Тема

Миссия Церкви снаружи и изнутри

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 73/Миссия Церкви снаружи и изнутри
Миссия Церкви снаружи и изнутри

Впервые с человеком, регулярно ходящим в церковь, я столкнулась в студенческие годы. Это был студент-американец, приехавший в московский вуз изучать русский язык. Группу иностранных студентов на две недели распределили по русским семьям — для полного погружения. Джозеф поселился у нас, мы помогали ему делать уроки по русскому языку, разбирали стихи, он привыкал к советской повседневности. Для меня многое в его поведении было странным, начиная с того, зачем он учит русский, и до привычки ежедневно стирать джинсы. В воскресенье Джозеф рано поднимался и ехал в церковь. Я спрашивала, зачем он это делает, но он толком ничего не объяснял про веру: просто хожу, мол, и все. Однако этот факт остался в моей памяти. Тогда я не верила в Бога и вопрос задавала исключительно с прагматических позиций. Зачем нужна церковь? Что получаешь, когда каждое воскресное утро куда-то далеко едешь на служение? Я представляю, что и сегодня многие люди продолжают смотреть на верующих с изумлением и задают им те же вопросы.

В мире прагматизма и функциональности обычному человеку церковь кажется ненужной и бесполезной. Все оценивается из соображений эффективности, пользы и доходности. При таком подходе религия и духовность либо полностью обесцениваются, либо превращаются в доходный бизнес, теряя свою сущность и смысл. Сторонние наблюдатели рассуждают примерно так: «Кому нужна церковь? Тем, кому там что-то дают. А дают там тем, кому совсем по жизни плохо, или тем, кто оказывается на верхушке пирамиды». В первом случае церковь относят к категории социальных и психологических служб для неудачников, а во втором — к бизнес-проектам людей, эксплуатирующих религиозную тематику.

Сегодня во многих государствах церкви предлагается сфера заботы о бедных и неимущих. Ее роль в обществе пытаются редуцировать до роли благотворительной организации, смягчающей социальное напряжение. Политика и государство признают человеческие и материальные ресурсы церкви и относятся к ней как к политической силе с приличным капиталом, а к ее прихожанам — как к возможному электорату. Внешний взгляд имеет право на существование, но он сосредоточен на какой-то одной привлекательной для тех или иных людей характеристике и упускает суть того, для чего существует церковь.

Церковь берет свое начало в служении Иисуса, передавшего апостолам Весть от Бога. Библия описывает, как зарождалась Церковь: Святой Дух вдохновил движение апостолов, принявших эту Весть от Иисуса Христа с поручением: «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф 28:19–20). Горстка учеников пребывала в молитве и посте, когда на них сошел Святой Дух и они приняли Его силу для исполнения своей миссии. Распространение Евангелия, Вести о полноте жизни через веру в жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, привело к образованию христианских церквей по всему миру.

Ранние церковные общины становились местом поклонения Богу, единения с другими верующими, местом служения, местом, где меняется жизнь человека. Описание церкви из Деяний святых апостолов до сих пор вдохновляет, являя собой пример христианских взаимоотношений, посвященности Богу и самоотверженного служения. Кажется, что именно среди этих простых людей, которых собрала вместе Благая Весть, ощутимо было присутствие иного порядка вещей, иных ценностей. На этих простых богослужениях и трапезах исполнялись слова о том, что, где собираются двое или трое верующих ради поклонения Богу, там и Он будет обитать посреди них.

Духовная сила первых христиан, их желание распространять в мире весть о Божьем прощении и любви проложили дорогу церкви в разные слои общества, в самые далекие уголки земли. Первыми миссионерами двигали не политические амбиции, а стремление донести людям весть, что Царство Небесное близко и можно жить по-другому. Церкви строились не как великолепные архитектурные проекты, а как общины принятия, любви и Божьего спасения. И затем сила преображенной жизни вдохновляла архитекторов на строительство зданий, указующих на исключительную инаковость церкви как сообщества. Вместе с тем сегодня большинство людей приходят в церкви как туристы — не для того, чтобы пережить единение с Богом, но чтобы полюбоваться церквями как произведениями искусства. Действительно, церковные здания — прекрасные воплощения человеческого гения, но этим отнюдь не исчерпывается Божий замысел о Церкви.

Проповедь Иисуса и Его служение свидетельствовали о Божьем Царстве. Что есть Царство Небесное и что есть Церковь? Где находится Царство Небесное и где — Церковь? В чем миссия Церкви? В чем моя христианская миссия и мое служение? Для христианина это важнейшие вопросы. Ответы на них и просты, и сложны одновременно. Все просто, потому что ориентиры понятны: людям в Адаме была поручена забота о земле, Христос поручил нам помогать другим людям на пути их духовного преображения, то есть нам задан предельный ориентир в отношениях с Богом и с людьми — как наибольшая заповедь.

Миссия Церкви снаружи и изнутри

Христос принес Радостную Весть о полноте жизни с Богом сюда, в этот несовершенный мир, которым люди должны управлять по поручению Господа, о котором нужно заботиться, — именно это было сказано Адаму и Еве и всем их потомкам. Многие люди по-своему видели этот мир, присутствие в нем Царства Небесного и Самого Царя, поэтому Царь, воплотившись, став человеком, показал нам путь подлинной человечности и позвал других за Cобой — в путь к Небесному Царству, путь, приближающий и проявляющий Его Царство в этом мире, среди нас. И чем больше у Христа настоящих учеников, тем сильнее проявляется Царство. Назваться христианином, креститься — это только начало пути, на который человек вышел, чтобы следовать за Христом. Царство Небесное с необходимостью должно занять все уголки жизни христианина — прагматику домашнего быта, рабочее пространство, отношения с родными и друзьями, коллегами и соседями. Царство Небесное слабо видно, если я в одиночку пытаюсь его явить. Но если есть христианская община, члены которой сообща идут по пути учеников Христа, помогая друг другу открывать сердце и жизнь Царству Небесному, а значит, транслировать все это в окружающий мир, то Царство Небесное приближается, является в мир, преобразуя его обыденность в небесную духовную реальность.

Духовность мира видна настолько, насколько ей позволяют проявиться те, кому открылось Царство Небесное. Мою семью, мое общение с людьми, мою работу, мое хождение в церковь пронизывает свет Царства настолько, насколько я открываю ему возможность проникнуть в них. Если думать, что, пока Царя нет, можно не особо усердствовать в выполнении Его поручений, то Его появление может застигнуть нас врасплох. Более того, Он же уже с нами, до скончания века, но видим ли мы Его присутствие?

Все сложно, потому что эти вопросы требуют честной оценки своей жизни и постоянного выхода из зоны комфорта. Все обозначено, но в одиночку миссия не выполнима. Так жить в нашем прагматичном и выглядящем бездуховным мире очень непросто. Поэтому вопросы о миссии Церкви остаются актуальными для христианина на протяжении жизни, для Церкви — с момента ее появления. Они неудобны, но если не искать на них ответа, то иная жизнь, жизнь в Духе, займет лишь малую толику моего времени, будет вытеснена в уголок моего сознания — в дальний зал ожидания.

Сегодня я задаю себе вопрос: что изменило мой прагматичный взгляд на церковь? Пожалуй, именно в церкви я смогла увидеть новое, духовное измерение жизни. На богослужении царила атмосфера любви и принятия, которой я не встречала ранее. Она окружала молящихся Богу людей. В этом переживании приходили осмысленность и тождество жизни, смирение и сила. Верующие назовут это присутствием Бога или действием Святого Духа, ведущего человека к вере. В Новом Завете (см.: Ин 9:39) духовное пробуждение сравнивается с исцелением слепого, обретшего зрение, когда он начинает видеть мир. Я начала видеть, что духовный мир существует не как высокая идея, а как настоящая реальность. И тогда многие представления о жизни мне пришлось пересмотреть.

Для меня церковь стала местом духовного рождения, укрепления, исцеления, в ней моя жизнь наполнилась смыслом. Церковная община, как оказалось, — это собрание людей, которые тоже пережили прикосновение Духа и стараются изменить жизни в согласии с библейскими заповедями. Совместные молитвы и участие в служении другим поддерживают меня и вдохновляют расти духовно. Отношения с сестрами и братьями учат принятию, терпению и смирению. Сегодня я воспринимаю церковь как общину, признающую Бога и старающуюся жить по принципам Божьего Царства, которые нам открывает Библия.

Я понимаю миссию Церкви как работу по провозглашению вести о прощении людей Богом через веру в Иисуса Христа. Миссия Церкви обращена к людям для исцеления их сердец, преображения жизней. И лишь тогда опосредовано происходит изменение общественного уклада на более нравственный, здоровый и созидательный. Господь хочет видеть людей свободными, сильными и являющими Его любовь во всей полноте жизни, чтобы они понимали, зачем живут. Он пришел для того, чтобы мы имели жизнь и жизнь с избытком (см.: Ин 10:10).

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone