Тема

Искушение глобализацией

Александр Федичкин
Журнал/Архив/Номер 72/Искушение глобализацией
Искушение глобализацией

«С великою радостью 
принимайте, братия мои, когда впадаете 
в различные искушения...»

Иак 1:2

В книгах Нового Завета говорится об искушениях или испытаниях, которым подвергается верующий человек. Через испытание происходит познание истинности вещи или предмета. Так, в древности люди, надкусывая монету, узнавали, не поддельная ли она, словесному испытанию подвергали и человека, дабы удостовериться в истинности его намерений. Процесс познания себя — насколько ты способен противостоять злу — также проходит в испытаниях.

Способность верующего противостоять искушениям — это не только победа добра в мире, но и обретение человеком опыта, навыка ориентирования в среде, где легко поступить неправильно. Христиане, по словам Иисуса, являются светом и солью для тех, кто их окружает. Но так же, как устаревают лекарства, устаревают и методы служения христиан в обществе. Поэтому методы служения надо пересматривать в соответствии с требованиями времени.

Апостол Иаков писал, что христиане должны принимать искушения с радостью. Почему? Потому что благодаря этим испытаниям они учатся терпению и мудрости. Христиане побеждают мир тогда, когда они способны действовать по истине в новых обстоятельствах. И это дает нам повод размышлять над особенностями служения Церкви в условиях глобализации.
Эти условия позволяют сегодня людям взаимодействовать не только в рамках своей страны или региона, но всей планеты. В глобальную деятельность вовлечены политики, люди, обеспечивающие экономические связи между странами в стремлении увеличить свою прибыль, ученые, которые обмениваются знаниями и технологиями, поскольку это обеспечивает прогресс науки, религиозные деятели. Эти процессы стали привычными. Кто же скажет что-то против планетарного взаимодействия христиан? Проблемы кроются в деталях. Именно здесь таятся трудности нашего испытания глобализацией.

Можно утверждать, что глобальные мышление и действия, конечно же, есть исполнение воли Бога: «… да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Мф 6:10). Исходя из этого евангельского посыла, можно только приветствовать возможности глобального общения, чтобы Царство Бога расширялось на земле. Чтобы людей, которых Иисус назвал «светом и солью», становилось больше, Благая Весть распространялась. Но дело в том, что сил зла и неправды также становится больше. Они, в свою очередь, объединяются, дабы противостоять истине.

В новых условиях большим искушением для христиан становится желание оставаться в старых рамках служения Богу, на привычных — локальном, региональном — уровнях. Однако сегодня христианам надо продемонстрировать свое умение совместно осуществлять волю Создателя в новых условиях глобального взаимодействия. Это и будет победа в испытании глобализацией. Итак, предстоит смена масштаба деятельности как Церкви, так и мышления каждого отдельного христианина.

Второе искушение я вижу в том, что глобализация принесла не только потребность в пересмотре масштабов христианского служения. Она обнажила проблему совмещения полюсов — малого и большого служения. Поясню. Личность, семья, община, деноминация стремятся учесть то, что характерно, специфично для отдельного человека в его следовании за Богом. Глобальный же подход из-за своей масштабности или предполагает упрощение, унификацию, или распространяет опыт одной культуры на все остальные. А это обедняет Церковь, впрочем, как и общество. Апостол Павел пишет о принципе взаимодействия, которым могут и должны руководствоваться современные христиане, — о Церкви как о едином теле Христа (см.: 1 Кор 12:13–14). Мы, христиане, — один организм, а это предполагает взаимодействие, которое должно осуществляться на основе сознательного посвящения на такое служение, на уважении к дарам друг друга не только на личностном уровне, но и на уровне общинном, деноминационном. Это взаимодействие, по мысли апостола, обеспечивается взаимной заботой христиан друг о друге (см.: 1 Кор 12:20–25).

Когда служение расширяется и в поле твоего зрения попадают не только члены твоей общины, но и люди из другой общины, деноминации на глобальном уровне,  это огромное испытание. Как сохранить свои богословские предпочтения в понимании истины Божьей, выраженные в кредо, принципах веры и служения, и открыться навстречу другим братьям, не борясь с ними, а делая общее дело для утверждения Царства Божьего? Искушение новой реальностью преодолевается тем, что Писание говорит о Церкви (Экклесии), которая создана Христом, и только Им одним (см.: Мф 16:18). Церковь — это люди, откликнувшиеся на призыв Божий. Благая Весть — от Бога, а христиане — это те, кто только принял от Бога драгоценный дар спасения во Христе. В этом они едины как братья и сестры, рожденные по воле родителей, но все разные.

Как же деноминациям в этих условиях не потерять своеобразия? В этой непростой ситуации важно придерживаться принципа: признать за христианами иного толка право служить Богу по усвоенному ими правилу, кроме того, важно, чтобы их служение было построено на основании Библии и Никео-Цареградского, или Апостольского, Символа веры. Все делают одно дело, но по-разному — как кому открыл Бог. Изменение мышления в этом направлении — путь к победе над вторым искушением.

Третье искушение глобализацией — проблема отношения верующих к достижениям общечеловеческого прогресса. Нередко христианская жизнь противопоставляется жизни общества на основании узко понятого текста Писания: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:15–16). Общество неоднородно. Оно состоит и из христиан, и из противников Бога. Кроме того, есть еще те, кто не определился в своем отношении к Богу или не знает о Нем. Но все люди сотворены Богом, устроены Им.

Разница в познании мира между этими группами людей состоит в том, что детям Божьим открыта возможность познания особого Божьего откровения. Те же, кто не знает Бога, познают окружающий мир, устроенный Им, но без Его особого откровения. Они накапливают знания о материальном мире и применяют их на практике. Христианину же важно помнить о том, что все открытия даны человечеству Богом и должны рассматриваться в свете Его особого откровения. Особое откровение позволяет христианину разумно ориентироваться в общем откровении, правильно осмыслять достижения прогресса, различать в них хорошее и плохое, понимать, как открытия человечества могут помочь ему исполнить волю Божью на земле и послужить к славе Господа, ибо «Господня земля и что наполняет ее…» (Пс 23:1).

Конечно, я перечислил не все проблемы, в реальности их гораздо больше. Но христиане настроены оптимистично и верят, что новое время принесет с собой новые сокровища в копилку христианского опыта как на личном, так и на общецерковном уровне, что Церковь в очередной раз докажет и покажет, что Бог не только не ошибается, а побеждает в Своей мудрости и доброте.

 

ФОТО: Gettyimages.ru

Работает на Cornerstone