Тема

Эффект выворачивания

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 72/Эффект выворачивания
Эффект выворачивания

Целая эпоха христианской Европы была пронизана библейским ощущением грядущего Царства на земле. И это была одна из интуиций, делающих Библию неотразимо привлекательной для ее слушателей и читателей. История обрела смысл, и смысл этот был светлым и радостным — становление Царства, из которого исчезнут вражда, страх, боль, опасность, война, несправедливость, смерть.

Оглянувшись на современное положение дел, мы можем сказать следующее. Библия и ее идеи играют все меньшую роль в современном мире. При помощи техники и науки людям удалось добиться немыслимых высот: жизнь стала длиннее, есть надежда, что она может быть продолжена на любой срок; общество становится все более единым (глобалистским); излечимыми стали те болезни, которые считались неизлечимыми, остановлены эпидемии страшных болезней; люди передвигаются по всему миру на самых разных механизмах сколь угодно быстро, они разработали ряд правил или законов, при помощи которых средний западный человек чувствует себя в безопасности, пользуется свободой, комфортом, правом самостоятельно принимать решения. И, кажется, это и есть признаки Царства, о котором идет речь в Библии.

Вместе с тем врачи и психологи отмечают небывалое накопление стрессов, количество успокоительных средств, продаваемых в аптеках, зашкаливает, наркомания стала бичом в Европе и Америке, алкоголизм процветает, Мировой океан превращается в свалку мусора, космос нашпигован мусором, ядерные отходы подобно минам замедленного действия вместе с убийственным химическим и биологическим оружием рассованы по всей Земле, питьевую воду мы покупаем в магазинах, люди все меньше хотят общаться вживую… Единица происходящего — человек. Именно он создает происходящее, и именно с ним оно случается. Давайте посмотрим, что собой представляет основная единица нашей земной действительности, и попробуем приблизиться к пониманию ее идентичности.

Человек — творец. И это очень важно. Он не творить не может. Можно сказать, что он творит 24 часа в сутки. Каким образом? Творчество совершается в три этапа: мысль — слово — действие. Причем каждый этап обладает способностью творить напрямую. Мысль имеет свойство материализовываться. И если человек достаточное количество раз (сотни тысяч) повторит про себя какую-то мысль, то она материализуется. Об этом хорошо знали революционеры, говоря, что «идея (мысль), овладевшая массами, становится материальной силой». В Библии же об этом сказано: «…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12:37). И скорее всего, здесь речь идет и о мыслях (внутренних словах), многократно повторенных. Ибо они творят сначала духовную реальность, потом материальную.

Следовательно, для нас, человечества, думающего в миллиарды раз больше, чем один человек, очень важно, о чем мы думаем. Для нас важно и обладает решающим значением то, что мы думаем о себе. Ибо такая многомиллиардная мысль и творит нашу действительность.

Теперь я хочу загадать загадку: как, не перекраивая, сделать перчатку с левой руки перчаткой для правой руки? Правильно! Ее надо просто вывернуть наизнанку. И тогда правое станет левым, притом что внутреннее, и это очень важно, станет внешним.

Процесс развития человечества во многом осуществляет как раз процесс «выворачивания».

Первое «выворачивание» описано глубоким и символическим языком Библии в самом начале священной книги. Это история с древом познания добра и зла, которую принято называть грехопадением. Что там случилось? Дети великого и личностного творческого Начала, Бога, впервые нарушают Его волю. И если в результате сотворения они имели жизнь в Боге как в ее, жизни, источнике, то теперь, вняв голосу распада, который обещал «сами будете, как боги», они переносят центр бытия на себя самих, ставя в центр вселенной не ее Высшее начало, а свою волю.

Перчатка вывернута в первый раз. Каков же результат? Как правое становится левым?

Во-первых, внутренняя глубинная жизнь людей, источник которой безмерный Бог, становится жизнью во многом внешней, и в силу этого в нее входят усталость, болезнь и смерть. Во-вторых, там, где отношения полов были тайной и радостью, возникает дисфункция, соперничество, похоть. В-третьих, рождение ребенка сопряжено отныне с болью, а труд — с усилием и проклятием, павшим на землю. Далее выворачивается само духовное пространство наряду с символическим пространством рая: люди изгоняются (в реальности сами изгоняют себя) из него, как ребенок — из мировой утробы. Райский духовный объем делается для них закрытым.

Выворачивание продолжается и далее. Ибо на этом пути, сделав первый шаг, остановиться трудно. Человек начинает примеряться к ставшему враждебным миру сначала при помощи магии, которая всегда есть желание властвовать, потом с помощью науки — как прямого продолжения магических практик (о чем прекрасно писал Фрезер в своей «Золотой ветви»). После первого выворачивания дружественный мир стал опасным, чужим, и его нужно теперь захватывать силой, с ним нужно бороться.

Происходит дальнейший ряд «выворачиваний», хотя их можно назвать просто развитием первоначального, сместившего центр жизни с Бога на человека, с Творца на творение, с бесконечного духа на ограниченный интеллект.

Человек вывернулся в убийство другого человека, вместо любви к другому человеку — созидание вывернулось в уничтожение себе подобного; близость к Богу вывернулась в магические операции, описанные в Библии как связь дочерей земли с сынами неба; вечность — во время, средство — в цель.

И сегодня процесс продолжается: любовь все больше выворачивается в секс; мужское — в женское (трансгендерная политика); бесконечный человеческий потенциал — в усвоение правил, необходимых для «процветания»; самопожертвование — в эгоистический расчет; творчество — в конструирование; деньги как средство — в деньги как цель; творческое мышление — в ЕГЭ; смерть как тайна — в смерть как бизнес и т. д. и т. п. И одно из самых трагических выворачиваний — выворачивание уникальности, неповторимости личности и даже вещи в стандарт, в единицу бесконечного ряда.

И если в XX веке поэты и христиане еще помнили о том, что вещь, а тем более человек неповторимы, обладают единственной, только им присущей аурой, как, например, это описал Метерлинк в своей «Синей птице», или Рильке в своих стихотворениях, или Мандельштам в «Восьмистишьях», то в XXI веке это ощущение стирается, редуцируется, исчезает. Еще в «Сталкере» Тарковского герой жалуется, что из мира ушла тайна, что в Средние века за каждой печкой жил домовой, а сейчас у нас лишь треугольник ABC, равный треугольнику A-квадрат, B-квадрат, C-квадрат. Цветение личности все больше превращается в цифровую единицу статистики глобального мироустройства.

Эту метаморфозу сознания можно описывать сколь угодно долго, потому что, однажды возникнув, она охватила, прогрессируя, все человечество, и процесс этот неостановим. Другое дело, что этот процесс не единственный. Что несмотря ни на что человек сохраняет в себе бесконечный потенциал, свою божественную сущность, которую при сотворении Творец в него вдохнул.

Другое дело, что Бог пришел на землю к «вывернутому» человечеству, променявшему бесконечное внутреннее на конечное внешнее, и ценой смерти на Кресте открыл выход, напомнил человеку о его истинной природе и предназначении, о том, что человек может стать собой, лишь опираясь на Отца небесного, бесконечно распрямляясь и приближаясь к Нему.

И были те, кто услышал эту Благую Весть изнутри, в глубине глубин своего сердца, и эта преемственность — из рук в руки, от сердца к сердцу — не прервалась до сегодняшнего дня. Но большинство услышало ее, как и прежде, снаружи, объективировало сказанное Христом, превратило Благую Весть в «слова», в идеологию, в предмет спекуляций, и в силу этого наружная, внешняя история человечества продолжилась, набирая скорость, а внутренняя, кажется, не имеет на сегодня достаточно сил для победы.

Кто же мы?

Проще всего обозначить себя в качестве существ социальных и природных, существ биологического ряда, обладающих способностью мыслить. Это и происходит сегодня в мире. На нем и строится мир глобалистский, ибо ни на чем, кроме представления личности о себе, о своих целях и своей природе, мир выстроен быть, как ни странно, не может.

И упор человека вывернутого на свою вывернутость, несмотря на сверхуспешное развитие техники, вел и будет вести людей к катастрофе: к горам мусора в океане, радио­активным отходам, тысячам тонн транквилизаторов для компенсации стресса вывернутой психики, локальным вой­нам и т. д.

Сегодняшнее единение человечества звучит пародийно, ибо это, как правило, единение больных человеческих единиц… — вокруг чего? Вокруг собственного комфорта, вокруг эгоистического стремления быть все более успешным. Поистине, это дом на песке или пародия на Царство любви, о котором сказано в Библии. Ибо из бракованных кирпичей дом не построить даже на камне.

Единица мира — человек. А человек — существо единственно из всех существ на земле сверхприродное. Более того, нужно помнить, что человек, если вдуматься, существо сверхчеловеческое, ибо обладает главным, что делает его человеком, — нетварным духом, которым его одарило Высшее. Человек — это сын Божий. Не брать этого в расчет — все равно, что заколачивать гвозди ноутбуком.

И только вернув себе свою природу, осознав ее, сделав ее образом жизни, может он рассчитывать на достижение единства, просветленного глобализма в любви и бесконечном развитии, на приближение к той жизни на земле, которая в нем самом сокрыта как жизнь богочеловеческая и пробужденная, которую еще называют Царством Небесным, или Райским светом. Она все еще не утрачена, она все еще «стоит и стучится к нам». И есть еще время прислушаться и отворить дверь себе самим — истинным.

 

ФОТО: Gettyimages.ru


Работает на Cornerstone