Тема

«И будете Мне свидетелями...»

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 73/«И будете Мне свидетелями...»
«И будете Мне свидетелями...»

Когда заходит речь о миссии, чаще всего мы понимаем ее как поручение идти и проповедовать Евангелие Иисуса Христа. Другими словами, что-то для этого сделать. В то же время понятие миссии стало популярным трендом в светской социальной и бизнес-культуре, где оно означает воплощение предельно важного идеала. Так или иначе, миссия связана с идеей преобразования. В ее основе лежит разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть. Последнее мы идеализируем. Итак, миссия — наше желание улучшить существующее, приближая его к идеалу. Что для этого нужно? Вера в правильность идеи, инициатива, творческая активность, самозабвенность, последовательность и постоянство. В общем, наша история полна примеров совершения подобных миссий как в небольших социальных группах, так и в рамках «отдельно взятой страны».

Но у должного есть и другое измерение: должное как истина. Христос есть истина. Она не от мира сего и сама обладает силой преобразовывать нашу реальность. Возникает парадокс: не мы что-либо делаем, чтобы изменить мир, а сама истина качественно нас меняет, и тогда меняется окружающий нас мир. Потому что самый большой разрыв между безбожным миром и Царствием Небесным внутри нас самих. И правда, мы не сможем сделать мир добрее, будучи злы. Мы не можем проповедовать о Божьей любви, сами не испытав ее. Истина нераздельно связана с любовью. Наша внутренняя нецелостность говорит о том, что мы не познали Божью любовь и не откликнулись на нее. И наоборот, когда мы отвечаем на Его любовь, истина восстанавливает разрушенное и соединяет воедино то, что было разорвано, исцеляет личность. Мир страдает от нецелостности. В отношении к самому себе, к друзьям, в семье, на работе, в обществе — везде ощущается горький привкус вражды. Тем ярче для него будет свидетельство умиротворения, преодоления этой внутренней и внешней распри.

Итак, миссия, к которой призывает Христос, связана прежде всего с изменением качества самого человека. По сути, это означает его перерождение, путь сквозь тесные врата, смерть и воскресение, когда сеется душевное, а восстает духовное. Это путь преображающего страдания и становления личности. Когда это происходит с нами, окружающие начинают замечать контраст: там, где господствует уныние, может быть радость, где тревожность не дает покоя — царит мир, где пленяет страх — побеждает свобода.

И тем не менее миссия направлена вовне: «Как прекрасен посланник, что с вестью о мире, с вестью благою о спасении спускается с гор, уже слышны шаги его!..» (Ис 52:7. Пер. Библии под ред. Кулаковых). Другими словами, блаженны миротворцы! Современная миссия обращена не только к новым территориям, где еще не было проповедано Евангелие, но и к сферам человеческой жизни, таким, например, как семья, финансы, трудовая деятельность. Надо лишь увидеть, в чем разрыв в них между истиной, Божьим замыслом и реальным положением вещей. Я не смею претендовать на исчерпывающие ответы, но хочу поделиться некоторыми размышлениями.

Если мы спросим, какова наиболее частая причина конфликтов в отношениях между людьми, нам скажут: чувство нарушенной справедливости. А также стремление во что бы то ни стало ее восстановить. Конечно, мы понимаем (и часто задним умом), что такая справедливость субъективна и относительна, у каждого она своя. Но ведь Бог тоже не чужд справедливости, и именно она должна восторжествовать над беззаконием. В чем их отличие? Божья справедливость тождественна Его воле, и Бог судит все, что ей противится. Если мы из любви к Христу находим в себе мужество подражать Ему, то, сталкиваясь с чужой ненавистью, страхом и злостью, мы не ответим тем же. Мы вместим их в себя и силой Божьей их в себе умертвим. Это так неестественно для окружающих и производит сильное воздействие! Именно поэтому римский стражник, стерегший Христа, услышав «прости им, ибо не ведают, что творят», признал Его Сыном Божьим. Человек, поступающий так, будет ли миссионером? Конечно! Увенчается ли его миссия успехом? Безусловно!

Библейское название миссионеров — свидетели. То есть те, кто сам пережил изменяющее действие Христа. А может ли брак быть свидетелем Царства Божьего и стать миссионером в современном мире? Да! Современный институт брака переживает кризис. Где же точка разрыва между должным и сущим? Библия говорит о браке как образе отношений между Христом и Его Церковью. Мужья призываются любить своих жен, следуя примеру Христа, который возлюбил Церковь и отдал Себя за нее. А жен Писание увещевает повиноваться мужьям как Господу. Любовь и уважение — вот квинтэссенция взаимоотношений в браке, задуманном Богом. Но такой тип отношений — самое уязвимое место в семьях. Современные реалии толкают мужчину и женщину в браке искать своего или выживать за счет другого. Психологи проанализировали причины семейных конфликтов и предлагают различные модели восстановления отношений. Однако тернистая дорога любви и уважения лежит через узкие врата взаимного прощения и самозабвенного служения, сил на которые ни муж, ни жена в самих себе найти не могут. Тогда им нужен Христос! Если они обращаются к Нему, Бог помогает им преодолевать кризисы и проходить совершенно к другому качеству взаимоотношений. Семья, в которой живет такая любовь, подобна светильнику, влекущему к себе тех, кто ищет помощи и поддержки в своих семьях.

«И будете Мне свидетелями...»

Христианин призван быть миссионером и в такой непростой сфере, как финансы. За все отвечает серебро. Это четкое и хлесткое высказывание Екклесиаста сегодня актуально и даже аксиоматично. Внутренне мы перефразируем его для себя так: нужно серебро, которым мы заплатим за все. Но за что именно мы хотим расплачиваться? В чем заключается наше «все», и чем исчерпывается наша жизнь? Первая часть этого знаменитого стиха говорит о пире ради удовольствия и о вине ради веселья жизни. Если мы ограничиваемся этим, тогда деньги нам нужны только для поддержания нашего существования на достойном и комфортном уровне. И чем выше наши запросы, тем больше серебра нам нужно. Мы впадаем в «искусительное желание обогатиться», что приводит нас «во многие безрассудные и вредные похоти и погружает нас в бедствие и пагубу» (1 Тим 6:9). Таково сущее. Бог же замыслил нас творческими. Потребность в созидании живет в нашем сердце. Мы созданы миссионерами и для миссии воплотить Божью волю в творении. Ресурс для этого — в нескончаемом источнике Божьей мудрости и силы. После грехопадения главным для человека стала борьба за собственное существование, эквивалентом ресурса стали деньги, а их источником — труд. Человеку сложно быть щедрым, так как ему приходится отрывать эти ресурсы от себя. Но Бог восстанавливает наше творческое достоинство, призывает к щедрости и учит черпать для этого силы и средства у Него. В мире немало щедрых людей. И все же есть водораздел, который отличает настоящих христиан от просто добрых. Надо лишь задаться вопросом: я — сам себе цель, или у меня есть призвание? Если вы выбираете первое, тогда у любой щедрости есть предел. Если второе, то перед нами человек, прошедший непростым путем посвящения и доверия Богу и поэтому щедрый на всякое доброе дело. Такие люди встречаются нечасто и всегда для окружающих служат вызовом. Таковы мать Тереза, брат Роже, Жан Ванье и другие. Они свидетельствуют о том, что деньги призваны служить действительно высоким целям.

Отношение к труду также должно стать нашей миссией, свидетельствующей о Христе. Профессиональная деятельность — лакмусовая бумажка, которая проявляет настоящее состояние сердца. Изгнав человека из рая, Бог поставил его жизнеобеспечение в прямую зависимость от его труда. Две известные пословицы «Волка ноги кормят» и «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше» без прикрас характеризуют то, что остается в сухом остатке, когда вопрос касается работы. Либо человек, гонимый страхом перед тем, что чего-то не хватит, трудится на нескольких работах сразу, либо он постоянно балансирует в поисках «лучшего места». Также нам знакомо искушение формально отнестись к своим обязанностям, особенно если зарплата не зависит от качества нашего труда, и мы попустительствуем этому с молчаливого согласия нашей совести и окружающих. Такова реальность. Искупление человека подразумевает и его искупление от эдемского проклятия «есть хлеб в поте лица». Христос меняет саму парадигму: «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества», «ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом. Ищите же Царства Его, и все остальное также дано будет вам» (Лк 12:15, 30–31). Теперь Его призыв звучит так: «...что бы ни делали вы, делайте от души, как для Господа, не для людей, зная, что Своими наследниками сделает вас Господь» (Кол 3:23). Если мы, доверяя Христу и желая быть послушными Его Слову, неотступно следуем этому призыву, Бог делает нас камнем преткновения для наших неверующих сослуживцев. Они, видя подобное, странное с точки здравого смысла, отношение к работе, могут посчитать нас безумцами. Либо, наоборот, их зацепит наша жизнь. Но определенно никто из них не сможет остаться в стороне.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone