Мир Библии

«Господи! что повелишь мне делать?»

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 73/«Господи! что повелишь мне делать?»
«Господи! что повелишь мне делать?»

Слова будущего апостола язычников Павла (см: Деян 9:6)1, вынесенные в заголовок, — это вопль современного человека, который последовал за Христом и открыл для себя новое направление, но еще не знает, в чем состоит воля Божья лично для него. В целом как будто понятно, что мир состоит не только из видимых проявлений, в нем много того, что недоступно нашим чувствам: часть из этих вещей можно обнаружить теми или иными устройствами (например, ток — приборами для измерения силы тока или напряжения, амперметрами или вольтметрами), а часть измерению не поддается.

Начинающий христианин осознает величие избранного им пути, потому что на нем ему открывается Христос, Спаситель мира. Но он словно стоит на пороге сияющего разноцветными, переливающимися огнями дворца и не решается пройти дальше.

Как правило, одна из главных задач верующих людей — открыть путь к Богу тем, кто ищет Его, помочь им принять решение и, как следствие, покаяться (перестроить свою систему взглядов, созидая в себе новое мировоззрение), а затем креститься — войти в воду (реки, озера, бассейна) и прилюдно засвидетельствовать о своей вере полным погружением. Следующий этап христианской жизни и вызывает вопрос: что дальше? По большому счету речь идет о личной миссии каждого христианина, задании, программе жизни.

Миссия, или поручение, данное последователям Христа, обычно понимается довольно узко: это проповедь или даже рассказ о том, что сделал Христос для мира и лично для тебя. Именно так звучит Великое поручение Иисуса для Его последователей, записанное в последних стихах Евангелия от Матфея: «Иисус подошел к ученикам Своим и торжественно им сказал: “Мне дана абсолютная власть как на небе, так и на земле, поэтому отправляйтесь в путь и приобретите учеников во всех народах земли, и среди иуде­ев, и среди язычников. Уверовавших в Меня погружайте в воду для крещения во имя Бога: Отца, Сына и Святого Духа, а затем продолжайте их учить соблюдать все то, что Я заповедал вам, и знайте, Я при этом всегда вместе с вами, до конца времен”» (Мф 28:18–20. Пер. мой. — И. Л.).

Мы верим, что это подлинные слова нашего Господа. Что из них следует?

«Господи! что повелишь мне делать?»

Во-первых, то, что абсолютная власть — в руках Господних, не человеческих. Почему? Потому что наш Господь победил смерть и воскрес, Ему дана полная власть. Это то, что должно нас утешать. Дело Божье в надежных руках, руках Господа. Заметьте, что Господь обладает властью (см. начало процитированного текста), и Он же пребывает с нами всегда (см. конец текста).

Во-вторых, Он дает нам задание, задание это грандиозное: во всех народах земли должны появиться ученики Христа, то есть те, кто захочет стать последователями Христа (последовать за Ним), причем тут проявляется интернациональный или даже космополитичный характер христианства — Богу совершенно безразлично, например, какого цвета кожа у человека (в Деяниях апостолов описывается, что один из первых крещеных — эфиоп).

В-третьих, как только человек решил последовать за Христом, его следует крестить полным погружением в воду (выше об этом мы уже сказали).

В-четвертых, после крещения верующий должен быть наставлен во всем, чему учил Иисус, в том числе и в истине о благовестии — наставленный в основах сразу способен приобретать учеников для Господа благодаря тому дару Духа, который ему даст Господь. Вера в Иису­са — это не слепая и не фанатичная вера, это вера, в которой можно наставить, следовательно, она обращена к разуму.

В-пятых, Иисус, как мы уже упоминали, обещает быть вместе с нами всегда, пока существует этот мир, вовек. Конечно, физически Иисус находится на небесах и совершает служение Посредника, однако вот слова евангелиста Иоанна: «Но поверьте: для вас же лучше, что Я ухожу. Если Я не уйду, не придет Утешитель к вам, а если уйду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7. Совр. пер. Библии под ред. Кулакова). Благодаря присутствию Святого Духа Бог близок к каждому из нас, живущему в Нем.

Но исполнение Великого поручения — далеко не вся наша миссия, иначе получится, что мы будем приводить людей к тому порогу сияющего дворца, который сами еще не переступили, мы просто знаем, что христианин обладает «жизнью с избытком» (Ин 10:10), а сами этой жизнью еще не жили.
Христианин — человек, не только говорящий о Христе, но и живущий подобно Христу. О нашем Господе рассказывает нам Священное Писание, Библия. Наряду с Библией есть много замечательных книг, рассказывающих о Христе, христианской вере и христианской практике (например, книга Клайва Льюиса «Просто христианство»). То есть наша жизнь во Христе определяется двумя важными направлениями, которые называются ортодоксией (правоверием) и ортопраксией (правопрактикой). Первое включает осведомленность об основных положениях вероучения, а второе дает представление о том, как выглядит практическая христианская жизнь.

Мы должны оговориться, что ни знание, ни дела в нашей жизни не определяют наш статус спасенных Христом людей. Писание говорит, что спасение — это дар, милость Божья, на христианском языке (а у верующих есть своя терминология) это «спасение по благодати» (Еф 2:8).

В размышлениях о наполненной христианской жизни нужно сказать и о том, что выбор нашего предназначения происходит под влиянием как сверхъестественных вещей, так и вполне земных и видимых сил.

К сверхъестественным относится хáрисма — дар Духа, благодаря которому христиане могут творить чудеса, обещанные Господом, являть знамения, описанные в книге Деяния апостолов (апостол Петр поставил на ноги не владевшего ногами и воскресил Тавифу), или получать видения, способствующие спасению. Лично я всегда относился к этой стороне христианского бытия с осторожностью, полагая, что это дела давно минувших дней или же такого рода события нужны в местах, далеких от цивилизации, а мы живем в высокотехнологичную эпоху, где чудеса в чистом виде избыточны, поэтому их не бывает. Пока однажды в моей жизни не случилось чудо. Десять лет у нас с женой не было детей, надежды растаяли, врачи ничего не обещали. И одна сестра-молитвенница попросила у Господа подтверждения того, что Он ее слышит, она попросила: пусть в этой семье появится ребенок, тогда я буду знать, что Ты меня слышишь. Спустя какое-то небольшое время мы узнали, что у нас будет ребенок. Теперь моей вымоленной дочери уже 17 лет — все это время я знаю, что Бог творит чудеса. А второму ребенку, сыну, уже десять…

К земным вещам можно отнести наши природные склонности, наш характер, круг нашего общения. Понятно, что и здесь Бог действует, но Он при этом не игнорирует эти способности, а умножает их, сглаживает неровности и помогает нам в наших трудах. Пессимисты могут стать людьми, ободряющими уставших, поддерживающими ослабевших. Вдруг обнаруживается способность писать стихи, песни, петь во славу Божью.

И теперь нам осталось выяснить, в чем же состоит христианская жизнь, где проходит вектор нашей жизни, ведущий к небесным реалиям.

«Господи! что повелишь мне делать?»

Брат Леонард однажды записал за братом Франциском (Ассизским), в чем состоит истинная и совершенная радость: «Поздно ночью возвращаюсь я из Перуджии и прихожу сюда, а зима ненастная, и такая стужа, что вода замерзает и висит сосульками по подолу рубахи, и колотят они мне по ногам без конца, так что уже кровь сочится из ссадин. И вот, иззябнув, весь в грязи и во льду, подхожу я к воротам и долго-долго стучу и зову. Наконец выходит кто-то из братьев и спрашивает: “Кто там?” Я отвечаю: “Брат Франциск”. И он говорит: “Иди отсюда, не время шататься, не пущу”. Я все прошу: “Христа ради примите меня на одну эту ночь!” И другой говорит: “И не думай! Иди в другое место и там проси!” Так вот, если во мне найдется терпение, и я от всего этого не смущусь, вот, говорю тебе, в этом и есть истинная радость, и в этом истинная праведность и спасение души» (Франциск Ассизский. Об истинной и совершенной радости)2.

Получается, что миссия христианина определяется умением во всяких обстоятельствах «молиться и не унывать» (Лк 18:1), а также его способностью во всех обстоятельствах видеть руку Божью. Сама жизнь строится на основании учения Христа, как дом, основанный на камне (см.: Мф 7:24). Примечательно, что этот образ завершает Нагорную проповедь Иисуса в Евангелии от Матфея (см.: гл. 5–7), которая и есть здесь до некоторой степени summa summarum3 христианского учения. А практическая программа, в которой христианин приглашается участвовать, представлена в Мф 25:31–46, где сказано, что мы трудимся для Христа, когда «алчущих кормим, жаждущих поим, странников принимаем, нагих одеваем, больных и заключенных навещаем».

Если же нам нужно узнать, как строить свой христианский день, то вспомним, как наш Господь Иисус до того дня, как пришел на Иордан к Иоанну для крещения, тридцать лет Своей жизни шесть дней в неделю просто ходил на работу, открывал дверь плотницкой мастерской и усердно трудился в поте лица Своего во славу Божью. Вставая утром, мы вручаем Себя в руки Божьи, прося благословить этот день, а вечером, ложась спать, благодарим Его за помощь и просим Его снова о принятии нас, и так до тех пор, пока не настанет новый день.

1Эти слова записаны в Синодальном переводе и следуют так называемому общепринятому тексту (textus receptus). В современной реконструкции греческого текста их нет, возможно, в поздних рукописях они появились под влиянием параллельного отрывка из Деян 22:10. — И. Л.
2Перевод Ольги Седаковой (сокр.). Электронный ресурс: http://www. olgasedakova.com/103/798/search (дата обращения 14 октября 2019 года).
3Сумма сумм, окончательный итог (лат., букв.).

 

ФОТО: Gettyimages.ru, архив Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских хрис­тиан-баптистов


Работает на Cornerstone