Филипп Якоб Шпенер (1635–1705) — немецкий протестантский богослов. Он родился в городе Раппольтсвайлер (Эльзас) в дворянской семье. Его воспитывала крестная — Анна фон Раппольтштайн. Как и многие жители немецких княжеств* в то время, она увлекалась знаменитой книгой пастора Иоганна Арндта «Об истинном христианстве». Соответственно, Арндт входил в круг чтения юного Шпенера.
Способный юноша поступил в Страсбургский университет. Шпенеру повезло — многие из его учителей, в отличие от большинства своих коллег, увлекавшихся схоластикой, были большими поклонниками Арндта и идеи рождения свыше, внутреннего переворота в человеке, который происходит в нем под действием божественной благодати. Во время учебы Шпенер познакомился с творчеством английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Мрачный скепсис его философии, отрицающей любые добрые побуждения в людях и полагающей религию удобным инструментом для управления людьми, покоробил Шпенера, и в 1653 году он защитил магистерскую диссертацию, в которой раскритиковал эту философию. Шпенер занимался не только богословием, с 1655 года он увлекся генеалогией. Интересы Шпенера простирались и дальше — так, именно он считается основателем научной геральдики.
В дальнейшем в своих богословских трудах Шпенер рассматривал книгу Откровение Иоанна Богослова, его особое внимание привлекли отрывки, в которых описаны грядущие бедствия и отсутствие покаяния у людей (см.: Откр 9:13–21).
В день защиты докторской диссертации Шпенер женился на Сюзанне Эрхард, в браке родилось одиннадцать детей. В том же году Шпенер был назначен помощником проповедника в Страсбургский собор, а с 1666 года стал пастором церкви во Франкфурте-на-Майне. Это был большой богатый торговый город. Его жители и приезжие были настроены сугубо практически и были крайне далеки от отвлеченных богословских споров.
Шпенер стал думать, как улучшить жизнь этих людей, которые лишь формально принадлежали к церкви. Как обратить их ко Христу? Он начал с занятий по катехизации. Догматизм и схоластика были всего лишь одной из сторон религиозной жизни того времени. В эпоху барокко с ее глубоким чувством человеческого несовершенства и жаждой Божьего милосердия родилось множество размышлений о жизни человека с Богом. Пассивное предание себя Богу, рождение свыше, глубокая личная молитва, практическая деятельность, в которой христианин ежеминутно помнит о Боге, — вот что предлагали английские и нидерландские протестанты, а также сочувствовавшие Реформации католики. На Шпенера оказал влияние и современник Лютера Каспар Швенкфельд, который писал о том, что церковь — это не внешняя институция, а объединение людей, от сердца служащих Богу, которым неважны деноминационные границы.
Книги и обсуждения — хорошо, а живой опыт — еще лучше: в 1669 году Шпенер познакомился с кальвинистом Жаном Лабади, который основал в Нидерландах общину, где люди читали и обсуждали Библию в домашних группах. Идея Шпенеру понравилась, однако ее воплощение не стало его инициативой: в 1670 году несколько прихожан объединились для чтения «методичек» по благочестию (прежде всего книг Иоганна Арндта) и попросили его благословения на эти собрания. Шпенер согласился и стал их проводить у себя дома два раза в неделю. Он произносил проповедь, читал вслух книги, а потом собравшиеся обсуждали прочитанное со строгим правилом: никаких догматических споров, разговор должен идти только о том, насколько услышанное может быть применимо на практике. Когда благочестивая литература закончилась, то участники собраний обратились к первоисточнику — Библии.
Домашняя группа как форма собраний стала весьма популярной и заинтересовала многих. На домашнюю группу к Шпенеру стали проситься христиане разных деноминаций: реформаты, швенкфельдеры (последователи Каспара Швенкфельда) и даже католики. И Шпенер принял смелое решение принять их. Собрания у него на дому стали одним из первых мест, где христиане из разных церквей собирались вместе. Опыт таких «упражнений в благочестии» все больше казался Шпенеру нужным всей церкви. И в 1675 году он написал программу обновления церкви «Благие пожелания» (Pia desideria). Для единства с Богом всем нужно читать Библию и применять прочитанное на практике, писал он, для этого христианам нужно прекратить все отвлеченные споры и сосредоточиться на том, как в обычной жизни проявлять любовь к Богу и людям. Нужно устранить разделение на клир и мир, на чем настаивал еще Лютер, и дать возможность каждому верующему деятельно участвовать в церковной жизни. Для этого богословие в семинариях должно превратиться в практическую дисциплину, а пасторам в проповедях необходимо говорить прихожанам о реальной жизни. В большой церкви должна существовать церковь малая (ecclesiola in ecclesia), то есть малые домашние группы, в которых люди могли бы делиться друг с другом тем, как Писание откликается в их повседневной жизни. Шпенер назвал такие группы училищами благочестия (collegia pietatis). Сочинение Шпенера активно обсуждалось. Популярность таких групп породила отклик в церковной среде, где к Шпенеру отнеслись скептически. Малые группы, где христиане могут обойтись без организованной церкви, казались подрывом ее основ. Сторонников Шпенера в начале 1680-х годов в насмешку прозвали пиетистами (благочестивцами). Это прозвище было воспринято всерьез и стало названием движения.
Если церковное начальство и собратья-священнослужители отнеслись к Шпенеру скорее негативно, то светские власти — явно положительно. Несомненная ученость Шпенера, его уравновешенный характер, а самое главное, практические результаты его трудов (организованная помощь бедным) — все это говорило в его пользу. В 1686 году Шпенер стал проповедником при саксонском дворе в Дрездене (княжество Саксония). Там он занимался катехизацией и просвещением и познакомился с Августом Франке, впоследствии своим самым близким учеником и последователем. В 1691 году Шпенера пригласили на должность пробста (старшего пастора) церкви Святого Николая в Берлине, и он согласился. При покровительстве Фридриха III в 1694 году был открыт университет в Галле, где с помощью своего последователя Франке Шпенер реализовал свой давнишний замысел — сделать семинарское образование практичным. Впоследствии это учебное заведение станет интеллектуальным центром пиетизма, кузницей кадров для нового движения. В последние годы до самой смерти (в 1705 году) Шпенер развивал идеи о единстве христиан. В преддверии тысячелетнего Царства, считал он, произойдут два события — обратятся ко Христу евреи, народ Божий по плоти, и погибнет папство, которое Шпенер, как протестант XVII века, воспринимал как антихристианскую систему. При наступлении Царства Божьего деноминационные границы сотрутся и все христиане объединятся.
Влияние Шпенера и созданного им движения на протестантскую мысль очень велико. Важно отметить и вклад Шпенера в идею единства христиан и мира. Пиетизм стал движением, объединившим протестантов разных деноминаций, например таких, как гернгутеры, включающие лютеран, реформатов, последователей Яна Гуса и др. Шпенер также заложил идею грядущего единства христианского мира, народа Божьего по духу, и еврейского мира, обратившегося ко Христу.
*Германия в те времена только формально была единой страной (Священной Римской империей), на деле же она была союзом независимых княжеств.
ФОТО: Wikipedia.org