Мировые процессы глобализации ставят под вопрос достоинство и особый статус человека перед Богом. Но Священное Писание подчеркивает божественное происхождение человека и его уникальное положение в мире: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт 1:27).
Часть древних мыслителей, разрабатывая свои антропологические теории, увлекалась поиском общности человека и материальной природы. Исходя из такого подхода, человека стали представлять как образ и подобие природы. И даже в столь возвышенном определении человека как микрокосмоса нет того величия и чести, что дарует ему библейская история о его сотворении.
Размышляя о сущности человека как образа и подобия Божия, богословы наметили специфические пути богопознания. Одни по божественным чертам, заложенным в человеке, составляли учение о природе Бога. В результате подобных исследований складывался метод психологических аналогий: от человека к Богу. Другие, наоборот, изучая свойства Бога, отыскивали в человеке то, что соответствует образу Божию в нем. Эти ученые шли от Бога к человеку. Оба метода дополняют друг друга, позволяя приблизиться к обобщенному библейскому взгляду на природу человека.
Образ Божий раскрывает в человеке его царственное достоинство и определенную власть над миром. Человек — представитель Бога на земле, посредник между Творцом и тварным миром. Господь вручил ему царскую власть, чтобы он обладал землею и владычествовал «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28). Человек получает право от Бога давать имена животным.
И он призван ответить своим благодарственным благословением на благословение Божье. Благословлять Бога, благодарить Его и славословить, видеть мир таким, каким видит его Бог, быть соработником Бога — вот те божественные свойства, которые отличают человека от прочего творения.
Благодаря запечатленному в нем образу Божию человек отделяется от механической части природы, становясь одухотворенной личностью. Как личность, человек был призван к общению с Богом. В Эдемском саду Адам имел непосредственное общение с Богом. Человек хочет любить и быть любимым, в него изначально заложена жажда познания и творчества. Человек тянется к красоте. Глубокое чувство прекрасного он выражает в книгах, изобразительном искусстве, музыкальных творениях.
Глобализация — явление объективное. Ее процессы охватывают практически все сферы жизни человека. Экономическая глобализация порождает формирование транснациональных корпораций, создается сеть обмена энергоресурсами и различными товарами. Люди в разных точках планеты потребляют одну и ту же пищу, носят одинаковую одежду, без явной нужды приобретают множество вещей. Безудержный вещизм в итоге привязывает человека к мирским стандартам жизни.
Политическая глобализация размывает государственные границы. Интернет, как продукт глобализации, позволяет забыть о существовании границ. Культурная глобализация ведет к интенсивному взаимопроникновению традиций, культурных и духовных ценностей Востока и Запада. Мир, таким образом, становится похожим на одну большую деревню.
Глобализация — палка о двух концах. С одной стороны, она открывает широчайшие возможности для человека и целых стран. А с другой — способна нивелировать национальную и духовную самобытность, создавать предпосылки для того, чтобы лишить человека уникальности и самостояния. Человек высокоморальный, человек с высокоразвитым интеллектом и духовными устремлениями уже не пример для подражания. В этом всеобщем потоке противоестественные однополые связи объявляются допустимыми и становятся даже модными.
Неограниченное общение в социальных сетях создает некую иллюзию дружбы. Но виртуальный друг — это некий фантом. Человека вроде бы окружает множество друзей. Но среди них нет настоящего друга. Самый худший вид одиночества, как известно, одиночество в толпе, одиночество в шумном мегаполисе. При, казалось бы, безграничных возможностях для коммуникации человек может превратиться в частичку некой безликой массы. Тогда возникает состояние потерянности, отчужденности, бездомности, что невыносимо гнетет душу.
Человек в глобальном мире рискует забыть о мире небесном, о вечности, о своем предназначении, погрузившись в суетное кружение вокруг предметов низшего порядка, преходящих и тленных.
«Время земной жизни — лишь миг, а посмертное состояние — вечно, о какой бы природе ни шла речь, и что, следовательно, всякий наш поступок и всякая мысль обязаны избирать из всей массы возможностей лишь те пути, которые соотносятся с указанным вечным состоянием»*, — к такому выводу пришел Блез Паскаль, великий ученый и великий христианин.
Бог дал человеку право свободы выбора пути, право на самоопределение. Создавая человека как свободное существо, Божья любовь идет на риск. Ведь человек может пасть и оттолкнуть своего Создателя. В самом своем величии человек способен к падению. Вся священная история — это история взаимоотношений Бога и человека. Библия без прикрас описывает все взлеты и падения человека. Свобода — величайший дар, но и большая ответственность.
Младший сын из известной притчи Христа покинул дом отца и решил поискать счастья, устремившись в большой мир греховных увлечений и порочных страстей. Любящий отец не посылает проклятий вослед неразумному сыну. Он скорбит молча. Сын же, изведав сполна наслаждения безбожного мира, испив горькие воды греха, счастья не нашел и удовлетворения не получил.
«Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк 15:18), — говорит в сокрушении сын, осознав свое безнадежное положение. Путь покаяния непрост, подчас мучителен. На пробужденную душу ополчаются все силы ада. Но на этом пути человека встречает Тот, Кто победил смерть и ад, — Христос Спаситель. Отец, олицетворяющий в притче Бога, бежит навстречу идущему сыну, забыв об обычаях Востока. Отец не должен бежать на виду у всех как мальчишка. Но отцу не терпится обнять родное дитя, и насмешки людей его не смущают. Услышав сердечную молитву покаяния, отец прощает сына и, принимая его, восстанавливает во всех правах.
Человек, сотворенный Богом, озаренный Божьим светом, не может не задуматься о своей судьбе, о своем высшем предназначении. Как остаться самим собой в сложном глобальном мире? Как не потерять, но спасти душу? Было бы весьма разумно откликнуться на Божий призыв, сделать решительный поворот от тьмы к свету, от мертвых дел к упованию живому, с верой и покаянием пойти к Тому, Кто скажет: «…ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя…» (Ис 43:4).
Молитва: Боже Милосердный, я долго томился и искал счастья, не зная Тебя. Но Ты заботился обо мне. Ты пробудил сердце мое от греховного сна. Я осознал себя погибшим грешником. Ты — мой Спаситель, и я хочу быть Твоим учеником. Прости мои грехи и помоги мне устоять в Истине, найти друзей по вере и жить для славы Твоей.
*Паскаль Блез. Мысли. — М.: REFL-book, 1994. С. 320.
ФОТО: Gettyimages.ru