Пастор-учитель Русской библейской церкви евангельских христиан-баптистов, доктор практического богословия Евгений Бахмутский отвечает на вопросы редакции о современной миссии церкви.
— Для чего нужна человеку церковь?
— Я убежден, что церковь делает жизнь общества лучше. В конце концов она помогает человеку обрести подлинную человечность, которая была повреждена из-за грехопадения наших прародителей. Церковь являет разделенному миру подлинное братство народов, где совершенно разные люди находят любовь и принятие не по национальному признаку, социальному положению, образованию, полу и т. д., а просто потому, что Бог возлюбил нас во Христе, отдавшем Свою жизнь за нас, грешников. Если же говорить о высшем предназначении человека, то церковь — это такое место на земле, где человек ближе всего к небу, где в поклонении своему Создателю он обретает настоящие удовлетворение и счастье. Именно в церкви все это начинается и совершенствуется.
—Чем должна быть церковь, каково ее предназначение?
— Церковь призвана прославлять своего Спасителя Христа, рассказывая всему миру, что искупление наших грехов и примирение с Творцом свершилось на Голгофском кресте. Что Вечное Царство Христа уже расширяется и скоро утвердится окончательно на нашей земле. Это — Благая Весть.
Но между Иисусом и тоталитарными правителями всех мастей существует принципиальное различие. Иисус — Бог, а не человек, и Ему не надо самоутверждаться в борьбе за власть или в чем-то другом. У Иисуса нет комплекса Наполеона. Иисус — это Бог во плоти, Он самодостаточен во всех отношениях. Он — Царь царей и Господь господствующих. Вот почему весть о росте Его Царства — Благая для нас.
Когда Христос был на земле в первый раз, Он заявил о Своем Царстве и основал его, и однажды это Царство достигнет своей полноты и все придет к своему совершенству. Небо соприкоснется с землей, и тогда воля Божия будет совершаться на земле так же, как и на небе. Царство Христа — это царство справедливости и правосудия. В этом грядущем Царстве правитель и царь — Иисус, отдавший жизнь за Своих врагов ради того, чтобы они обрели благо. Жертвенная любовь, даже к врагам, — основание Небесного Царства.
Иисус Христос, Царь мира, который обладал всей властью и силой, оставил Свои права и привилегии и пришел на землю, чтобы умереть на кресте за Своих врагов, за нас с вами, чтобы мы могли стать детьми Божьими. И это — Благая Весть! Иисус завоевывает мир любовью, которую Он доказал Своей смертью на кресте. Он был погребен и на третий день во плоти воскрес из мертвых, тем самым открыв нам дверь в Свое Царство, пребывающее вечно. И наступит тот день, когда Иисус снова придет на землю, чтобы открыто править всем миром. В тот день небо соединится с землей, и на земле наступят истинные справедливость и мир, которым не будет конца.
Это означает, что больше никто не будет использовать власть в своих интересах, использовать людей для своих меркантильных целей, мы больше не встретим зла, несправедливости и коррупции.
Сегодня Царство Христа растет и умножается. Оно открыто для всякого, кто верит Христу и покоряется Ему. Вот почему для нашего мира весть о расширении Царства Христа — такая добрая и радостная.
— Кажется, что христианство в России сегодня живет своей жизнью, находится, так сказать, в зоне комфорта, проводит многочисленные внутрицерковные конференции, встречи. В это время церковь в мире осваивает новые методы благовестия, помогает людям в регионах мира, пострадавших от войн и стихийных бедствий, получить образование в области животноводства и земледелия, предоставляет семена и животных на разведение, строит жилье, водокачки. Есть ли у нас в стране перспектива благовестия, совмещенного с помощью в экономическом развитии регионов, ведь не секрет, что большая часть населения в России, особенно сельского, живет за чертой бедности?
— Христианство в России разнообразное и в целом слабое. Даже в традиционном для России православии — около одного—трех процентов реально воцерковленных людей. Поэтому в нашем обществе влияние христиан, христианской этики минимально. Уровень бедности, количество разводов, абортов и прочих социальных бед подтверждает это. Если же говорить о вовлеченности церкви в социальные проекты, то, на мой взгляд, они могут еще больше ослабить церковь. В конце концов, мы платим налоги государству для поддержания социальных инициатив и институтов в обществе. Но, если церковь будет заниматься делами милосердия и являть свою веру в Евангелие Христа в повседневной жизни, она будет преображать все вокруг. Церковь призвана нести Евангелие и укреплять верующих. И ее в этом никто не заменит. А укорененные в истине верующие окажут позитивное влияние на общество.
— Может ли в церкви у человека быть какая-то своя миссия, или он должен участвовать в миссиях, которые поддерживает его церковь?
— У каждого верующего есть свои духовные дарования от Бога для созидания церкви. Поэтому подлинное служение всегда совершается от церкви. Но у каждого человека есть свое предназначение в большой и разнообразной миссии церкви. Ведь церковная миссия, по сути, — это служение Христа в этом мире. Церковь — это руки и ноги Христа в Его служении этому миру. И у каждого христианина есть свое уникальное предназначение. Церковь, ее миссия и каждый отдельный христианин — все это одна большая система, глава которой — Господь Иисус Христос.
— В нашей стране жизнь сосредоточена в основном в мегаполисах, где люди атомизированы. Как церкви работать в таких условиях?
— Город предоставляет уникальные условия для служения и жизни церкви.
Во-первых, Бог собирает разные народы в городах. Поэтому не требуется далеко уезжать, они здесь, рядом, они теперь наши соседи.
Во-вторых, в мегаполисе много суеты. В большом городе люди гоняются за счастьем, поклоняясь разным идолам (власть, удовольствие, деньги, значимость, красота и т. д.), полагая, что так они обретут принятие, безопасность и удовлетворение и счастье. Но только в церкви люди находят подлинное братство народов, теплоту отношений, жертвенную и искреннюю дружбу, настоящее удовлетворение и счастье во Христе.
В-третьих, церкви не нужно особых условий, ей важно быть самой собой, такой, какой ее созидает Иисус через Благую Весть. Но важно, чтобы она не становилась религиозным гетто, этаким христианским святым анклавом, но была частью жизни своего города, несла в город мир Божий, была «светом и солью» для своего мегаполиса.
— Что вы думаете о таком явлении, как виртуальная церковь?
— Несомненно, количество пользователей интернета еще увеличится, и виртуальная реальность будет играть значительную роль в нашей жизни. Но церковь по определению не может быть виртуальной. Ведь церковь — это живое собрание верующих людей, они взаимодействуют, общаются, служат друг другу в любви. И хотя интернет и виртуальность могут служить технической поддержкой в деятельности церковной общины, но заменить ее они не в состоянии.
— Сегодня в мире происходит очередное переселение народов. В том числе это происходит и в России. Нужно ли сегодня нам посылать миссионеров в дальние края, или лучше сосредоточить силы на проповеди дома?
— Христос призывает Своих учеников свидетельствовать о Нем в Иерусалиме, Иудее, Самарии — и до края земли (см.: Деян 1:8). В Книге Деяний апостолов описана не последовательность развития нашей миссии, а географические точки одновременной миссии. А значит, все мы призваны быть благовестниками среди людей, окружающих нас, но некоторые призваны стать миссионерами там, где Евангелия еще не слышали. Эти два служения не стоит противопоставлять друг другу, они — часть одного большого служения церкви.
— Отвечает ли современная церковь России вызовам современности, таким как демография, экология, переселенцы, перемещение населения из регионов в Москву, Петербург, еще несколько центров, изменение климата, погруженность детей и подростков в интернет, бедность в регионах. Что-нибудь делается в этих направлениях?
— В целом, как я считаю, церковь не отвечает на вызовы современности. И во многом из-за ложной закрытой ментальности, которая сложилась в советское время. Церковь живет как в гетто — своей отдельной жизнью, изолированной от жизни общества. В то же время повестку служения церкви определяет не общество, оно является местом ее служения. Повестку и программу Церкви определяет ее глава — Христос. Не все, что сегодня кажется принципиальным, является таковым, и не все мнения — верными и объективными. Но Церковь точно не будет безучастной к боли и скорбям, которые видит вокруг себя, она точно поделится со страждущими утешением и милосердием, дарованными ей Благим Спасителем.
— По сравнению даже с ХХ веком — его началом и серединой, когда церковь испытывала гонения, — кажется, что она утратила свой вес и влияние в обществе. Так ли это? Если да, то с чем это связано?
— На ваш первый вопрос я отвечу: да, в целом такое суждение справедливо. Во многом из-за того, что церкви не живут по Евангелию во всей полноте. Одна часть церквей пошла путем изоляции и закрытости от окружающего общества, а другая — путем ассимиляции и приспособленчества, конформизма.
— Что вы думаете о единстве христиан? Можно ли его связать с общей миссией церкви сегодня?
— Да и нет. Единство христиан — во Христе, в общей вере и отношениях со Спасителем. Мы не находим в Писании ни одного призыва создавать институциональное единство христиан, но только хранить его в Духе Святом (см., напр.: Еф 4:3). Миссия церкви возникает в результате ее поклонения Христу. Поэтому, если мы хотим стать ближе друг к другу, нам просто следует стать ближе к Иисусу. Тогда мы и объединимся в общей миссии Христовой, потому что она одна для всех христиан — прославлять и проповедовать Христа, доколе Он придет на эту землю во второй раз для того, чтобы взять нас домой в небеса.
Фотография предоставлена Евгением Бахмутским