то смятение, которое сегодня царит в головах многих людей и даже охватило общины и церкви. Что такое церковь? Для чего она существует?
Для одних церковь — это богослужение в храме. Зайти, побыть на службе, помолиться, причаститься — значит побывать в церкви. В таком случае задача церкви — обеспечить условия для удовлетворения индивидуальных духовных потребностей человека.
Для других церковь — это епископы, священнослужители, выступающие на кафедре, в новостях. Разделять их мнение по этическим и культурным вопросам, обсуждать и транслировать услышанное учение — значит быть церковным человеком. При таком взгляде задача церкви — твердо хранить нравственные ценности и участвовать в общественной дискуссии по всем вопросам современности.
Для третьих церковь — сообщество, которое должно ответить на гуманитарные проблемы современности: бороться за равноправие и соблюдение прав личности, экологию, справедливость в экономике и политике, формировать трудовую этику и организовывать социальную помощь нуждающимся. При таком подходе церковь становится чем-то средним между волонтерской организацией и штабом политической партии.
В рядах самих священнослужителей также нарастает недоумение.
Должен ли современный пастырь стать аналогом психотерапевта, помогать людям решать их проблемы в отношениях? Или пастырь должен быть хорошим менеджером, организатором такой общины, где будет и служение, и досуг, и возможность проявить себя? А может, пастырь XXI века — это специалист по рекламе, который будет привлекать в общину своим нестандартным подходом, стилем прославления? В конечном итоге это все тот же вопрос о церкви: только поняв, для чего существует Церковь, можно понять, чем же заниматься ее служителям.
Есть немало трудов, написанных о том, что же такое Церковь. Ключевой книгой для понимания этого вопроса являются Деяния, написанные евангелистом Лукой. Известно, что Лука написал сразу две книги, Евангелие и Деяния. Первый том посвящен самой жизни Христа, Его служению, проповеди, страстям и воскресению, а второй — Церкви: как появляется Церковь, как она растет под водительством Божиим, к чему призвана. Если в Евангелиях мы встречаем всего два упоминания о Церкви (и ни одного у самого Луки!), то в Деяниях — двадцать четыре. И тем не менее эти два тома неразрывно связаны. Тщательно выстраивая параллели, Лука показывает, что ученики Христа теперь говорят и делают то, что говорил и делал Сам Господь; они, Церковь, — продолжение Христова присутствия в этом мире.
Само греческое слово «экклесиа» (церковь) происходит от глагола «эккалео» (призывать). Церковь — это призванные Богом люди. Призванные к чему? Лука любит говорить о первых христианах как об учениках и братьях, а один из главных героев его повествования, Павел, в своих посланиях пишет о членах Церкви как о святых и возлюбленных.
Быть учениками — это призвание к тому, чтобы постоянно учиться, учиться слушать голос Божий и слушаться Его, учиться поступать в этом мире так, как поступал Сам Господь. Деяния предоставляют немало примеров такого ученичества. Апостолы сразу после Воскресения слушают Своего Учителя и Господа, который говорит им о Царстве Божием. Новообращенные слушают проповеди и постоянно пребывают в учении апостолов. Они хотят узнать, каков Иисус, которому они хотят подражать: как Он проводил время, как молился, как толковал Писание, как исцелял, как общался. Апостолы учатся смело проповедовать и страдать за Имя Христово (см.: Деян 4–7). Диакон Филипп учится послушанию в том, чтобы совершать нелогичные поступки, которые тем не менее приносят прекрасный плод для Бога (гл. 8). Павел, получив откровение, должен отвергнуть прежние предрассудки относительно язычников и идти благовествовать им спасение (гл. 9). Быть Церковью в таком случае — это в первую очередь не учить, а учиться, не говорить, а слушать. Умение слушать у многих потеряно или даже не развито. Современный человек старается больше делать (по своему разумению), а вовсе не слушать. Но в центре внимания Церкви — Бог; община прежде всего «слушает Господа», отчеканит один из великих богословов ХХ века Карл Барт.
Быть братьями — это призвание к тому, чтобы жить и идти к Богу и за Ним не в одиночку, а вместе; призвание к тому, чтобы любить друг друга, вместе выполняя то, к чему призван. Часто единство в Церкви в Деяниях выводят из того, что на апостолов сходит Дух в день Пятидесятницы. И действительно, Дух Святой — Тот, Кто дает возможность людям разных культур понимать друг друга и вместе славить Бога — поверх языковых границ. Однако стоит заметить, что уже в первой главе Деяний апостолы описаны как пребывающие и молящиеся «единодушно вместе». Вот это единодушие, которое проявляется в том числе в объединении имущества, в заботе друг о друге, драгоценно. Любовь проявляется в том, что христиане из язычников собирают пожертвования на бедную церковь в Иерусалиме. Любовь иудеохристиан и языкохристиан друг к другу проявляется в том, чтобы в человеке, у которого несколько иное богословие, непохожее благочестие, формы поклонения, увидеть тем не менее брата. Быть братом — это любить. Любить тех, кого нам дал Бог в братья и сестры, не закрываться, а возрастать в близости непросто, как показал в своих текстах человек великого сердца Жан Ванье. И все же именно к этому призвана Церковь.
Быть святыми. Когда мы слышим слово «святость», язык нас обманывает. Мы представляем себе людей с невероятной силой воли, победивших страсти, достигших отрешенности от соблазнов этого мира. Но быть святым в новозаветном смысле слова — это не результат, а процесс, и действует в нем не столько человек, сколько Сам Бог. Быть святым — значит предать свою жизнь Господу, подчиниться Ему, дать место Духу Святому. Не столько самому бороться с внутренней нечистотой, сколько открыть свою душу Богу. Вообще не смотреть на себя, передать Ему все бремена и скорби, прося об очищении и наполнении жизни Его светом, Его присутствием. Главный труд здесь — это перестать смотреть на себя, на свои слабости и грехи; смотреть только вверх, повернуться к Богу. О таком движении говорят все христианские учители внутренней жизни. В Деяниях исполнение Духом Святым проявляет себя особенно в хвале и свидетельстве о дивных делах Божиих. Когда человек очами веры видит Господа, когда он чувствует Духа Святого в своем сердце, невозможно не благодарить, не славить и не свидетельствовать.
Быть возлюбленными. Генри Нувен, один из самых популярных духовных писателей нашего времени, написал специальную книгу под названием «Жизнь возлюбленного», чтобы донести до каждого простую мысль: каждый из нас, призванный Богом, одновременно — возлюбленный Им. Если мы в этой жизни призваны стать подобными Сыну Божию, то и к нам обращен голос Отца: «Ты — сын мой возлюбленный; в тебе Мое благоволение». Поверить в то, что мы возлюблены Богом, — это вопрос доверия и опыта. Доверия Евангелию, ведь оно постоянно говорит о Божьей любви, явленной нам на Голгофе. Доверия к голосу Духа, который побуждает нас обращаться к Богу с детской доверчивостью: «Авва, Отче!» Опыта того, что Господь не отказывается даже от тех, кто Ему противится, как Павел, но прощает, делает их Своими союзниками и доверяет им стать участниками Его замысла.
Многие богословы и миссионеры совершенно справедливо говорят о том, что Церковь существует для того, чтобы быть лучом света в этом темном мире, чтобы свидетельствовать о Христе и являть миру Его любовь. Даже более того. Барт провозглашает, что Церковь, как и Христос, существует не сама для себя, но для мира, ради людей. Забота о мире, говорит он, — священный долг Церкви. Церковь не может жить в самоуспокоенности, она призвана к заботе и свидетельству. Собственно, и сама Книга Деяний построена как история миссии, свидетельства о Господе — сначала собратьям-иудеям, потом самарянам и наконец язычникам, даже до края земли. А Послание к Ефессянам идет еще дальше, говоря о Церкви в перспективе как о полноте, которая должна включить в себя все — и земное, и небесное.
Безусловно, это захватывающая перспектива и грандиозные задачи. Но начинать нужно с малого. Не случайно в первом веке ученики Христовы называли себя последователями Пути, а путь — это постепенное движение. Давайте попробуем быть учениками, быть братьями, быть святыми, быть возлюбленными. Тогда у тех, кто критикует Церковь, будет меньше поводов для критики и больше оснований для благодарности. Тогда нам удастся отделить главное от второстепенного и заниматься именно тем, к чему призваны мы как члены Церкви, и не только в целом, но и лично, персонально призваны. А без этого все, о чем будет пытаться свидетельствовать человек, чем он будет заниматься как церковным делом, будет чем угодно, но не настоящим христианством, и образ Церкви как полноты останется просто мечтанием. Да и чем мы сможем делиться, если у нас не будет собственного опыта ученичества, братства, святости и любви?
ФОТО: Gettyimages.ru