История

Христиане и Благая Весть: исторический экскурс

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 73/Христиане и Благая Весть: исторический экскурс
Христиане и Благая Весть: исторический экскурс

Главная миссия христиан указана Иисусом Христом: «Итак идите, научите все народы...» (Мф 28:19). Как же христиане учили народы, и как они это понимали — как прямое благовестие и/или как свидетельство самой своей жизнью?

В первые века христианства велась активная проповедь в Римской империи — и через устное слово, и через пример мучеников. Со II века, начиная с Иустина Философа, появилась особая группа проповедников — апологеты, которые в своих произведениях доказывали язычникам, что новое для них учение пересекается с привычной им греческой философией. Особых успехов на этом поприще достиг епископ Климент Александрийский, основатель так называемой александрийской школы толкования Библии. Плодом усилий мучеников, проповедников и апологетов было то, что к началу IV века довольно многие представители римской военной и интеллектуальной элиты были христианами. Проповедь шла не только в Римской империи, благодаря проповеднице Нине и епископу Григорию Просветителю Грузия и Армения стали христианскими странами. Христианское свидетельство осуществлялось и через жизнь общины: катехизация была сложным и ответственным делом, раннехристианские источники говорят о высоких нравственных требованиях христиан.

В эпоху раннего Средневековья осуществлялась активная миссия язычникам: Ниниан (III–IV века) проповедовал пиктам1, Ремигий (V–VI века) — франкам, Августин Кентерберийский (VI век) — англосаксам, Патрик (V век) и Колумба (VI век) — кельтам, Бонифаций (VII–VIII века) — германцам, Виллибронд (VII–VIII века) — фризам2, Кирилл и Мефодий (IX век) — славянам, Ансгар (IX век) — ютам3, Адальберт Пражский — чехам, венграм и пруссам 4, Зигфрид Шведский (X–XI века) — народам Норвегии и Швеции. Немалые усилия прикладывались для поддержания чистоты жизни. Вводились канонические нормы, появлялись сообщества христиан, отказавшихся от брака.

Идея миссии была не слишком популярна в XI–XII веках, однако уже с XIII века появилась идея, что христианские монархи, завоевывая земли, должны приводить язычников ко Христу. В рамках этой идеи происходили и Великие географические открытия, и проповедь языческим народам на окраинах Руси. Много внимания христиане также уделяли свидетельству о Христе своей жизнью. Общинная жизнь, нестяжание, строгий аскетизм сопровождали вполне «мейнстримные» явления, такие как движение Сергия Радонежского и католические нищенствующие ордена, полуеретические движения вроде бегинов и бегинок, а также еретиков вроде катаров и вальденсов.

В раннее Новое время активным миссионерством язычникам занимались католики. Католические миссионеры отправились в Китай, Японию, Индию, на острова Северной Америки. Протестанты же занимались просвещением европейцев. Важным событием стали переводы Библии на национальные языки не только в протестантских государствах, но и в странах, оставшихся католическими, — во Франции (перевод Пьера Оливетана), в Польше (Радзивилловская Библия, перевод выполнен при поддержке князя Николая Радзивилла Черного), в Испании (перевод Касиодоро де Рейна). Для чтения Библии необходимы были, во-первых, письменность и печатное дело. Первые книги на местных языках опубликовали протестантские проповедники: Матьяш Деваи — на венгерском, Мартин Мижвадас — на литовском, Примож Трубар — на словенском. Во-вторых, необходимо было образование. Школа считалась важным элементом церковной миссии. С Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона началась реформа немецкой школы; по грамматикам своих языков написали учебники венгр Иштван Катона и поляк Петр Стоенский Старший, датчанин Ганс Резен и его ученики — учебники по грамматике, логике, риторике, арифметике и геометрии; наконец, чешский педагог Ян Амос Коменский провел окончательную реформу школьного образования. У католиков же для развития образования создавались ордена иезуитов, варнавитов, пиаристов. Важным считалось также высшее образование. Протестантами были созданы Марбургский университет в Германии, Женевская академия в Швейцарии, Сомюрская академия во Франции, Лейденский университет в Нидерландах, Ракувская академия в Польше, Гарвардский колледж (впоследствии университет) в Новой Англии.

Главным акцентом в свидетельстве того времени во всем христианстве стали преображение отдельного человека и Церкви. На этом были построены Реформация и Контрреформация. Пуритане настаивали на очищении Церкви от остатков пышного культа, баптисты — на отделении Церкви от государства, пиетизм в протестантизме и квиетизм в католичестве — на внутренней жизни в противовес ритуалу. Католическая Контрреформация породила множество новых орденов и конгрегаций, которые искали личных отношений с Богом, внятности проповеди. Появились смелые идеи гуманизации общественных отношений: испанский священник Бартоломе де лас Касас защищал население Латинской Америки от конкистадоров, протестантские богословы Антон Преториус и Нильс Геммингсен выступали против преследования ведьм и пыток, квакер Джон Беллерс — против смертной казни.

Христиане и Благая Весть: исторический экскурс

В XVIII–XIX веках возродились традиции раннего Средневековья — вновь все христианские конфессии дружно обратились с проповедью к язычникам. К католикам (в частности к кларетинцам) присоединились протестанты: с XVIII века первой начала работу Моравская церковь, наследница идей Яна Гуса, обратившись с проповедью к гренландцам и африканцам; как успешный миссионер среди индейцев прославился Дэвид Брейнер. С XIX века миссия переживала свой расцвет. Александр Дафф успешно проповедовал в Индии, Хадсон Тейлор — в Китае, Джозеф Ватерхаус — в Океании, Юхан Скаар — среди саамов и квенов. Особую роль играли миссионеры — выходцы из обращаемых народов: Бостон Кинг, Филипп Квакве и Онисим Несиб (Африка), Ребекка Проттен (острова Северной Америки), Кси Шен Мо (Китай), Пандита Рамабай (Индия), Джордж Копвей (индейцы оджибва, территория Канады). Был организован ряд успешных миссионерских обществ. Велась миссия и православными: Вениамином (Смирновым) — среди ненцев, Макарием (Глухаревым) — среди алтайцев, Германом (Поповым) — на Аляске, успешные миссии работали в Китае благодаря Иакинфу (Бичурину) и в Японии — благодаря Николаю (Касаткину). Как и в былые времена, благодаря миссионерам у некоторых народов появлялась письменность — у народа коса, проживающего на территории ЮАР (Джон Бенни), аборигенов островов Южного моря (Джон Паттесон), алеутов (Иннокентий [Вениаминов]). Миссионеры часто несли с собой медицинские знания; многие были профессиональными медиками и назывались медицинскими миссионерами; таким миссионером, в частности, был Дэвид Ливингстон, знаменитый путешественник, открывший водопад Виктория. Благодаря работе миссионеров смягчались нравы: так, шотландке Мэри Слессор удалось добиться отмены обычая убивать близнецов, распространенного у некоторых племен на территории Нигерии.

Развивалась и проповедь Церкви формальным христианам — через ярких проповедников (протестант Чарльз Сперджен, католик Альфонсо Лигуори, православный Феофан Затворник и многие другие), пробуждения, движения, ратующие за святость и воздержанность; в России, в частности, таким движением был штундизм, собиравший людей вокруг практического разбора Библии. Уделялось внимание и новым методам проповеди — собраниям под открытым небом (Великие пробуждения), издавались евангелизационные брошюры (англичанин Джордж Уайтфильд, норвежец Ханс Хауге). В Англии в середине XIX века появилось так называемое Христианство с мускулами (Muscular Christianity), направленное на проповедь через спорт и культивирование мужественности. Движение лежало в основе спортивного служения в церквях и скаутского движения, а также Юношеской христианской ассоциации (YMCA), подарившей миру волейбол и баскетбол.

В XX веке продолжалась традиция проповеди нехристианским народам, упомянем только пигмеев (Аполлос Кивебулайя) и цыган (Клеман Ле Коссек); уже не только отдельные люди, но и большие нехристианские общности, например корейцы, христианизировались; часть обращенных оказалась очень активной — так, корейские миссионеры занимают второе место по численности после американских. Переводилась и Библия, в том числе и на европейские языки (перевод на румынский Думитру Корнилеску). До сих пор Писание может играть роль основы письменного языка. Так, издание одной из библейских книг стало первым печатным изданием для бежтинцев и андийцев5. Распространением Священного Писания на языках народов мира занимаются многие организации, в частности «Гедеоновы братья». Продолжается проповедь христианам и призыв к нравственной жизни. Развиваются технологии проповеди — всемирно известные проповедники, как, например, Билли Грэм, проповедовали и проповедуют одновременно тысячам человек, организовывая крусейды — евангелизационные «крестовые походы»; появился радио- и телеевангелизм, активно развивается служение Церкви в интернете.

Как видим, миссия Церкви направлена на свидетельство о Христе тем, кто о Нем не слышал, и тем, кто слышал, но пока Его не знает. Такая миссия приводит не только к прямому результату — обращению к Богу отдельных людей и народов, но и к другим, менее прямым последствиям — смягчению общественных нравов и трансформации культуры.


1Народ, живший на территории современной Шотландии.
2Народ, живший на территории Фризии (современные Нидерланды и Северная Германия).
3Народ, живший на территории полуострова Ютландия (сейчас северная его часть принадлежит Дании, южная — Германии).
4Группа племен, живших на южном побережье Балтийского моря.
5Народы Дагестана.

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone