Портрет

Николай Грундтвиг: служение Богу и народу

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 73/Николай Грундтвиг: служение Богу и народу
Николай Грундтвиг: служение Богу и народуКристиан Альбрехт Йенсен. Портрет Николая Грундтвига. 1843

Грундтвиг Николай Фредерик Северин (1783–1872) — датский лютеранский священнослужитель, просветитель, национальный герой Дании. Он родился в коммуне Убдю (сейчас Вординборг) на юге острова Зеландия в семье пастора. Учился в приходской школе в Тюрегоде, затем в классической школе в Орхусе. В 1800–1805 годах изучал в Копенгагенском университете теологию и исландский язык. Получив ученую степень, отказался быть пастором и стал работать домашним учителем на острове Лангеланн. В 1810 году молодой Грундтвиг решил все-таки пойти по стопам отца. Перед своим рукоположением он произнес проповедь «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», где выступил с решительной критикой сухого, рассудочного рационализма, указывая, что для Бога вера и чувства не менее важны, чем разум. В итоге церковное начальство решило его не рукополагать. Грундтвиг, однако, продолжил свое служение по-другому: с 1813 года стал выступать в Копенгагене как проповедник-мирянин.

В 1821 году Грундтвиг наконец стал пастором, и в 1822–1826 годах служил в Копенгагене. Светское начальство было им довольно, за перевод «Деяний данов», документа по истории Дании, Грундтвиг получил премию от короля Фредерика IV. Однако церковное начальство недаром опасалось строптивого священника. Горя желанием лучше устроить миссию церкви, Грундтвиг доказывал, что необходимо отменить государственный статус церкви Дании, перестать принуждать людей к крещению и преследовать христиан других конфессий. Критически относился он и к тому, что Ветхому Завету, как ему казалось, уделяют больше внимания, чем Новому. Дело закончилось тем, что в 1825 году Грундтвига оштрафовали и запретили в служении, а его произведения подверглись цензуре. Опальный пастор в годы запрета посвятил себя литературно-исследовательской работе, часто ездил в Англию и знакомился не только с британскими рукописями, но и с устройством местной религиозной жизни. Хотя запрет был снят в 1832 году, цензурные ограничения с произведений Грундтвига были убраны только с 1838 года, и лишь год спустя талантливый церковный ученый получил место пастора в одной из больничных церквей.

В годы, тяжелые для священнической карьеры, вызрели и сформулировались основные идеи Грундтвига. Широкообразованный человек, знавший наследие христианского Востока и Запада так же хорошо, как и светскую философию и культуру эпохи Просвещения, он критиковал современные ему движения, считая, что все они сосредоточены на форме, а не на содержании и не решают основную жизненную задачу человека — жизнь с Богом, которая и есть главная миссия и отдельного христианина, и церкви в целом. Эту жизнь Грундтвиг видел как непрерывное восхождение освящения. Это путь не одиночек, но всегда происходит во взаимоотношениях с людьми; Бог-Троица — это отношения любви, и, как их отражение, так же строятся отношения во всем мироздании. Идеал — это общность людей, у которых, как в древней Церкви, одна душа и одно сердце, но при этом каждый остается личностью.

Как достичь этого идеала на практике? Падший человек разрывает связи, а измениться может только через преображение своего сердца, а оно происходит и при чтении Писания, и через «живое слово» (по Грундтвигу, это Вечеря Господня и исповедуемый всеми Символ веры), в которое верят и которое реально воплощают прежде всего в общем деле. Такое дело, считал Грундтвиг, сподвигает и разум, и сердце отдельных людей объединиться в едином действии.

Как же строить такое единство? Во-первых, через связь с природным миром, органичной частью которого человек является. Преображение мира тоже должно начинаться с природы: так, Грундтвиг мотивировал своих последователей сажать фруктовые деревья и оберегать вересковые пустоши от сельскохозяйственного использования. Во-вторых — через связь с тем народом, в котором человек живет. Отправной пункт единения — это изучение народной истории; народная культура, по мнению Грундтвига, есть отражение того, насколько народ понял Божье Слово, и понимание этого помогает пастору оживить для людей Его Слово. В-третьих, необходимо и общечеловеческое единство, в основе которого Грундтвиг видел братство христианских церквей. Церковь вообще находится в основе пути к Богу как отдельного человека, так и народа в целом и должна быть самостоятельной. Государство не должно вмешиваться в жизнь церкви, народ должен сам избирать священников.

Николай Грундтвиг: служение Богу и народуЦерковь Грундтвига в Копенгагене. 1940

Грундтвиг полагал, что эти идеи обязательно должны стать массовыми, то есть стать известными всему народу, а для этого необходимы образование и просвещение, поскольку именно невежество разрывает связь людей и мироздания. Однако не всякое просвещение, по мнению Грундтвига, благо. Ложное просвещение индивидуалистично и сосредоточено на интересах отдельного человека, истинное же просвещение выстраивает органичную связь между личностью и народом.

Просветительские идеи Грундтвига были востребованы в середине 1830-х годов, когда по приказу короля стало организовываться народное самоуправление на местах и многим крестьянам было необходимо быстро получить качественное образование. В 1844 году Грундтвиг создал так называемые народные университеты — что-то вроде неформальных вечерних школ и школ-лекториев, которые предлагали популярные лекции о достижениях в разных областях науки для взрослых старше 17 лет, не получивших систематического образования. Сначала их посещали только мужчины, с 1861 года отдельные университеты были открыты для женщин, с 1885 года мужчины и женщины стали обучаться вместе. Главным лозунгом Николая Грундтвига стали слова «Школа — для жизни!». Вся концепция датского просветителя строилась на стремлении понять, какие знания и умения реально нужны учащимся — взрослым и занятым людям (нужность, применимость знаний были требованием Грундтвига и к детскому образованию). Это не означало исключительно прагматическую направленность школ Грундтвига (в школах изучались литература и история), речь шла о том, что эти знания должны быть восприняты людьми и служить общему единству. Грундтвигианские школы были своеобразными общинами, где досуг и совместная работа были таким же общим делом преподавателей и учащихся, как и собственно образование.

Заведения Грундтвига пользовались большим успехом и довольно быстро нашли своих спонсоров. Пошли в гору и дела самого просветителя — в 1848 году он был выбран в Учредительное собрание и стал автором проекта конституции. В 1861 году за заслуги перед церковью и страной Грундтвиг был рукоположен в епископы. Умер он в Копенгагене.

Жизнь и служение Грундтвига показывают целостность христианской миссии: она и меняет сердца конкретных людей, и становится закваской для общества. Грундтвиг помог изменить скептическое отношение многих номинальных христиан и к Богу, и к церкви и внес существенный вклад в развитие родной страны. Последователи Грундтвига создавали деревенские клубы и библиотеки для молодежи и не зависимые от государства школы, способствовали деревенскому кооперативному движению и в целом развитию экономики.

 

ФОТО: Wikipedia.org


Работает на Cornerstone