Роман Лункин, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник
Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии
и общества ИЕ РАН, главный редактор журнала «Современная Европа»
— Роман Николаевич, давайте начнем с самого начала. Расскажите нам и читателям, что такое глобализация?
— Глобализация является процессом открытия практически всех мыслимых границ, с одной стороны, и инструментом распространения определенных общих для всех стандартов жизни — с другой. В основном лицом глобализации стал американизированный тип поп-культуры, который облегчал продвижение либеральных принципов рыночной экономики, демократических институтов. Современный тип глобализации стал развиваться в послевоенный период, с 1950–60-х годов, поскольку именно в это время наступил долгожданный мир в Европе, где национальные границы перестали быть поводом к войнам. Между тем предшествовали этому мировому явлению и разные особенные проекты глобализации, которые происходили в истории, — это и распространение христианства, и Крестовые походы, и становление католицизма как глобальной конфессии. — Глобализация многогранна, поговорим об экономической, политической, технологической ее составляющих.
— Народы и страны, которые с легкостью воспринимали глобализацию, от Латинской Америки до Индонезии и Африки, надеялись на то, что она поможет им. В экономической сфере появлялись не только транснациональные компании, но и новые общие правила ведения бизнеса, его этики. В рамках политики оказалось, что успешное, процветающее общество невозможно без учета прав человека, в том числе свободы совести. Технологии стали универсальными и вышли за границы национальных государств. Оказалось, что страны могут различаться по интеллектуальному уровню своих ученых, но технологии все равно будут везде примерно одинаковыми. — Каковы роль постмодернизма, сопровождающего процесс глобализации, и его влияние на становление современного человека?
— В основе глобализации были либеральные принципы, которые в классическом понимании означают полную свободу действий для всех и свободу мнений для каждого. Возникшее в рамках либерализма постмодернистское понимание ценностей и того, как должен себя вести человек в жизни, в определенном смысле довело до абсурда глобальный миропорядок. Основными составляющими этого абсурда стали диктатура меньшинств, абсолютизирование их прав, гендерная политика равенства любой ценой, отрицание самоценности национальных и религиозных приоритетов. В итоге следствием этого стало формирование недемократического либерализма. Его нынешние последователи с легкостью карают за осуждение гомосексуализма и однополых браков, уничижают религию, низводя ее до уровня домашнего святилища или глубоко личной веры. Все смелые и свободные высказывания могут оказаться в этом мире неполиткорректными. Одним из проявлений этого антидемократического либерализма стала непродуманная иммиграционная политика в западноевропейских странах. Те политики, которые высказывались против нее, за сохранение самобытной культуры европейских народов, были обвинены в авторитаризме и даже фашизме. Постмодернизм делает ценности пустыми, но позволяет по-новому взглянуть на роль разного рода меньшинств в обществе (в том числе религиозных), раздвигает границы национальных государств, делает поп-культуру универсальным языком. Так что у глобализации много разных лиц. — Какую роль сыграло христианство в процессе глобализации?
— Христианство первым предложило миру свой проект глобализации. Он изменил мир, предложил ему новые универсальные ценности, связал части света и целые народы между собой. С конца I века христианские миссионеры захватывали мир своей проповедью, пока не утвердились в том цивилизованном мире, который тогда был известен, — в Римской империи. В связи с этим можно утверждать, что именно христианство подало саму идею глобализации, стало ее прообразом. Ценности, которые легли в основу глобальных изменений в ХХ веке, также были взяты из христианства. Это прежде всего равенство всех людей перед Богом, представление о том, что у Бога нет «ни эллина, ни иудея» и что для проповеди нет и не может быть границ. Волна распространения протестантских церквей по всей России в 1990-е годы также является не только следствием распада СССР, но и запоздало пришедшей на российскую почву глобализации. Именно поэтому в России действуют бразильские или африканские миссии, а российские пасторы ездят с миссией в Латинскую Америку или Индию. — Экономические тенденции вытесняют религиозность как ненужное или неприбыльное занятие. Возможно ли противостоять этой тенденции?
— С этим я не согласен, поскольку религиозность остается и никуда не уходит, даже если кризис переживают традиционные исторически укорененные церкви и религии (католицизм в Западной Европе, православие в России, ислам, буддизм, индуизм в странах, где эти религии исповедует большинство населения). Для экономики важны имидж, стабильность, корпоративные ценности, социальный капитал, который исходит из социальной ответственности. В этой связи важными оказываются те церкви, которые отстаивают свободу совести, этику труда и ответственности, поддерживают рыночную экономику. Конечно, пример протестантских церквей — лучшее доказательство того, что глобализацию и экономическую сферу можно использовать в своих интересах. Евангелисты и пятидесятники стали наиболее успешными глобализаторами в разных странах мира с 1960-х годов. Теология процветания и здоровья в рамках харизматического движения стала зримым выражением того, как евангельские церкви творчески переработали экономическую теорию и приспособили ее к миссионерским нуждам. Безусловно, у этой богословской концепции есть свои недостатки, она довела до определенного логического конца кальвинистскую этику благополучия как признака спасенности. Но для верующих многих стран третьего мира именно такого рода представление о спасении стало привлекательным и привело их в церковь. — Как глобализация влияет на христианское сообщество? Переживают ли кризис традиционные формы религиозности?
— Многие ученые говорят о кризисе привычных форм религиозности и церковных институтов. Однако к этому тезису я отношусь с сомнением. Дело в том, что в ХХ веке произошло резкое снижение влияния религии на жизнь общества в американо-европейском мире. Виной этому стала секуляризация жизни, а если конкретно — исчезновение представления о том, что церковь и вера определяют всю жизнь человека, от его работы до личных проблем. То, что стало происходить с церквями в последующее время, можно назвать приспособлением к сложившейся ситуации или же более или менее естественным развитием церковных институтов в новых условиях. Тем более что не было времени, когда церковь не менялась. Наряду с этим, когда говорят о кризисе христианства в Европе, к примеру, то часто имеют в виду именно упадок традиционных церквей, закрытие католических и лютеранских храмов. При этом не учитывается то, что на окраине мегаполисов открываются новые церкви евангельского направления, куда ходят тысячи прихожан. А католики и лютеране, оставшиеся в своих церквях, организуют куда больше разного рода социальных и культурных проектов, чем раньше. То есть на фоне закрытия церквей растет гражданская активность верующих и отдельных деноминаций, особенно консервативного фундаменталистского толка. А это означает, что кризис, возможно, и есть, но это не кризис христианства в целом. Также можно много говорить о вреде либерального миропорядка и его безнравственности, но именно благодаря глобализации миссионеры похожих друг на друга церквей есть в Индии, Африке, в Ираке или Афганистане, что сложно было представить себе в предыдущие века церковной истории. — Есть ли место Христу в информационном мире?
— Христос довольно многообразно присутствует в массмедиа — и как поп-герой, и как исторический персонаж, и как ироничный персонаж, через которого критикуется сам институт церкви (например, Христос в мультфильме «Южный парк»). В проповедях различных религиозных деятелей Христос также многолик. В YouTube или Facebook у православных священников или протестантских пасторов Он может иметь совершенно разный характер. Но важно то, что если «погуглить», то Христос будет практически везде.
— Каков может быть позитивный вклад христиан в развитие мира и общества в эпоху глобализма? Назовите сферы влияния, доступные христианам?
— Как показывает история последних десятилетий, христиане стали намного активнее в социальном служении и в политической деятельности. Поворот церквей к обществу и нуждам конкретных людей воспринимается как нечто само собой разумеющееся, как то, что церкви должны делать по своему евангельскому призванию. В рамках политики церкви отстаивают ценности, за которые они выступают и которые проповедуют. Самые яркие примеры — это противостояние незарегистрированных евангельских церквей советской власти и участие католической церкви в движении «Солидарность» в Польше в 1980-е годы. В последние десятилетия Русская православная церковь, как и католики и протестанты, значительно укрепила свои позиции в республиках бывшего СССР. Если православие стало частью государственнического мировоззрения, то протестанты прошли путь эволюции от американизированных демократических взглядов 1990-х годов к патриотической государственнической позиции. Правда, в отличие от православных, почти никакой выгоды от этого не получили. Даже наоборот, основными пострадавшими в результате применения в России «закона Яровой» о регулировании миссионерской деятельности оказались баптисты, пятидесятники, адвентисты. Они платят штрафы, их дома молитвы сносят, но это также формирует их гражданскую позицию. В конце концов, члены евангельских общин остаются ответственными гражданами, для которых права человека и свобода совести не пустой звук. Именно такого рода гражданская позиция верующих имеет большое значение для будущего церкви в странах, которые еще не пришли к своему пониманию ценности личности и религиозной свободы. — Светский мир полон пессимизма относительно технократического будущего с единым человечеством. Стоит ли христианам быть оптимистами?
— Христиане по своей вере большие оптимисты, поскольку верят в силу проповеди, Слова Божьего, в то, что Евангелие должно быть и будет распространено до всех краев земли. Причем, исходя из духа Нового Завета, совершенно не важно, будет это будущее технократическим, с единым или раздробленным человечеством. Миссия все равно будет идти своим чередом. — Академик Сахаров в свое время предложил проект мирового правительства, видя в нем возможность взаимопроникновения социалистической и капиталистической систем, их лучших черт, мирового регулирования многих процессов на Земле, гармонизации мирового развития. Созданы Совет Европы, G20, «большая семерка». Помогут ли подобные прообразы мирового правительства гармонизировать жизнь на Земле? Не являются ли эти идеи звоночками, некими знаками последнего времени — с точки зрения Священного Писания?
— Международные организации, как правило, являются иллюзиями мирового правительства. Как социолог и политолог, могу успокоить многих христиан тем, что решения в рамках международной политики по-прежнему принимаются отдельными людьми. В большинстве случаев решения мировых лидеров отнюдь не являются частью глобального плана, более того, они могут быть глупыми и непродуманными, сиюминутными решениями, в которых нет элементарной логики. В этой ситуации говорить о мировом правительстве по крайней мере странно. — В 1949 году было создано Государство Израиль. Это удивительное событие, ведь почти две тысячи лет евреи жили в рассеянии. Всевышний обещал, что снова соберет Свой народ. Его обещание выполнено. Господь вновь вмешивается в историю. Близок ли конец мира — такого, каким мы его знаем?
— Создание Государства Израиль является одним из самых значительных событий ХХ века. И самими израильтянами, и многими христианами в разных странах мира это событие воспринимается как Божье благословение и воля Бога. Вместе с тем надо сказать, что обетование о том, что Господь соберет Свой народ, иудеи и христиане могут трактовать по-разному. Для евреев это ветхозаветное обещание. Для христиан это обещание, что Бог когда-нибудь соберет всех верующих, обратившихся ко Христу, вокруг Себя.
— Каким вам представляется тысячелетнее Царство — глобальное правление Христа?
— История разных христианских церквей показывает, что верующим было трудно угадать времена и сроки Второго пришествия Христа. Для тех, кто читает Новый Завет, этот вопрос так или иначе остается тайной. В православии, католицизме и протестантизме есть свои представления о том, как и что будет происходить в последние времена. Как правило, это ожидание Страшного суда и отделение грешников от праведников. Среди пятидесятников и адвентистов распространена идея о тысячелетнем Царстве Иисуса Христа и вознесении с Ним всех праведников. По одной версии, это может произойти до начала гонений на христиан и борьбы с дьяволом, по другой — после этого, когда Христос уже испытанных христиан заберет к Себе. Для меня ни мировые заговоры, ни ИНН не являются руководством к действию. Единственное руководство — это Евангелие, которое побуждает заботиться о ближнем и созидать свою Церковь.
ФОТО: предоставлено Романом Лункиным